Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №16/2005

НОВОСТИ ШКОЛЬНО-СПОРТИВНОЙ ЖИЗНИ
 

По принципам олимпизма?

Фото В. БЕЛЯНЧЕВА

В последнее время мы все чаще говорим о том, что физкультура как школьный урок должна быть праздником, чтобы дети приходили на него с удовольствием. Какому учителю под силу ежедневный урок-праздник? Наверное, только тому, который не перестает радоваться работе с детьми; профессионалу, чей опыт, знания, мудрость и личный пример, что совсем немаловажно, помогают обрести этот праздник и душе, и телу. Но если такую стимулирующую роль мы отводим уроку физической культуры и учителю, то на какую роль претендуют тогда детские спортивные соревнования и их организаторы?

Только уточним: не те соревнования, в которых школьникам надо участвовать в течение учебного года ради получения зачета в актив школы или управы, а те, которые дети выбирают по своему желанию, ради которых тренируются, отказываются от вредных привычек, жертвуют другими интересами. Как надо относиться к организации и проведению таких соревнований, являющихся неотъемлемой частью развития отечественного детского спорта, а если уж быть до конца откровенным, – обязательным условием его возрождения?

Ответов много, но один очень простой и точный: по принципам олимпизма.

«О спорт! Ты – радость!

Ты устраиваешь праздники для тех, кто жаждет борьбы, и для тех, кто жаждет этой борьбой насладиться...»

К празднику всегда хочется присоединиться. К спортивному или какому-то другому – дело вкуса. Но не почувствовать праздник невозможно. Он или есть, или его нет. Мероприятие может пройти, а праздник – не состояться.

...В Петровском парке на пути к футбольному манежу ни разу не попалась на глаза афиша о проведении открытого первенства Москвы среди школ-интернатов для детей с нарушением слуха и речи. Ожидание увидеть с десяток автобусов, привезших юных футболистов и не только из московских школ-интернатов, также не оправдалось. Правда, оставалась еще надежда на то, что юных футболистов будут поддерживать болельщики.

Но в закрытом манеже с искусственным покрытием, кроме игроков и представителей трех команд в лице учителей, нескольких членов федерации, – никого. Насладиться предстоящей борьбой было некому. Ни одного зрителя. Пусто. И грустно. Учителю физкультуры единственной команды-гостьи из Костромы представитель охраны даже не позволил подойти к кромке поля ...без сменной обуви. На представителей федерации и московских команд это правило не распространялось.

Объединенные стоячими зрительскими местами за пределами поля, за сеткой, перекрывавшей манеж сверху донизу по всей длине мини-футбольного газона, учитель физкультуры из Костромы Анатолий Яковлевич Колодяжный и его коллега, тренер-общественник по футболу Владимир Александрович Разгуляев наблюдали за разминкой. На половине костромских мальчишек было тихо, хотя они бодро разминались, забивали мячи в ворота, заставляли работать своего вратаря. Но при этом они не слышали ни ударов по мячу, ни шелеста искусственного покрытия.

На стороне соперников – команды 101-го столичного интерната – также царило боевое настроение. Физически москвичи были мощнее своих соперников. И хотя мальчишкам по 12–13 лет, и те, и другие вполне осознавали свои возможности.

Был дан свисток, и началась борьба: по-детски азартная, по-настоящему спортивная и бескомпромиссная. Хозяева атаковали больше, но г ости в первом тайме, хотя и с трудом, но выстояли, а во втором забили гол...

«О спорт! Ты – справедливость!..

Ты – беспристрастен.
Ты учишь, что правила соревнований – закон...»

С той самой минуты, как мяч влетел в сетку ворот москвичей, сразу заметно изменился характер работы судей, которые попросту перестали замечать нарушения, допускавшиеся московской командой. Самих ребят нельзя было упрекнуть в чрезмерной грубости. К слову сказать, все команды играли достаточно корректно. Просто судьи, говоря языком болельщика, судили в одну сторону.

В такой ситуации особенно хотелось поддержать костромских мальчишек. Сделать это мог только их учитель физкультуры, который всякий раз, как только чей-то мальчишеский взор обращался к нему с немым вопросом, жестами показывал, что они – молодцы, и надо дотерпеть. А судьи тем временем добавляли лишние минуты, откровенно желая помочь своим. Однако юным футболистам из Костромы удалось сохранить победный счет: справедливость восторжествовала. Но, как оказалось, ненадолго.

По правилам проведения спортивных соревнований, если в однодневном розыгрыше участвуют три команды, то пару во второй игре не игравшей команде составляет команда, проигравшая в первой встрече. Почему на этом месте оказался победитель первой игры – совсем не загадка. Практически без отдыха и не имея в запасе игроков, костромичи вышли на поле...

– Нас пригласили за две недели, – сказал Анатолий Яковлевич. – Радости мальчишек не было предела, и мы понимали, что сама поездка в Москву для них праздник. Но мы-то готовили команду другого возраста, что задолго до этого обговаривалось. И, конечно, рассчитывали на большее число команд, все-таки первенство открытое.

Во второй игре – 30-ому московскому интернату – гости уступили: слишком много сил было отдано в первой встрече. И как только арбитры поняли, что дело сделано и гостям матч не выиграть, стали активно награждать их мячом за нарушения правил соперником, которые порой даже не просматривались.

Неужели даже детским соревнованиям нельзя обеспечить благородную и честную борьбу?

«О спорт! Ты – плодотворность!

Ты преградой встаешь на пути пагубных недугов, извечно угрожающих людям...
Ты утверждаешь: «В здоровом теле – здоровый дух!»

Для детей, имеющих серьезные отклонения от норм здоровья, занятия спортом – это в полном смысле окно в мир. Законы спорта, если им обучать с детства и по Кубертену, дают шанс найти свое достойное место в жизни и тем, у кого возможностей для этого в сотни раз меньше, чем у других. Те, кто помогает детям-инвалидам открывать окно в жизнь, в первую очередь заслуживают достойной оплаты, хороших спортивных площадок, инвентаря. И уж, конечно, не одного подарочного мяча на всю команду, тем более, что и команд было всего три!

– У меня взрослый сын занимается с детства легкой атлетикой. Сам я играл в футбол, – рассказывает Владимир Александрович Разгуляев. – И вдруг наступило опустошение детского спорта. А в итоге: легко разрушенное опять начинаем восстанавливать, но с огромным трудом. Взять хотя бы спартакиады. Не так это просто – любить спорт. Это ежедневный труд, это отказ, например, для моих мальчишек от курения, потому что они понимают, что к здоровью и спорту оно не имеет никакого отношения. В интернате работаю на общественных началах. Стараемся участвовать во всех соревнованиях, ведь для наших ребят это опыт не только спортивный. Общение – для них самая большая радость. А для него, конечно, нужны поездки, встречи. Руководство города понимает это и помогает.

И здесь нельзя не сказать еще и о том, что организационные моменты, например, приветствие команд, награждение лучших игроков турнира, предусматривали (как это всегда бывает на подобных соревнованиях) речевое обращение участников, что является чуть ли не самым трудным.

Любой урок в школе для ребенка неслышащего и неговорящего, а физкультура и занятия в спортивной секции особенно, важны не только с точки зрения освоения учебной программы, но и потому, что каждый раз – это шанс научить его произносить новое слово.

– Это совсем другой, по-своему трудный, детский мир, – говорит Анатолий Яковлевич Колодяжный, который в этом «мире» ведет физкультуру уже 35 лет. – Но надежда и мечта у детей должны быть, а мы стараемся им помочь их сохранить, как и здоровье.

«О спорт!.. Ты – согласие.

Ты сближаешь людей, жаждущих единства.
Ты учишь разноязыкую, разноплеменную молодежь уважать друг друга...»

Три игры пролетели быстро. Каждая команда одержала по одной победе, по разнице забитых и пропущенных мячей ребятам из Костромы отдали второе место, и они сегодня же отправляются на своем автобусе домой. На знакомство с Москвой как с культурным центром поездка не рассчитана. И, несмотря на то, что обратный путь пройдет мимо Выставочного центра, они смогут увидеть из окна автобуса только главный вход. А что-то по-настоящему главное теряется, когда соревнования организовываются не как праздник, а как отчетное мероприятие. Организаторы, например, наверняка знали, что в оставшейся пятерке подобных московских школ-интернатов футбольных команд, да еще конкретного возраста, просто нет: за несколько минут общения с директорами это становилось ясно. Но рядом – Московская область, и затраты – не как до Костромы. И если уж арендуется такой дорогой манеж, то это должно быть оправдано.

К определенному часу мероприятие завершилось, потому что холл манежа уже заполнили юные футболисты динамовской школы, пришедшие на тренировку. Почему бы не пригласить их было часа на два пораньше? И кто знает: посмотри они, как играют их сверстники с ограниченными возможностями, может, и открылось бы у кого «второе» дыхание на всю спортивную жизнь!

Вдруг представилось: открытый стадион, заполненные трибуны, команды из школ-интернатов разных городов, сменяющие на поле друг друга. Зрители – футболисты детских спортивных и общеобразовательных школ – горячо поддерживают своих коллег по ремеслу, которые их не слышат, но не видеть и не чувствовать не могут. В течение нескольких дней, пока идет турнир, хозяева московских интернатов показывают гостям свой город, а вечерами устраивают чаепития.

В обычных школах, чьи учащиеся побывали зрителями на подобном турнире, он не обойден вниманием, потому что у детей во всех случаях бывает много вопросов.

Организаторы и почетные гости прибыли не только к награждению, но и приняли участие в торжественном открытии и рады были с трибуны поболеть за юных спортсменов...

Пусть так и будет. Только такие соревнования объединяют, воспитывают уважение друг к другу, вселяют надежду на будущее.

Валентина РЕПИНА