Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №16/2005

НОВОСТИ ШКОЛЬНО-СПОРТИВНОЙ ЖИЗНИ
 

В честь Дня Победы

Многие учителя и родители еще помнят содержательные и знаменательные игры типа «Зарница» и «Орленок». Они в свое время были как нравственные витамины, без которых редела и засыхала душа.

А как хотелось участвовать в этих играх нам, ученикам младших классов! Но об этом можно было только мечтать.

Мы решили пойти навстречу малышам и разработали игру под названием «Зарничка», в которой используется много элементов военно-спортивных игр «Зарничка» и «Орленок».

Для подготовки и проведения игры «Зарничка» создали организационный совет. В него вошли:

  • заместитель директора по воспитательной работе;
  • медицинский работник;
  • учителя физической культуры, работающие с учащимися 1–4-х классов;
  • учитель ОБЖ;
  • ученики 9–10-х классов, члены школьной организации «Орлята России».

На первом заседании совета решили провести игру «Зарничка» в преддверии праздника «День Победы» 6 мая в три этапа:

  • 1-й этап. Смотр строя и песни.
  • 2-й этап. Полоса препятствий.
  • 3-й этап. Подвижные игры с воинским сюжетом.

Перед 6 мая, на очередном заседании организационного совета, утвердили примерный ход игры.

8.45–8.55 – приход учителей и учащихся в школу.

За 10 минут им следовало подобрать головной убор рода войск или воинского подразделения, который выбрали, повторить строевые приемы и песню.

9.00 – подается сигнал «Тревога!».

Пять звонков подряд. Такие сигналы тревоги подаются в нашей школе 2–3 раза в учебном году, поэтому учащиеся с учителями быстро эвакуируются из здания. Выстраиваются в одну шеренгу на ранее указанных местах. Порядок построения: первый справа – ученик из школьной организации «Орлята России» в камуфляжной форме, далее командир отряда (класса).

В игре «Зарница» или «Орленок» участники игр строятся «коробками», и мы прекрасно об этом знаем, но учитываем любопытство малышей, которые все хотят видеть и слышать. Строим учащихся в одну шеренгу, иначе «красивого» построения не получилось бы.

Чем еще отличается наша разработка от военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок»? Например, во время прохождения отрядами торжественным маршем команду «Отряд, смирно! Равнение направо!» подает не командир

отряда, а первый линейный, стоящий за 10–15 шагов до командующего игрой. Команду «Отряд, вольно!» подает второй линейный, стоящий за 10–15 шагов от командующего.

9.40 – полоса препятствий. В нее вошли известные препятствия: «мышеловка», метание в цель, бег по «бревну», бег по «кочкам», преодоление заграждения.

Организовали и проводили полосу препятствий ученики 10-го класса, не задействованные в смотре строя и песни. Они готовили препятствия с 8.00.

«Мышеловка». Проползание под натянутыми веревками по покрышке борцовского ковра, сложенного пополам.

Метание сшитого в домашних условиях мяча (размером с теннисный) в вертикальную цель.

Бег по «бревну». Мы имитировали бревно двумя веревками.

Бег по «кочкам». (Пять разрезанных пополам списанных баскетбольных мячей.)

Заграждение. Преодоление восьми поролоновых гимнастических матов, уложенных в стопку.

Полоса препятствий является единой для учащихся 1–4-х классов. Правила преодоления того или иного препятствия учителя физической культуры разучивали на уроках.

Ни время преодоления учащимися и отрядом полосы препятствий, ни точность метания в цель, ни другие показатели мы не учитывали. У детей от этого не пропало желание все преодолевать быстро и точно.

Подвижные игры на военную тематику

Учащиеся первого класса участвовали в подвижной игре «Снайпер», второго – «Быстро по местам!», третьего – «У ребят порядок строгий», в четвертом – «Слушай командира!».

В связи с тем, что у нас в школе только один первый класс, то вначале соревновались девочки, а потом мальчики. Награждался лучший «снайпер» среди девочек и мальчиков.

Учащиеся 2–4-х классов соревновались внутри параллелей. Вначале соревнуются девочки. Если в одном из классов девочек оказалось меньше, чем в параллельном, то девочки двух классов распределяются на две примерно равные команды.

При счете 1:1 проводится третья партия.

После этого в соревнования вступают мальчики.

Непосредственное судейство обеспечивают учащиеся 9–10-х классов в камуфляжной форме.

10.40 – закрытие игры «Зарничка».

Свободное построение участников между двумя площадками для подвижной игры.

Выступление командующего игрой.

Награждение лучших в подвижных играх.

Организованный переход учащихся с учителями и прикрепленными учащимися в классные комнаты.

В «Дне здоровья» приняли участие все семь классов начальной школы – это более 80 учеников из 120.

На следующей учебной неделе ученики ответили на вопросы: понравилась или не понравилась им игра «Зарничка»? Почему?

Вот как мы распределили ответы:

  • общие;
  • смотр строя и песни;
  • полоса препятствий;
  • подвижные игры с воинским сюжетом;
  • ответы не пришедших на игру.

Общие ответы отдельных учеников об игре «Зарничка» звучали так:

  • Мне понравилось все.
  • Все было весело и интересно.
  • Ничего не понравилось, потому что все надо было делать быстро. И вообще эта игра для мальчиков.

Смотр строя и песни

Многим понравилось прохождение с песней, объезд командующего игрой на машине, прохождение торжественным маршем под музыкальное сопровождение (которое обеспечивала учитель музыки), приветствие, весь смотр. Два ученика (один – из 1-го класса, другой – из 4-го «Б») высказаться не смогли.

На вопрос: «Почему понравилось» приводим высказывания отдельных учеников:

  • Потому что делали, как солдаты.
  • Как на параде.
  • Все очень красиво и интересно.
  • Мы так еще ни разу не делали.

Не понравилось:

  • Саша наступал на пятки. (Ученик 1-го класса.)
  • Ничего не понравилось, потому что многие в нашем отряде шли не в ногу. (Ученик 4-го «Б» класса.)
  • Потому что Р. спутал песню. (Ученик 4-го «Б» класса.)
  • Скучно. (Ученица 3-го «А» класса.)


Полоса препятствий

Больше всего из препятствий детям понравилось преодолевать «заграждение», далее – проползание под «колючкой», метание в цель, семерым – бег по «бревну», троим – бег по «кочкам», одному – преодолевать все препятствия.

Ответы отдельных учащихся на вопрос: «Почему понравилось?»:

  • Нужно все преодолевать бегом.
  • Как на военном полигоне. (Папа военный.)
  • Надо было все делать быстро.
  • Никогда не ползал на животе.
  • Увлекательно.
  • Соревноваться с соперником.
  • Все понравилось, кроме метания в цель. (Потому что не попал в цель.)

Не понравилось:

  • Не понравилось, потому что во время ползания было больно локтям и жестко. (Одно высказывание.)

Подвижные игры на военную тематику

Большинству учеников игра показалась веселой и интересной. Четыре ученика ответить не смогли: понравилась им подвижная игра или нет.

Шестерым ученикам игра «Снайпер» не понравилась, потому что надо было метко бросать мяч.

Ответы учеников, не пришедших на игру:

  • Приболела.
  • Даже рано встал, но мама не пустила.
  • Ходили с мамой в поликлинику сдавать анализы.
  • Не сшил мяч.
  • Будильник поздно прозвенел.
  • Ходил в кино.
  • Уехал с родителями в деревню.
  • Уехали в гости.
  • Меня некому было забрать из школы.


Галина ВЕРХЛИНА, Виктор ВЕРХЛИН,
учителя физкультуры, школа № 415

г. Москва