Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №15/2005

ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ
 

10 уроков для не умеющих плавать

Урок № 1

На первом уроке учитель знакомится с подготовкой класса, выясняет, кто умеет и кто не умеет плавать. Однако к устным ответам не следует относиться слишком доверчиво. Проверяя подготовку класса, нужно пускать в воду одновременно не более двух человек и входить в воду по лестнице спиной вперед.

На первом занятии необходимо рассказать детям о технике безопасности и правилах поведения в бассейне. После проверки умения плавать проводится занятие в воде, в которое включаются простейшие упражнения для освоения в воде, не требующие предварительного выполнения на суше.

Упражнения выполняются на глубине бассейна по грудь.

  1. Держась за руки в парах, перейти бассейн туда и обратно, сначала шагом, потом бегом.
  2. «Кто выше выпрыгнет из воды?» Присесть, оттолкнуться ногами от дна и выпрыгнуть вверх.
  3. Сделать вдох и погрузиться с головой под воду.
  4. Стоя на месте, ноги на ширине плеч, выполнять движения руками в различных направлениях (напряженными и расслабленными).
  5. «Кто больше проплывет?» Дать детям несколько попыток проплыть по-своему небольшие расстояния (кто сколько сможет).
  6. «Кто быстрее?» Поставить группу ребят на одну линию и по команде начать бег в воде к намеченному финишу. Объявить победителей и призеров.

Урок № 2

На суше:

  1. Выполнить разогревающие упражнения: махи руками, наклоны, приседания (по 10–15 раз).
  2. Движения ног кролем под счет учителя. Упражнение выполняется в быстром темпе, с небольшим размахом между стопами. Ноги высоко не поднимать.


В воде:

  1. Ходьба и бег по дну, держась за руки, в парах и поодиночке. Выпрыгивание из воды.
  2. Погружение в воду с головой.
  3. Выдох в воду:
    а) дуть в воду, как на горячий чай;
    б) то же опустив рот в воду;
    в) «умывание» – побрызгать себе в лицо водой, делая в этот момент выдох.
  4. Взяться за бортик, поднять к поверхности воды таз и пятки, носки оттянуть. По сигналу учителя выполнять движения ногами кролем. Обязательно дать указание брызгаться. Движения выполняются в быстром темпе, чтобы ребята не успевали широко работать ногами и сгибать колени.
  5. То же, но в положении на спине. Выше поднять живот, не сидеть, а лежать на воде. Дать указание брызгаться. При правильном выполнении упражнения должен быть фонтанчик от стопы. Колени не сгибать и не высовывать из воды.
  6. Встать лицом к бортику, упереться руками в бортик, лечь на грудь, поднять к поверхности воды таз и пятки, сделать вдох и опустить лицо в воду. Повторить упражнение несколько раз; то же с выдохом в воду.
  7. «Кто быстрее спрячется?» По команде сделать вдох и присесть под воду.
  8. «Кто быстрее?» По сигналу ребята бегут по дну, помогая себе гребками рук, до условной финишной черты.
  9. «У кого больше пузырей?» Погрузиться под воду и сделать продолжительный выдох (10–15 раз).

Домашнее задание: движения ног кролем.

Урок № 3

На суше:

  1. Выполнить разогревающие упражнения: махи руками, наклоны, приседания (по 10–15 раз).
  2. Ознакомиться с упражнением «поплавок».

В воде:

  1. Сесть на бортик бассейна и опустить ноги в воду. По сигналу учителя выполнять движения ногами кролем.
  2. Ходьба и бег по дну, помогая себе гребковыми движениями рук. Прыжки из воды и погружения в воду.
  3. Выдохи в воду (5–15 раз).
  4. Движения ног кролем на груди.
  5. Движения ног кролем на спине.
  6. «Полоскание белья». Принять устойчивое положение на дне и делать движения обеими руками вправо-влево, вперед-назад, напряженными и расслабленными. Сказать ребятам, что только напряженная кисть руки позволяет опереться о воду.
  7. Погрузиться в воду и просчитать до 10–15.
  8. Выполнить упражнение «Поплавок».
  9. Открывание глаз в воде. Встать в пары, поочередно погружаться в воду с открытыми глазами и считать пальцы партнера.
  10. Встать лицом к бортику, упереться руками в бортик, лечь на грудь, поднять к поверхности воды таз и пятки, сделать вдох и опустить лицо в воду. Сосчитать до 5, 10,
  11. То же с выдохом в воду.
  12. Игры «Хоровод» и «У кого больше пузырей?».
  13. «Кто больше проплывет?» Дать детям несколько попыток проплыть по-своему небольшие расстояния (кто сколько сможет).

Урок № 4

На суше:

  1. Выполнить разогревающие упражнения: махи руками, наклоны, приседания (по 10–15 раз).
  2. Движение ног кролем.
  3. «Скольжение» выполнить у стены.
  4. Наклоны вперед (ноги на ширине плеч, руки упираются в колени, голова в положении вдоха; сделать вдох, повернуть лицо вниз – выдох).

В воде:

  1. Ходьба, бег, прыжки, погружения и другие активные движения в воде, помогающие проявлению самостоятельности детей и играющие роль разминки.
  2. «Поплавок».
  3. Движения ног кролем на груди и на спине.
  4. Выдохи в воду. Ноги на ширине плеч, наклониться вперед, руки на коленях, лицо щекой лежит на воде. Открыть рот, сделать вдох, опустить лицо в воду – выдох. Повторить 10 раз.
  5. Скольжение на груди. Встать спиной к бортику, одной ногой упереться о бортик, поднять руки вверх, соединить кисти, голова между руками. Сделать вдох, задержать дыхание, присесть и, оттолкнувшись ногами от бортика, лечь на воду. Повторить несколько раз.
  6. Скольжение на спине. Встать лицом к бортику, руками взяться за бортик, колени подтянуть к груди, сделать вдох, задержать дыхание, присесть и, оттолкнувшись ногами от бортика, лечь на спину. Сразу поднять выше живот и прижать подбородок к груди. Не садиться.
  7. Скольжение на груди и на спине с движением ног кролем.
  8. Погружение под воду и разыскивание на дне предметов по заданию учителя.
  9. Игра «Мяч по кругу».

Урок № 5

На суше:

  1. Выполнить разогревающие упражнения: махи руками, наклоны, приседания (по 10–15 раз).
  2. Движения рук, как при плавании кролем. Ноги на ширине плеч.

В воде:

  1. Ходьба, бег, прыжки, погружения, выдохи в воду.
  2. Скольжение на груди и на спине (до 10 раз).
  3. Движения ног кролем на груди и на спине.
  4. Выдохи в воду с поворотом головы для вдоха (до 10–15 раз).
  5. Движения рук кролем. Ноги на ширине плеч, плечи на воду, подбородок на воду. Не торопиться.
  6. Скольжение на груди и на спине с движением рук кролем. Повторить 4–6 раз.
  7. Выдохи в воду с поворотом головы для вдоха (до 10–15 раз).
  8. Скольжение с движением ног кролем на груди и на спине (10 раз).
  9. Плавание кролем на груди с доской с помощью одних ног.
  10. Погружение под воду и разыскивание на дне предметов по заданию учителя.
  11. Войти в воду по грудь. Согнутыми в локтях руками (поочередно левой и правой) делать частые гребки перед грудью сверху вниз, опираясь ладонями о воду. Одновременно согнуть ноги и подтянуть колени к груди. Повторить 3–5 раз.
  12. Игра «Плавучие стрелы».

Урок № 6

На суше:

  1. Выполнить разогревающие упражнения: махи руками, наклоны, приседания (по 10–15 раз).
  2. Выполнить движения рук кролем.
  3. Согласование дыхания с движением одной рукой кролем.
  4. Согласование движений рук кролем с дыханием.

В воде:

  1. Скольжение с движением ног кролем на груди и на спине (10 раз).
  2. Движения ног кролем на груди и на спине, упираясь руками в бортик.
  3. Выдохи в воду с движением одной рукой кролем.
  4. Выдохи в воду с поворотом головы для вдоха.
  5. Согласование движений рук кролем с дыханием, стоя в воде. Выполнять 2–3 мин.
  6. Плавание кролем на груди с доской с помощью одних ног.
  7. Движения рук кролем, стоя и передвигаясь по дну. Смотреть вперед, плечи и подбородок опустить на воду.
  8. Скольжение на груди и на спине с последующими движениями рук кролем. Повторить не менее 10–12 раз.
  9. Плавание кролем на спине с помощью одних ног (кто больше проплывет).
  10. Дать несколько попыток проплыть самостоятельно возможно большее расстояние. Не настаивать на выборе способа – каждый плавает как хочет.

Домашнее задание: выполнять упражнения на согласование движений одной и двух рук кролем с дыханием.

Урок №7

На суше:

  1. Выполнить разогревающие упражнения: махи руками, наклоны, приседания (по 10–15 раз).
  2. Движения рук кролем на груди.
  3. Движение одной руки кролем с дыханием.
  4. Движения рук кролем с дыханием.

В воде:

  1. Скольжение на груди и на спине с движения ног кролем. Повторить до 15 раз.
  2. Выдохи в воду с поворотом головы для вдоха (не менее 20 раз).
  3. Выдохи в воду с движением одной рукой кролем. Повторить каждой рукой до 1–2 мин.
  4. Движения рук кролем на груди, стоя и передвигаясь по дну с дыханием (до 2 мин).
  5. Скольжение на груди и на спине с последующими движениями рук кролем (до 10 раз) с попыткой повернуть голову и сделать вдох.
  6. Плавание кролем на груди и на спине с задержкой дыхания на вдохе (до 10 раз).
  7. Проплыть кролем на груди с доской с помощью одних ног 2-25 м.
  8. Проплыть кролем на спине с помощью одних ног 2-25 м.

Урок № 8

На суше:

  1. Выполнить разогревающие упражнения: махи руками, наклоны, приседания (по 10–15 раз).
  2. Упражнения для согласования движения рук кролем с дыханием.
  3. Упражнения для согласования движений при плавании кролем.

В воде:

  1. Скольжение на груди и на спине с движения ног кролем (до 10 раз).
  2. Выдохи в воду с движением одной рукой кролем (до 20 раз каждой рукой).
  3. Движения рук кролем на груди, стоя и передвигаясь по дну с дыханием.
  4. Плавание кролем на груди с попытками повернуть голову и сделать вдох сначала один раз на несколько гребков, затем чаще (до 6 раз).
  5. Плавание кролем на груди и на спине с задержкой дыхания на вдохе (до 10 раз).
  6. Проплыть кролем на спине с помощью одних ног 2-25 м.
  7. Проплыть кролем на груди с доской с помощью одних ног 2-25 м.
  8. Проплыть возможно большее расстояние кролем на спине.
  9. Проплыть возможно большее расстояние любым способом.
  10. Игра «Рыбы и сети».

Домашнее задание: выполнять упражнения на согласование движений рук и дыхания, а также упражнения на согласование движений рук и ног.

Урок № 9

На суше:

  1. Выполнить разогревающие упражнения: махи руками, наклоны, приседания (по 10–15 раз).
  2. Упражнения для согласования движения рук кролем с дыханием.
  3. Упражнения на согласование движений рук и ног под счет «раз, два, три» и т.д., добавить поворот головы и вдох.

В воде:

  1. Проплыть возможно большее расстояние любым способом.
  2. Проплыть кролем на спине с задержкой дыхания (до 10 раз), добиваясь непрерывных круговых движений плечами и руками.
  3. Движения рук кролем на груди с дыханием на месте и в передвижении по дну (до 20 раз).
  4. Плавание кролем на груди с дыханием через несколько гребков (до 5 раз); то же на спине.
  5. Проплыть кролем на спине с помощью одних ног 25 м.
  6. Проплыть возможно большее расстояние кролем на спине.
  7. Проплыть кролем на груди с доской с помощью одних ног 25 м.
  8. Проплыть возможно большее расстояние кролем на груди.
  9. Падение в воду из положения сидя на бортике.
  10. Соскок в воду вниз ногами.

Урок № 10

Проводится текущий зачет по пройденному учебному материалу. Учитель оценивает выполнение следующих упражнений.

На суше:

  1. Комплекс ОРУ, СРУ.

В воде:

  • Упражнение «Поплавок».
  • Скольжение на груди.
  • Скольжение на спине.
  • Скольжение на груди с движениями ног кролем.
  • Скольжение на спине с движениями ног кролем.
  • Проплыть кролем с доской с помощью одних ног.
  • Плавание кролем на груди.
  • Плавание кролем на спине.

    Все упражнения оцениваются с учетом техники выполнения и проплываемого при этом расстояния. После занятия обязательно нужно объяснить ребятам полученные ими оценки за выполнение каждого упражнения и вывести общий суммарный балл за 10 уроков в целом. Отдельные упражнения и технику плавания лучших пловцов показать всему классу.

    Елена ГЕРАСИМОВА, учитель физкультуры МОУ СОШ № 1

    Фото Л. ЛАРИОНОВОЙ

    г. НЕРЮНГРИ