Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №17/2005

УРОК

Уроки восточной мудрости

Для тех, кто со знанием дела следует восточным системам оздоровления, это не дань моде, а та азбука здоровья, которая помогает миллионам людей оставаться уверенными, работоспособными и здоровыми. Такими желают видеть родители своих детей, а учителя – учеников. А разве самим учителям незнакомо чувство усталости, когда жизненные силы, кажется, на исходе? И как, например, можно поддержать эти силы на уроке физической культуры без инвентаря и разделения интересов на девичьи и мальчишеские?

Тренируется тело – закаляется дух

Согласно заветам китайских учителей, смысл совершенствования человека состоит в увеличении запасов «жизненной энергии» организма (в Китае ее называли ци), ее очищении и достижении контроля над ней. Именно ци, считали древние китайцы, является источником подлинного здоровья и силы в человеке, а значит, тело и дух нельзя тренировать по отдельности.

Китайские мудрецы предостерегали от гипертрофированного развития мышц и интеллекта. И первым требованием было сохранить в целости свою жизненную энергию, не поддаться соблазнам специализации. Именно: воспитать в себе целомудрие. Уже в древнейшей книге по искусству рукопашного боя, «Каноне совершенствования мышц» (VII в.), написано: «Пусть ци будет оберегаемо внутри и рассеивается вовне, ибо когда ци собрано воедино, сила собирается сама собой, а когда ци имеется в достатке, сила сама собой достигается всюду...»

Настоящие мастера ушу в Китае и сегодня говорят о том, что для достижения подлинного мастерства нужно вовне тренировать мышцы, а внутри – единое ци. Например, способность наносить сильнейший удар неприметным «движением» тела объясняется именно умением управлять своим ци. Научиться жить всей «полнотой ощущений», «хранить цельность духа», тренировать разом все тело – это путь сохранения телесного здоровья.

Первая заповедь всех видов китайской оздоровительной гимнастики гласит: «Когда тело начинает двигаться, в нем нет ничего, что не находилось бы в движении». При этом тело и сознание не утверждают себя в обособлении друг от друга. Для достижения этой целостности существования требуется прежде всего быть расслабленным, что, конечно, означает не вялость и лень ума и тела. «Взращивание ци» выявляет естественную красоту телесной пластики. Поэтому являлось, помимо прочего, подлинной основой танцевального и актерского искусства в Китае.

Главную роль в циркуляции ци играло так называемое «Киноварное поле» (дань тянь), расположенное в нижней части живота, примерно на палец ниже пупка. Здесь собирается и накапливается жизненная энергия, отсюда она растекается по всему телу, причем ее циркуляция сопрягается с действием не мышц, а сухожилий.

Правила осанки и движений

Существовали общие для всех школ медитации и физической гимнастики правила осанки и движений, обеспечивающие беспрепятственную циркуляцию ци в организме. Назовем важнейшие из них.

Спина должна быть прямой, центр активности в ней находится вверху, в области четвертого позвонка. В животе, наоборот, центр активности должен находиться внизу (в области «Киноварного поля»).

Нужно всегда сохранять равновесие, что позволяет легко менять точку опоры. Плечи должны быть расслаблены, чтобы энергия могла поступать в руки.

Грудь не должна быть ни выпяченной вперед, ни убранной вовнутрь. Пустотность груди обеспечивает поступление жизненной энергии в бедра.

Голова должна стоять прямо и как бы не иметь веса. Это обеспечивает свободную циркуляцию ци в верхней части тела.

Локти должны быть обращены вниз – в таком случае жизненная энергия сможет достичь ладоней.

К этому можно добавить еще несколько полезных рекомендаций.

Почаще растягивать ахилловы сухожилия, так как жизненная энергия в организме действует через них. Китайская поговорка гласит: «Побольше растянешься – подольше проживешь».

Полезно вытягивать руки вниз или в стороны, одновременно концентрируя внимание на точке лаогун (в центре ладоней); при этом руки, вытягиваясь, должны вращаться вокруг своей оси.

Полезно сжимать кулаки, а потом быстро их разжимать; выполнять круговые вращения ступней ног и головы.

Китайская гимнастика: логика течения жизни

Существеннейшая особенность китайской традиции гимнастических упражнений, резко отличавшая ее от европейских гимнастических комплексов, заключалась в том, что эта традиция была нацелена не просто на улучшение физических кондиций человека и, тем более, не на одностороннее наращивание мускульной силы, а на обеспечение свободной циркуляции жизненной энергии в организме и, как следствие, максимально полное раскрытие его свойств и способностей. Другими словами, китайская гимнастика носит системно-соматический характер и предполагает теснейшую связь между физическими и духовными качествами человеческого существования. Ее комплексы всегда организованы так, что следующее движение как бы восполняет предыдущее, подчиняясь логике самого течения жизни: за растяжением следует сжатие, за вращением налево – поворот направо, за наклоном – распрямление и т. д. В сущности, эти комплексы призваны развивать не отдельные мышцы, а целые функциональные системы организма, в совокупности дополняющие друг друга.

Древнейшие гимнастические комплексы имели вид подражания повадкам различных животных и птиц, то есть воспроизводили не механические движения, а определенные биологические рефлексы. Другая их примечательная особенность – в том, что они увеличивают эластичность мышц и сухожилий, что облегчает циркуляцию ци в организме.

Первый классический комплекс китайской гимнастики «Игры пяти зверей» был составлен знаменитым врачом Хуа То во II веке. В него входили упражнения, имитирующие движения тигра, оленя, медведя, обезьяны и птицы. Согласно авторским наставлениям, в занятиях гимнастикой должны участвовать все части тела, но без переутомления. Комплекс Хуа То, не претерпевший больших изменений, популярен в Китае и сегодня.

Дыхание как метод оздоровления

О дыхании в китайской гимнастике можно сказать только одно: оно имеет особое значение. Методики оздоровительного дыхания в Китае уходят в глубокую древность. Сохранилась надпись VI века до н.э., в которой содержатся советы о правильном дыхании. По китайским представлениям, оздоровительное дыхание должно быть «плавным, легким, медленным и глубоким». Вдыхать следует через нос, стараясь делать это как можно медленнее и без усилия, вдыхаемый же воздух должен проникать через диафрагму в нижнюю часть живота. Выдыхаемый воздух должен выходить медленно и незаметно, чтобы «не пошевелилось перышко, подвешенное перед ртом».

Однако из практических рекомендаций, касающихся дыхания, следует, что не надо слишком много заботиться о том, правильно ли вы дышите, иначе не вы будете владеть своим дыханием, а оно – вами. Главное, чтобы дыхание было непринужденным и ровным, что является первейшим условием душевного покоя.

Китайская наука о здоровой жизни, породив сложнейшие системы духовного и физического совершенствования, в конце концов пришла к простой истине, провозглашенной еще в древности: настоящая радость жизни доступна только нравственно чистым людям. И наоборот: развращенным душам никакие оздоровительные упражнения впрок не пойдут.

Гимнастический комплекс «Восемь кусков парчи»

«Восемь кусков парчи» – это общее наименование различных вариантов комплекса упражнений, способствующих «питанию жизни». Первые описания этого комплекса относятся к XI веку, но истоки его уходят гораздо дальше в глубь веков. Этот комплекс пользуется особенной популярностью среди мастеров старинных школ боевых искусств в северных провинциях Китая. Являясь частью классического наследия китайской «духовной гимнастики», он стимулирует работу всех органов тела и помогает за короткий срок добиться телесной и духовной гармонии.

Упражнение 1. «Двумя руками подпирая небо, упорядочить работу трех обогревателей»

Упражнение 1. «Двумя руками подпирая небо, упорядочить работу трех обогревателей»Исходная позиция: прямая стойка.

1. Сцепив пальцы рук на уровне живота, медленно поднять руки, разворачивая ладонями вверх; одновременно пятки ног приподнимаются над землей. Поднятие рук соответствует вдоху.

2. Разжав пальцы рук, медленно опустить руки, разводя их в стороны, параллельно делать выдох. Дыхание плавное и глубокое.

Упражнение 2. «Влево и вправо натягивать лук, как бы пуская стрелу»

Упражнение 2. «Влево и вправо натягивать лук, как бы пуская стрелу»1. Встаньте в «позу всадника». Носки ног могут быть немного разведены в стороны. Следите за тем, чтобы спина была прямой, поэтому на первых порах надо не стараться опуститься как можно ниже, а, наоборот, избегать чрезмерных мышечных усилий. Руки скрестите на уровне груди, правая рука занимает внешнее положение.

2. На выдохе медленно вытянуть правую руку с раскрытой ладонью вправо, взгляд следует за ладонью правой руки. Левую руку, согнутую в локте, отвести влево, пальцы ее наполовину сжать, как будто держите тетиву лука.

3. Руки вновь свести крестообразно перед грудью, поменяв внешнее положение правой руки на левую. В этот момент следует сделать вдох. Затем левую руку вытянуть влево, правой «натянуть тетиву лука».

Упражнение благотворно воздействует на сердце.

Упражнение 3. «Поднятием рук приводить к гармонии селезенку и желудок»

Упражнение 3. «Поднятием рук приводить к гармонии селезенку и желудок»1. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь, руки опущены вдоль тела.

2. Делая вдох, медленно поднимайте правую руку, выворачивая ее ладонью вверх. Когда рука поднята вверх, она должна быть вытянута до упора. В этот момент сделайте глубокий вдох.

3. Медленно опускайте правую руку, постоянно держа ее вытянутой, и одновременно поднимайте левую. Обе руки движутся симметрично и разведены в стороны. Когда левая рука поднята вверх, а правая опущена, нужно снова сделать глубокий вдох.

Упражнение, как явствует из его названия, нормализует работу селезенки и желудка.

Упражнение 4. «Оглянувшись назад, отвести пять недугов и семь повреждений»

Упражнение 4. «Оглянувшись назад, отвести пять недугов и семь повреждений»1. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь, руки опущены вдоль тела.

2. Делая медленный, глубокий вдох, повернитесь вокруг своей оси направо; голову поворачивайте одновременно с телом; опора на левую ногу, взгляд устремлен вниз. В крайней точке поворота вы должны увидеть пятку левой ноги.

3. Делая выдох, так же медленно вернитесь в исходное положение и на вдохе повернитесь налево. Как и в первом случае, вы должны увидеть пятку противоположной (правой) ноги.

Упражнение оказывает особенно благоприятное воздействие на позвоночник. Его следует делать четыре или восемь раз.

3. Когда правая рука полностью вытянута, сделайте резкое схватывающее движение, будто тянете что-то на себя. Глаза широко открыты, взгляд устремлен вдаль.

4. То же движение – левой рукой. Не забудьте, вытягивая вперед левую руку, отводить назад правую. Когда рука вытягивается, кулак обращен вниз. После скручивающего движения кулак снова обращен вверх.

Упражнение оказывает благоприятное воздействие на позвоночник.

Упражнение 5. «Качая головой и вертя хвостом, прогонять огонь сердца»

Упражнение 5. «Качая головой и вертя хвостом, прогонять огонь сердца»

1. Встаньте в «позу всадника»: ноги расставлены шире плеч, колени согнуты примерно под прямым углом, спина прямая; ладони обращены вниз и упираются в бедра, большой палец отставлен в сторону.

2. На порывистом, но глубоком вдохе шею вытягивайте влево-назад, левое плечо немного опущено; обе руки слегка опускайте, обхватывая бедра и колени. Круговое движение корпусом с запрокидыванием головы назад.

3. То же упражнение выполните по направлению движений вправо-назад.

4. Наклоните корпус вперед, вернитесь в «стойку всадника»: плечи опущены, локти устремлены вперед.

Упражнение 6. «Двумя руками хватаясь за ноги, укрепить почки»

Упражнение 6. «Двумя руками хватаясь за ноги, укрепить почки»

1. Встаньте прямо, руки опустите вдоль тела, ноги на ширине плеч.
2. Делая выдох, медленно наклоняйтесь вперед, руки как бы скользят вниз по ногам.
3. Нагнувшись до предела, ухватитесь руками за носки ног (можно – за щиколотки).
4. Делая вдох, так же медленно разгибайтесь, руки скользят по ногам вверх.
5. Разогнувшись, прогнитесь назад, ладонями обеих рук упритесь в поясницу в области почек. Движения головой параллельно корпусу, взгляд устремлен вверх.

Упражнение стимулирует работу почек.

Упражнение 7. «Яростным захватом прибавить себе силы»

Упражнение 7. «Яростным захватом прибавить себе силы»1. Встаньте в «позу наездника»: ладони сжаты в кулаки, находятся строго на уровне поясницы по бокам корпуса; локти немного отставлены назад, кулаки обращены вверх.
2. Делая вдох, вытягивайте вперед правую руку, разжимая кулак; одновременно левую руку отводите назад, создавая своеобразный противовес правой руке.

Упражнение 8. «Стряхнуть с себя недуги»

1. Встаньте прямо, поставив ноги вместе, руки отведите за спину, ладони обращены назад.
2. Держа голову прямо, приподнимитесь на носках, а затем резко, не сдерживая себя, опуститесь вновь на пятки и вернитесь в исходное положение.

Упражнение стимулирует работу головного мозга.

Все упражнения комплекса выполняются четыре или восемь раз.

Как приложение к «восточной мудрости» попробуйте взять себе на заметку этот комплекс. И однажды, придя на урок физкультуры, предложите его, например, своим старшеклассникам. Под спокойную музыку вместе с ребятами, отключившись от всего постороннего, сосредоточьтесь на упражнениях. Может, вам и вашим ученикам тоже посчастливится найти в них и для себя какую-то «изюминку».

 

Материал по книге «Мудрость китайского быта»
Владимира МАЛЯВИНА,
доктора исторических наук,
профессора Тамкангского университета (Тайвань),
подготовила Валентина РЕПИНА

я