Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №17/2005

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Педагогический университет «Первое сентября»

Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры.

Курс ведет Вадим Альбертович РОДИОНОВ

Об авторе: Вадим Альбертович Родионов – доктор педагогических наук. Работал учителем физической культуры, заместителем директора ПТУ, директором школы, специалистом Министерства образования.

Победитель Всероссийского конкурса авторских программ социально-педагогической реабилитации детей, лауреат премии Правительства РФ в области образования. Автор более 150 печатных работ, в том числе книг «Физическое развитие и психическое здоровье», «Психофизическая коррекция девиантного развития детей на уроках физической культуры», «Индивидуализация сопряженной деятельности педагогов и учащихся в педагогическом процессе».


Краткая концепция курса

Физическое и психическое здоровье школьника во многом зависит от его социальной компетентности. Проблема сохранения и развития физического и психического здоровья школьников младших классов, а также приобретения необходимых социальных навыков может быть решена на уроках физической культуры с помощью психофизического сопряжения (взаимодействия и взаимовлияния). Предлагаемые в лекционном курсе средства позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере, которые, в свою очередь, способствуют направленным изменениям в психической сфере.

Для этого двигательная активность должна включать в себя не только освоение того или иного движения (комплекса движений) и навыка, но и познаватель­ный и личностный аспекты. Одно и то же упраж­нение можно использовать как для обучения двигательному навыку, так и для интеллектуального развития.

Эффект воздействия специальных двигательных режимов на психику ребенка может быть самым различным. Многое зависит от типа личности, темперамента и привычных установок на тот или иной вид двигательной активности. Применение данного метода способствует физическому развитию и физической подготовленности детей, развитию их интеллектуальных способностей и направленному формированию социальных навыков.

Курс лекций позволит педагогу овладеть методом сопряженного психофизического воздействия на развитие школьников.

Лекция № 1.

Психология физического воспитания.
Психические основы двигательной активности

«…настоятельная необходимость для учителя –
познакомиться с психологией движений»
П.Ф. Лесгафт

Возрастные, педагогические, социальные аспекты психологии физического воспитания

Начиная с конца ХIХ века отечественная школа физической культуры формировалась на базе сокольской гимнастики, с ее гипертрофированным отношением к формальным упражнениям и элементам строевой подготовки. До сего времени в программах по физической культуре для школ гимнастика ощутимо превалирует над таким универсальным средством воздействия на организм и психику ребенка, как игры. В американской школе, например, игры традиционно занимают ведущее положение, хотя нередко без учета того психофункционального воздействия, которое они несут. В западноевропейской школе акцент на психологический аспект воздействия физических упражнений на ребенка, наоборот, часто чрезмерно преувеличен. В отечественной же школе отставание видно как в недооценке роли игр, так и в игнорировании психологических закономерностей двигательной деятельности ребенка.

На протяжении советского периода занятия по физической культуре были идеологизированы и подчинялись идеям «классовой борьбы». Физическое воспитание сводилось к разучиванию ограниченного количества двигательных действий и к подготовке различных зрелищных политических мероприятий. Даже в названии основного комплекса (в сущности, неплохого), по которому оценивалась физическая подготовленность детей, заложена немалая идеологизация: «Готов к труду и обороне». Из-за этого в число «запретных» были включены такие многоцелевые оздоровительные школы, как хатха-йога, у-шу, западноевропейские системы «Физическое Я – психическое Я».

За последние годы в школах все активнее применяются новые технологии обучения: проектно-исследовательский подход, критериальное оценивание, лекционно-семинарские занятия. Однако, в то же время, усложняются программы, увеличивается учебная нагрузка, которая у старшеклассников достигает 50 и более часов в неделю. Благоприятное воздействие физических нагрузок не компенсирует негативных воздействий психических нагрузок. Увеличение учебной нагрузки вступает в патологическое взаимодействие с возрастанием числа отклонений, как в психической, так и в физической сфере школьников, что, в свою очередь, приводит к школьным неврозам, дидактогении и т.д.

Следует отметить, что современная система физического воспитания в школе в основном построена на принципах традиционного образования. В соответствии с этими принципами личность оценивается по показателям развития физических качеств, степени владения двигательными умениями и навыками, уровню теоретических знаний. Вместе с тем, в настоящее время наблюдается прогресс в области психологического обеспечения процесса физического воспитания. Включение элементов спортивной культуры в культуру физическую создает условия для интенсификации физической подготовки детей и подростков (В.К. Бальсевич, 1999). Совершенствование системы физического воспитания оказывает прогрессивное воздействие на усилия спортивных педагогов по воспитанию полноценной личности в рамках физической культуры и спорта. Появляется возможность таким образом построить систему физического воспитания, чтобы физическое развитие учащихся осуществлялось сопряженно с психическим. При таком методическом подходе можно добиться полноценного развития личности в образовательном процессе, а физическую культуру сделать действенным фактором ее развития и формирования.

Применение метода сопряженного психофизического воздействия на детей в процессе физического воспитания основано на знании и активном использовании достижений современной психологии. При этом возникает реальная возможность осуществлять в процессе занятий физической культурой профилактику вредных привычек, в том числе зависимости от психоактивных веществ, а также обучение детей и подростков различным социальным, в том числе коммуникативным, навыкам.

Известно, что в ходе развития человека, занимающегося двигательной деятельностью, формируются разные системы биологических, психических и социальных качеств и свойств человека в их взаимосвязи. В физическом воспитании деятельность человека направлена на самого себя, на совершенствование своих физических и психических качеств, двигательных действий. При этом термин «воспитание», в отличие от «развития», разделяет естественный прирост двигательных возможностей человека и их социальный характер. Так, например, понятие «воспитанная сила» предполагает, что она должна быть дозируемой, умело применяемой, сочетающейся с необходимой быстротой и гибкостью.

Подавляющее большинство средств и методов психологической подготовки, применяемой в спорте и физической культуре, можно с успехом использовать для оптимизации психологических условий двигательной активности в широком смысле этого слова. Вместе с тем, «каждое, самое эффективное, средство психорегуляции, взятое само по себе, не может дать того результата, какой может дать комплексное применение различных средств, реализуемых с определенной логикой и в определенной системе. И если нет на 100 процентов эффективного средства психической регуляции, то нет и универсального средства, одинаково полезного для любого человека» (Родионов А.В., Уляева Л.Г., 2004).

В процессе физического воспитания учащийся учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-вестибулярных ощущений и восприятий, у него развивается двигательная память, мышление, воля, способность к саморегуляции. Учет этих факторов в процессе разработки методических рекомендаций по построению учебного процесса с учащимися различного возраста позволяет сделать этот процесс более эффективным. В свою очередь, повторимся, осуществлять подобный учет возможно, только овладев достаточно прочными основами психологии.

В переводе с древнегреческого психология означает «наука о душе». Однако по мере развития этой науки объектом изучения постепенно стала не душа, а ее проявления – психические явления. Обычно выделяют три группы психических явлений: психические процессы, психические свойства личности и психические состояния.

Психические процессы – это психические явления в процессе их становления и развития. С их помощью воспринимается окружающий мир, происходит усвоение знаний, приобретение навыков. Различают следующие основные виды психических процессов: ощущения, восприятие, память, представления, воображение, мышление, речь, чувства (эмоции), воля. Виды группируются в три основных класса (познавательные, эмоциональные, волевые), которые в своей совокупности составляют психику человека.

Психические свойства – индивидуально-психологические особенности, которые отличают людей друг от друга, определяют их типологические и индивидуальные различия. К психическим свойствам личности относятся темперамент, характер, способности, потребности и мотивы. Психические состояния – важная сторона внутреннего мира человека, оказывающая существенное влияние на успешность обучения и деятельности.

Психические состояния – одна из форм психических явлений в человеческой деятельности, общении, поведении; отражают динамику психической деятельности. Все психические явления, протекая на фоне определенных психических состояний, тесно взаимосвязаны.

Отрасль психологии, изучающая закономерности развития и проявления психики человека в специфических условиях физического воспитания, образует психологию физического воспитания. Психология физического воспитания связана с возрастной, педагогической, социальной психологией. Это обусловлено необходимостью строить педагогический процесс, направленный на психическое и физическое совершенствование учащихся, на основе научных знаний о закономерностях развития психики человека в различные возрастные периоды. При этом физическое воспитание осуществляется в группе учащихся. Это вызывает необходимость учета особенностей внутригрупповых отношений в процессе двигательной активности.

Двигательная активность – не только форма движения материи, но и необходимое условие самой жизни. Эволюционное развитие человека предопределило нормальное функционирование всех органов и систем только в условиях активной двигательной деятельности. Если ребенок двигательно депривирован (ограничен в движениях), его природные задатки постепенно утрачивают свое значение. Это характерно для детей-сирот, с раннего детства ограниченных в движениях.

Движения, выполняемые человеком, можно условно разделить на произвольные и непроизвольные. Произвольные движения, к которым и принадлежат все виды физических упражнений, выполняются под контролем сознания, а непроизвольные – подсознания.

В процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-вестибулярных ощущений и восприятий, у него развивается двигательная память, мышление, воля, способность к саморегуляции психических состояний. П.Ф.Лесгафт писал: «Органы чувств имеют такое прямое и непосредственное отношение к сознательной деятельности человека, что образование его совершенно бессмысленно без возможно большего упражнения этих органов… поэтому насколько развиты палец (осязание), глаз, ухо и все воспринимающие извне органы, настолько же развит ум человека и настолько человек в состоянии самостоятельно действовать…».

В деятельности человека можно выделить три вида действий: инстинктивные, импульсивные и волевые. У человека инстинктивные действия можно наблюдать в раннем детстве (сосательный, дыхательный, хватательный и другие рефлексы). Эти действия обусловлены биологическими факторами. В более поздние периоды развития человека даже эти действия в значительной мере становятся подконтрольными сознанию, зависящими от культуры поведения, профессии, потребностей.

Психологической основой освоения и совершенствования двигательных навыков служит образование, анализ и последующая динамика временных условных связей в мозговых структурах.

Импульсивное действие также практически исключает сознательный контроль. Чаще всего оно встречается там, где в результате действия (первого попавшегося или случайно найденного) происходит своеобразная разрядка напряженной ситуации, что является его полезным результатом.

Волевое действие свойственно человеку в той мере, в которой это действие подконтрольно сознанию. Волевое действие всегда связано с достижением определенной цели. Предполагается, что волевое действие может включать и действия более низкого уровня (инстинктивные, импульсивные).

В процессе занятий физической активностью становится особенно очевидно, что действие (например, элемент упражнения) в период освоения и совершенствования требует значительного контроля сознания, а в последующем, осуществляясь автоматически, становится во многом похожим на импульсивное (Попов А.Л., Непопалов В.Н., Уляева Л.Г., 2004).

Для психологического понимания взаимосвязи действия и движения следует исходить из того, что движение входит в состав действия, являясь одним из способов достижения цели действия. При этом несомненным является тот факт, что развитие функциональных двигательных возможностей человека обусловлено ходом эволюции и общественно-исторического развития. Последнее предполагает совершенствование орудий, средств производства и общения.

Другой существенной особенностью движений человека является их использование в качестве средств познания мира, постижения закономерностей и отношений в природе, обществе. Для ученика, выполняющего физические упражнения, например, освоение техники движений, ее последующее совершенствование всегда сопряжено с познанием особенностей собственного организма, мышлением, учетом особенностей психики других учащихся, с мышлением, иными словами – развитием личности. В ситуации, когда движение выступает в качестве способа познания и изменения мира, оно превращается в предметно организованное движение.

Вся предыстория развития психики человека связана с необходимостью совершенствовать его двигательную сферу, формировать определенные первичные природные автоматизмы (ползание, ходьба, бег, плавание и т.п.). На базе этих двигательных актов и формируются впоследствии движения, несравненно более сложные по координации, отличающиеся силой, быстротой, пластичностью, точностью и готовностью к многократному повторению. В результате совершенствования движений человека в самых различных сферах деятельности (например, в спорте) из поколения в поколение происходит обогащение культуры движений, расширение понятий потенциала и реальных возможностей, накопление методик повышения двигательной культуры. Никого не удивляют современные рекорды, которые казались бы фантастическими несколько десятков лет назад.

Действия, а вместе с ними и движения, подчас приобретают характер привычек, т.е. становятся не только более совершенными, но и необходимыми, обладающими силой потребности, зависимости человека от условий существования. Вообще, деятельность человека в любом ее виде может быть представлена в форме различных действий: умений, навыков, привычек. Чаще умения, навыки и привычки рассматриваются с позиции их внешних проявлений. Однако существуют навыки мышления, умения решать мыслительные задачи, привычка все осмысливать. Именно поэтому в психологии считается особенно существенным единство структуры внешней и внутренней деятельности (Попов А.Л., Непопалов В.Н., Уляева Л.Г., 2004).

Навык, в том числе и двигательный, – прежде всего совершенный, сознательно направляемый, упрочившийся и гибкий способ целесообразного действия. При этом действие состоит из ряда операций, в том числе движений, освоенных настолько, что они могут быть включены в состав действия, более сложного по своему строению. Эти операции в значительной степени должны (могут) быть автоматизированы, хотя их первичное освоение происходит под контролем сознания. Особенностью операций, входящих в состав действия, является их зависимость от условий, в которых действия выполняются. Для этого как сам навык, так и его компоненты должны быть в идеале достаточно изменчивы с тем, чтобы сохранялась возможность их осуществления в меняющихся условиях (температура воздуха, ветер, состояние поля, действия соперника и т.п.).

Один из решающих факторов навыка – его качество, определяемое через целесообразность действия условиям выполнения. Кроме этого, признаком освоения навыка служит гибкость, т.е. легкость переноса навыка в ситуации, где использование этого навыка возможно. Гибкость навыка во многом зависит от степени осознанности условий, меняющейся по мере его освоения. Повышению осознанности условий способствуют аналитико-синтетические действия по освоению ситуаций и условий, для которых применение навыка значимо: детализация, различение, или, напротив, обобщение, сравнение. Этот метод широко применяется в процессе сопряженного воздействия, когда у ребенка формируются подробные, детальные представления о механизме его движения или движение ассоциируется, сравнивается с привычным образом (потянулись, высоко-высоко, «достали до неба»).

В основе формирования навыка и его последующего совершенствования лежит упражнение. Прочно освоенные целесообразные навыки, «техничные действия», как говорят в спорте, во многом предопределяют быстроту, силу, точность и другие достоинства ответного реагирования на изменение условий спортивного поединка, повышают соревновательную надежность. Напротив, навыки «низкотехничные», т.е. нерациональные, негибкие, неадекватные условиям их осуществления, могут стать причиной неуверенности, ошибок, невозможности сосредоточить свое внимание не на самих операциях, а на цели действия, в состав которого эти операции входят.

Различают навыки двигательные, мыслительные, сенсорные, поведения. В составе двигательных навыков всегда есть мышечные движения: будь то движения рук или голосовых связок. Мыслительные навыки создаются решением умственных задач, построением фраз, конструированием, творчеством. Сенсорные навыки возникают при использовании чувствительности различных анализаторов при различении цвета, звука, запаха, при восприятии. Навыки поведения вырабатываются выполнением социально значимых форм поведения. В деятельности редко можно встретить изолированное применение одного из типов навыка.

Не менее важной стороной двигательных навыков является их устойчивость и надежность. Чаще всего в самом начале освоения навыка используются несколько упрощенные, облегченные условия, которые впоследствии постепенно усложняются эмоциональными факторами соревнований, противодействием соперников, погодными условиями и многими другими факторами. При этом в целом ряде видов спорта необходимо сохранять безошибочную схему движения, точно выполнять требуемое движение даже при многочисленных и разнообразных отвлекающих воздействиях, а иногда на пределе проявления физических качеств.

Одновременно должна сохраняться гибкость навыков, позволяющая адаптировать навык к изменению уровня развития физических качеств, к специфике действий соперника, изменению трассы и многому другому. В результате тренировок вырабатывается универсальная, общая приспособляемость навыка к самым различным условиям тренировок и соревнований. При этом спортсмен, обладающий таким свойством навыка, испытывает значительно меньшие психические нагрузки, тратит меньше нервной энергии.

Привычки – это действия, обладающие потребностной силой. Привычка часто служит основанием для характеристики человека как личности. Различают привычки полезные, вредные и неуместные. Привычки имеют оценочную сторону, при этом неуместной может быть любая из полезных или вредных привычек, но используемая в несоответствующих условиях.

Умения – подразумевают использование знаний и навыков при выборе и осуществлении действий в соответствии с целью. Особенностью умений является возможность действий в новых, непривычных условиях.

Психологическая взаимосвязь действия и движения. Познание в физическом воспитании

Освоение и совершенствование двигательных действий в физической культуре и спорте называется технической подготовкой. Под этим понятием чаще всего понимают процесс обучения основам техники действий, соответствующих данному виду спорта или служащих средствами тренировки. Психологической основой освоения и совершенствования двигательных навыков служит образование, анализ и последующая динамика временных условных связей в мозговых структурах. При этом психические механизмы обеспечивают осознанный характер действий, поскольку в процессе овладения спортивными навыками требуется достаточно обширные и глубокие знания, четкие представления о технике двигательных действий, сознательный контроль выполнения действий.

Для успешного формирования и последующего развитию двигательных навыков необходима высокая степень точности движений. Точность движений необходима человеку, занимающемуся двигательной деятельностью, как в пространственном, так и во временном аспектах. Примерами необычайно высоких требований к точности межмышечной координации, синхронности движений во времени мы видим в циклических видах спорта, а требования к пространственной точности – в различного вида «прицельных» состязаниях. Однако чаще всего требуется пространственно-временная точность. Непременным и наиболее эффективным средством обеспечения необходимой точности изучаемых и совершенствуемых движений является обратная связь: срочная, легко воспринимаемая информация о наиболее существенных параметрах движения. Обратная связь – принцип построения управления живыми и техническими системами, позволяющий информировать управляющий орган о результатах действия. Для учителя наличие обратной связи позволяет оценить не только успехи ученика, но и собственную педагогическую эффективность.

Психология физического воспитания связана с возрастной, педагогической, социальной психологией. Это обусловлено необходимостью строить педагогический процесс, направленный на психическое и физическое совершенствование учащихся, на основе научных знаний о закономерностях развития психики человека в различные возрастные периоды.

Изучение человеческой психики позволило уже в XIII веке выделить когнитивную (познавательную) и аффективную (эмоциональную) сферы. В современной психологии наметилось обособление третьей сферы, коммуникативной (Б.Ф. Ломов), связанной с процессом общения человека.

Процесс и результат получения и активного преобразования информации о предметах и явлениях внешнего и внутреннего мира человека называется познанием. Ведущую роль в процессе получения, обработки и передачи информации играют познавательные процессы: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

Физическое воспитание связано с повышенными требованиями к познанию двигательной сферы человека. Использование больших физических нагрузок, развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), сложность взаимодействия в командных видах спорта и множество других факторов предопределяют особое отношение к развитию аффективной, когнитивной и коммуникативной сфер познания.

В основе познания мира лежат ощущения, получаемые с помощью анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, вестибулярного и других). Анализаторы участвуют в обработке информации определенной модальности, (световой, звуковой, химической, тепловой, электрической и др.). С их помощью человек реагирует на многочисленные внешние воздействия и сигналы о состоянии различных органов и систем организма.

В восприятии предмет представлен не только своей формой, цветом, температурой, но и целостно, как нечто имеющее определенное значение. При этом различные ощущения, представленные в восприятии, взаимодополняют друг друга. Предмет, способный удовлетворить потребность, при этом должен быть определенным образом выделен из множества других предметов.

Сосредоточенность психического действия, ее направленность на определенный предмет, обеспечение избирательного характера действий основывается на внимании.

Познание объективной реальности каждый раз начиналось бы вновь и с самого начала, если бы последующие действия не были связаны с прошлым опытом. Эту способность к закреплению прошлого опыта, использованию этого опыта и возврат к осознанным действиям после временной потери сознательного контроля над ними (например, после сна) обеспечивают процессы памяти. Однако рассмотренные выше познавательные процессы могли бы обеспечить лишь приспособление, но не возможность успешных действий в принципиально новых условиях, не имевших аналогов в прошлом опыте.

Такая возможность возникает в результате мышления, познавательного процесса, обеспечивающего предвосхищение результата действия, направленность этого действия на определенную цель, учет законов природы и общества, дополнение необходимой информации сведениями, выведенными из опыта. При этом в мышлении совершаются действия, выходящие за пределы переноса знакомых действий в новую ситуацию. Результат действия может быть представлен в психическом отражении вне действия, мысленно, до реального осуществления замысла на практике.

Особую роль в познании играет воображение. Оно, как и мышление, возникает в проблемной ситуации, но в ситуации, когда доля неизвестного, непредсказуемого и вероятного гораздо меньше. Для воображения характерно допущение психических образов в качестве достоверных, оперирование этими образами как отражениями объективной реальности, изначальная готовность к преобразованию информации, полученной с помощью остальных познавательных процессов, включая мышление. Художественное творчество, религиозное мировоззрение, научное познание немыслимо без высокой степени абстрагирования (отрыва от реальности), свойственного мышлению и, особенно, воображению.

С психологической точки зрения, освоить двигательное действие – значит овладеть его психической саморегуляцией. В самоконтроле и саморегуляции двигательных действий принимают участие практически все познавательные процессы: ощущение, восприятие, представление, мышление, внимание, а также эмоции и воля.

Контрольные вопросы и задания

  1. Приведите примеры включения движений в состав спортивного действия. Какие психические компоненты (кроме движений) нужны для успешного осуществления этого спортивного действия?

  2. Приведите собственные примеры навыков, умений, привычек, характерных для Вас в спорте. Припомните проделанный вами путь в освоении какого-либо спортивного упражнения.

  3. В чем состоит основная сложность формирования и совершенствования навыков в избранном Вами виде спорта? Каковы Ваши личные затруднения в освоении спортивных навыков?

  4. Назовите познавательные процессы. Какую роль, с Вашей точки зрения, они могут играть в физическом воспитании?

Рекомендуемая литература

  1. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. – Киев, 1987.
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1999.
  3. Ершов А.А., Ильенков Э.В. Взгляд психолога на активность человека. – М.,1991.
  4. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. – М., Просвещение, 1980.
  5. Крайг Г. Психология развития. – М., 2000.
  6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. – М., 1999.
  7. Пономарчук В.А., Аяшев О.А. Физическая культура и становление личности. – М.: Физкультура и спорт, 1991.
  8. Психология физического воспитания и спорта / Под ред. Т.Т. Джамгарова и А.Ц. Пуни. – М., 1979.
  9. Попов А.Л. Спортивная психология. – М., 1999.
  10. Психология физического воспитания и спорта / под ред. А.В. Родионова. – М., 2004.