Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №17/2005

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Проектирование уроков по теме "Прыжок в высоту"

I. Анализ целевых требований. В разделе «Легкая атлетика» применительно к теме «Прыжок в высоту» сказано, что учащиеся должны уметь преодолевать планку способом «перешагивание» с 7–9 шагов разбега. Применительно к указанной теме такое обеспечение предполагает воспитание: скоростно-силовых способностей, преимущественно для эффективности фазы отталкивания; координации, преимущественно в фазах полета и приземления; гибкости в тазобедренном суставе для эффективности махового движения, проявляющегося преимущественно в конечной фазе отталкиван2ия и заканчивающегося в начале фазы полета.

II. Подбор средств осуществляется на основе анализа биомеханической модели двигательного действия. Анализ показывает, что в фазе отталкивания наблюдаются активные разгибательные движения в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Акцент делается на сильное и быстрое разгибательное движение, что определяет одно из целевых направлений – «скоростно-силовое». Для этого необходимо подобрать комплекс упражнений, которые наиболее эффективно развивают мышцы в соответствующем режиме. Развивающими упражнениями (ориентировочно для учащихся 5–7-х классов) рекомендуются следующие:

А – ходьба перекатом с пятки на носок с акцентированным выталкивающим движением стопой (желателен подскок);
Б – в упоре о стену активные разгибательные движения только в голеностопном суставе (коленный и тазобедренный суставы фиксированы небольшим напряжением соответствующих мышц);
В – в упоре о стену активные разгибательные движения в коленном суставе (стопа не работает);
Г – выпрыгивание вверх из полуприседа и полного приседа;
Д – выпрыгивание вверх толчком одной ноги с шага;
Е – выпрыгивание вверх толчком одной с шага в сочетании с маховым движением другой ногой;
Ж – выпрыгивание вверх толчком одной с шага в сочетании с маховым движением другой ногой и руками.

III. Меру воздействия подобранных средств необходимо соотнести с величинами максимального теста (МТ), индивидуализируя таким образом нагрузку. Следует подбирать упражнения, которые можно выполнить с максимально возможной для данных условий скоростью (без существенных нарушений техники их исполнения). Применительно к рассматриваемой в качестве примера скоростно-силовой подготовке для прыжков в высоту – это разновидности прыжковых упражнений, выполняемых в вертикальном положении. Отягощения подбираются в пределах от 30 до 60% от максимума; число повторений – от 6 до 10 (в зависимости от веса отягощения); отдых – 3–4 минуты между подходами. Поскольку вес школьника – величина индивидуальная, то и индивидуализация нагрузки происходит сама собой (отягощением используется вес собственного тела).

Количество повторений и подходов от занятия к занятию должно увеличиваться: три подхода дают развивающий эффект; два обеспечивают поддерживающий эффект; один дает разминочный эффект.

IV. Проектирование физической подготовки школьников предполагает системное распределение тренировочных заданий во времени (поурочно).

Планирование нагрузки используемых средств осуществляется в следующей последовательности:

  • определяется последний урок по использованию конкретного средства;
  • рассчитывается целевая (итоговая) нагрузка каждого средства, которая фиксируется на послед­нем для данного средства уроке;
  • уточняется исходная (начальная) нагрузка каждого средства, которая фиксируется на том уроке, с которого начинается его использование;
  • распределяется нагрузка на «промежуточные» уроки.

Павел ИГНАТЬЕВ
Нижегородский институт развития образования