Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №17/2005

УЧИТЕЛЮ

Комментарий психолога

Очень честное и искреннее письмо, правда, сама описанная в нем ситуация довольно банальна. Думаю, половина практикующих педагогов могли бы рассказать нечто подобное из собственного профессионального опыта, вспомнить нечто подобное из своих школьных лет. И про себя я могу рассказать кое-что.

Если же оставить в стороне эмоции (переживать такое очень тяжело), думаю, стоит остановиться на двух важных моментах рассказа и дать методический комментарий.

Момент первый. Школьники, особенно подрост­ки, очень чувствительны к профессионализму педагогов. Высокие слова о том, что учитель – культурный образец, эталон для своих учеников, хотя и поистерлись от употребления, но остались правдой. Учитель, чей профессиональный кругозор ограничивается учебником, единственной методичкой, учитель, который не способен гибко приспособить преподавание своего предмета к ситуации – снег ли пошел, пробки ли в школе выбило, девочки с мальчиками поссорились, – очень быстро теряет авторитет. Причем, чем старше ученики, тем важнее для них «экспертный авторитет» педагога. Это малышей можно удержать от бунта собственной энергией, внутренней силой и нормативными высказываниями. Подростки на такое реагируют очень слабо. Нужно либо безостановочно наращивать силу репрессивного воздействия, либо переходить на иные отношения, построенные на авторитете знания и личности.

С авторитетом личности и связан второй момент. Одно из самых важных профессионально-личностных достоинств педагога – умение признавать свои ошибки и делать это так, чтобы сама ситуация признания их становилась для детей воспитывающей. Педагог, до последнего держащий свое «лицо» в ситуации, когда его несостоятельность, некомпетентность, ошибочность принятого решения очевидна, смешон и не заслуживает детского уважения. Для настоящего учителя очень важно уметь ошибаться. Он должен много знать, серьезно думать над своими словами и поступками, выбирать наилучшие альтернативы в сложных ситуациях. Это обеспечивает ему авторитет Взрослого, позволяет воспитанникам быть уверенными в своем Учителе, чувствовать себя защищенными его силой и мудростью. А ошибаться открыто, когда ошибки избежать не удалось, еще важнее.

Так случилось, что в истории, рассказанной нашим коллегой, «сошлись» оба обсуждаемых момента. И получился педагогический конфуз. Профессиональное и личностное поражение. На таких поражениях мы и растем, превращаясь в Педагогов.

Марина БИТЯНОВА,
к.п.н.