Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №17/2005

ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ

 

Вэй Ци (китайские шашки)

ЛЕГЕНДЫ РАССКАЗЫВАЮТ…

Один молодой крестьянин пошел в лес нарубить дров. На склоне горы он увидел двух почтенных отшельников, присевших под высоким деревом и приготовившихся играть в Вэй Ци. Крестьянин воткнул топор в дерево и стал наблюдать.

Движения одного были странным образом замедленны, но вместе с тем изящны и естественны. От другого веяло силой и энергией. Камни белого и черного цветов они по очереди выставляли на спил старого пня, в точки пересечения годовых колец и радиальных трещин. Они образовывали сложный узор, одни группы исчезали, на их месте появлялись новые, композиция все время менялась. Постепенно крестьянин стал улавливать закономерности появления камней и иногда даже угадывал, в какую точку придется очередной ход. Он начал понимать логику игры и образ мышления игроков.

О том, что произошло дальше, легенды рассказывают по-разному. Один вариант гласит, что когда игра закончилась, отшельники встали и ушли по тропинке, ведущей в горы. Крестьянин посмотрел вокруг и увидел, что топорище его топора давно сгнило, а сам он – седой старик. Другой вариант говорит о том, что крестьянин не постарел. Наоборот, за время, проведенное вблизи небожителей, он приобрел совершенно удивительные способности. Вернувшись в родную деревню, крестьянин обнаружил, что никого из его знакомых не осталось, ведь прошло семьдесят лет. Крестьянин стал помогать людям решать трудные задачи, улаживать споры, лечить и предсказывать будущее.

ПРАВИЛА ИГРЫ ПРОСТЫ

На доску, расчерченную линиями 19 на 19, по очереди выставляются фишки черного и белого цветов, напоминающие плоские круглые пуговицы. Фишки называются «камни».

Камни ставятся в перекрестья линий, поставленные камни двигать нельзя. Игроки стремятся поставить свои камни так, чтобы оградить ими на доске как можно больше территории. Если группа камней со всех сторон окружена камнями противника, то она может погибнуть. Жизнь и смерть зависит от формы пустоты внутри группы камней. Если пустота поделена пополам, то такая группа называется «имеющей два глаза» и является бессмерт­ной. Одиночный камень, окруженный со всех сторон, погибает всегда.

Камни в Вэй Ци ставятся по одному и постепенно заполняют всю доску. Пространство заполняется, структурируется, бесформенное сменяется имеющим форму. В шахматах необходимо уничтожить изначально заданное равновесие, в Вэй Ци необходимо каждый раз восстанавливать равновесие на новом уровне. Партнеры занимаются сотворчеством, целью игры является не уничтожение противника, а поддержание равновесия и гармонии. Во время каждой партии рождается неповторимая композиция, в итоге побеждает не агрессивный, а тот, кто лучше чувствует баланс сил.

Важная особенность Вэй Ци – отсутствие ничьих. Невозможность свести партию вничью приводит к величайшему психологическому напряжению, полной драматизма борьбе.

ИГРА ИМПЕРАТОРОВ И ПРОСТОЛЮДИНОВ

В глубокой древности, еще до изобретения письменности, игра Вэй Ци была уже известна в Китае. Создателем первой школы игры считается легендарный государь Яо. Он создал теорию игры и обучил на основе этой теории своего сына Дань Чжу. Мудрый Яо передал престол не родному сыну, а самому достойному и трудолюбивому из своих подданных – Шуню. Прежде, чем передать ему правление, он подверг Шуня разнообразным испытаниям, которые тот благополучно преодолел. Став императором, Шунь обучал Вэй Ци многих простых людей для того, чтобы сделать их умнее. Подобно Яо, Шунь передал престол не родному сыну, а трудолюбивому Юю. Император Юй прославился тем, что преодолел последствия всемирного потопа и восстановил течение в руслах рек…

Историки считают, что игра досталась Китаю в наследство от более древней цивилизации.

ФУНКЦИИ ИГРЫ

* Самая известная функция игры – сравнение игровых способностей, когда игроки меряются интеллектом, характером, эмоциональной устойчивостью и общим уровнем здоровья. Ни одно из этих качеств в отдельности не гарантирует победы.

* Самая приятная функция – развлекательная. Игра не приедается, так как за все время существования цивилизации ни одна партия не повторила другую. Варианты развития событий почти бесконечны.

* Важнейшая и очень древняя функция – совершенствование разума. Через игру человек переходит от решения простых задач к более и более сложным. При этом гармонично развивается как точное, так и образное мышление.

* Еще одна функция – общение. Недаром одно из названий игры – «разговор без слов». Знание Вэй Ци помогает понять друг друга, минуя любые языковые барьеры.

Знание о древних функциях в настоящее время практически утрачено. Календарная функция, например, утрачена полностью. А ведь не случайно древние доски имели пять выделенных точек-звезд. Удивительно, но здесь обнаруживается связь Вэй Ци со знаниями другой древнейшей цивилизации – египетской. Древние египтяне знали легенду, как бог мудрости Тот играл в шашки с Луной на одну семьдесят вторую часть лунного дня. И Луна проиграла целых пять дней! (360 очков – то есть всю доску целиком!). После этого лунный год уменьшился на пять дней и составил 355, а солнечный, наоборот, – увеличился. Так в египетском солнечном календаре появились 360 дней и еще пять, посвященные богам. Четыре стороны доски – четыре времени года, 361 – число пунктов на доске 19х19, плюс пять точек-звезд – вот и календарь.

ЧЕМУ УЧИТ ИГРА?

Игра знакомит с восточным методом мышления, психотехникой принятия правильного решения.

Первое в цепочке действий – созерцание, или рассматривание. Как правило, на начальном этапе обучения ученик, получив возможность сделать ход, хватает камень и несет его к доске. Время рассматривания ограничивается временем переноса камня от чаши до доски. При этом полноценный обзор доски невозможен – ученик закрывает ее собственной рукой с камнем. Жестокий урок восточной школы мышления гласит: «Думать нельзя! Сначала – только смотреть!» У кого-то получается сразу, кому-то требуется время.

Как достичь этого? Соблюдением строгого ритуала избавиться от мешающих эмоций. Это трудно, но возможно. Если, потерпев локальную неудачу, ученик не «раскисает», значит, он может продолжать принимать правильные решения.

После получения информации следует ее оценка, формулируется собственно задача. Теперь можно приступать к расчетам.

После расчетов наступает этап взвешивания. Ученик должен беспристрастно оценить силы свои и противника и из путей, ведущих к победе, выбрать самый надежный, который он в силах пройти.

ПОГОВОРКИ, ОТРАЖАЮЩИЕ СТРАТЕГИЮ

Для уяснения философии игры процитируем несколько принципов стратегии и тактики Вэй Ци: «Не нападай на слабого», «Соединяй свое, рассекай чужое», «Прежде чем нападать, укрепляй себя», «Нападай на расстоянии, защищайся в упор», «Не будь жадным», «Бедный ищет обострения, богатый – стабильности», «Сначала нужно делить, потом – воевать», «Кто хочет иметь все, тот потеряет все».

ДРЕВНЕЙШИЙ МЕТОД ПСИХОАНАЛИЗА

Партия Вэй Ци – это не только соревнование. После окончания партии и завершения ритуала подсчета очков начинается совершенно особенное действо. Проигравший вежливо просит победителя прокомментировать игру, при этом происходят несколько процессов. Эмоциональная энергия проигравшего переводится в продуктивное русло анализа. На внешнем уровне победитель дает свою оценку логическому развитию сыгранной партии, показывая сильные и слабые ходы. (Опытные игроки без труда восстанавливают все ходы в партии.) На внутреннем уровне проигравший находит момент, когда он потерял контроль.

На Востоке считается, что воля должна не только сдерживать эмоции, но и управлять интеллектом. Эмоции сравниваются со скачущей обезьяной, а интеллект – с бешено несущимся конем. Мудрый должен правильно направлять бег своего интеллекта, не давая эмоциям сбить себя с правильного пути. И проигравший определяет, как его воля контролировала нижние сферы сознания. На основе разбора игры человек может скорректировать свою линию поведения в жизни, что является крайне важным для достижения успеха.

Партия считается окончательно завершенной именно после такого разбора, когда внутреннее состояние игроков умиротворено. После этого партнеры церемониальным поклоном выражают свою благодарность за полученное удовольствие.

 

Алексей КУЗЬМИН,
преподаватель дополнительного образования школы № 1948,
г. Москва