Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №15/2005

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 

Технология разработки рабочего плана и учебного занятия

В практике физического воспитания в школе принято пользоваться тремя документами планирования, регламентирующими учебную работу по физической культуре: годовым планом-графиком, рабочим (тематическим) планом и конспектом урока. Они различаются степенью детализации программного материала в соответствии с требованиями к макро-, мезо-, микроуровням планирования.

Существует множество схем оформления указанных документов планирования. В данном пособии рекомендуются варианты схем, предложенных В.Т. Чичикиным (1983 г.). Положительный опыт их использования получил позитивный отклик в школьной практике.

В пояснительной записке отмечается, что на основе предлагаемых моделей годовых планов-графиков несложно разработать более подробные варианты поурочных планов. Примеры оформления и технология их разработки представлены ниже.

Методические требования к рабочему плану

1. В рабочем плане должны быть представлены задачи двух типов: образовательная и оздоровительная.

2. Задачи должны быть конкретными, то есть отражать в своей формулировке «этапность» и избирательную направленность обучения – для образовательных задач; конкретную разновидность проявления физического качества и «регион воздействия» (при необходимости) – для задач по физической подготовке.

3. Планируемые задания должны наиболее эффективно решать задачи урока. Они записываются в той последовательности, в которой будут использоваться в уроке, а также «блочно» с перечислением специально подводящих (развивающих) упражнений и как можно более кратко.

4. Необходимо отмечать приблизительные затраты времени на планируемые «блоки» заданий.

5. В графе «Примечания» производится запись:

а) заключительной части урока (если в ней есть что-то специфичное);
б) особенности прошедшего урока (только по необходимости).

Технология разработки рабочего плана

План разрабатывается в определенной последовательности.

1. Анализ годового плана-графика. Необходимо уточнить место данного (планируемого) урока в системе других уроков с учетом преемственности учебного материала: что изучалось до и что будет изучаться после.

2. Формулировка задач урока.

3. Разработка основной части урока.

4. Разработка подготовительной части урока.

5. Разработка заключительной части урока, примечаний.

6. Определение затрат времени на блоки заданий.

7. Интеграция, оформление, полное уточнение всех уроков.

Методические требования к конспекту урока

1. В конспекте должны быть обязательно представлены задачи по обучению двигательным действиям и развитию физических качеств. Количество задач может быть любым в зависимости от возможности их реализации, но минимально две. Формулировка задач на уроке должна начинаться с глагола (учить, продолжать учить, закреплять...). Задачи должны быть конкретными и реальными.

2. Если поставлена задача, то должны быть средства ее реализации.

3. В разделе «Средства» следует выделять наименование частей урока.

4. Упражнения записываются в соответствии с гимнастической терминологией.

5. Дозировка определяется в любых показателях, но с учетом наиболее полной характеристики показателей объема и интенсивности нагрузки.

6. Для каждого задания должны быть разработаны приемы по организационно-методическому обеспечению.

7. Учебные задания следует представлять в таком порядке, в каком они будут выполняться на уроке физкультуры.

Фото  Л. ЛАРИОНОВОЙ

Требования к подготовительной части урока

1. Содержание подготовительной части должно соответствовать решению основных задач урока (то есть его основной части).

2. Последовательность заданий на уроке должна учитывать диалектику общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений, а также феномен положительного «переноса».

3. В среднем время, выделяемое на подготовительную часть, составляет 20–30% от общего времени урока.

4. Как правило, подготовительная часть урока включает комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ). Систему его использования рекомендуется обосновывать с учетом следующих положений.

1) Комплекс ОРУ является необходимым компонентом подготовительной части урока физкультуры. Входящие в комплекс упражнения должны обеспечивать разносторонность развития физических качеств, с одной стороны, а, с другой стороны, по своей структуре и содержанию должны отражать специфику основной части урока, в которой решаются главные задачи по обучению двигательным действиям и развитию физических качеств.

2) Количество упражнений в комплексе ОРУ – от 8 до 12.

3) Упражнения должны записываться в соответствии с гимнастической терминологией.

4) Из общего количества упражнений, входящих в комплекс ОРУ, следует дифференцировать упражнения на четыре группы, характеризующие регион воздействия: для верхних и нижних конечностей, для туловища и общего воздействия (включающие более одного региона воздействия).

5) Упражнения по степени координационной сложности должны быть доступны занимающимся. Рекомендуется их ранжировать на относительно простые и сложные. Более простые располагаются в начале комплекса.

6) Система комплекса подразумевает определенную логическую последовательность заменяемости упражнений ОРУ, то есть какие-то упражнения должны выводиться из него через определенное время (по мере их освоения и важности в решении задач урока), а какие-то – привноситься. С учетом степени их освоения в комплексе будут представлены упражнения трех категорий: а) новые; б) известные, но не закрепленные; в) хорошо закрепленные.

Фото Н. ЖУРАВКАУпрощенно систему такой заменяемости можно представить следующим образом.

Разрабатывается 20 общеразвивающих упражнений. Затем они ранжируются по степени координационной сложности от относительно простых к более сложным.

На первый урок подбираются упражнения: три – для верхних конечностей; два – для туловища; два – на нижние конечности; три – общего воздействия. Причем какие-то из этих упражнений использовались на предыдущих уроках.

На второй урок вводится новое упражнение в какую-либо из четырех категорий упражнений по признаку «регион воздействия».

Соответственно из этой же категории выводится хорошо освоенное упражнение, использование которого в дальнейшем нецелесообразно с точки зрения решения главных задач урока. И так далее для третьего, четвертого... уроков.

Таким образом, все предварительно составленные упражнения будут задействованы с учетом их взаимозаменяемости.

7) Ко всем упражнениям должна быть определена дозировка в тех единицах измерения, которые наиболее существенно отражают его характеристики. При этом от урока к уроку следует продумать систему увеличения нагрузки (в основном за счет увеличения количества повторений и темпа выполнения) с учетом степени освоенности упражнений и их воздействия на организм занимающихся.

8) Если необходимо уточнить способы организации выполнения упражнений комплекса (поточно, раздельно, с музыкальным сопровождением и другие условия, повышающие эффективность управления деятельностью занимающихся при проведении комплекса общеразвивающих упражнений), то рекомендуется использовать графу «Методические приемы».

Требования к основной части урока

1. Подготовительная часть содержит средства для решения основных задач урока.

2. Запись средств производится блочно в соответствии с задачами урока.

3. Порядок распределения блоков заданий и самих упражнений в блоках должен иметь опреленную логическую последовательность, в основе которой лежит система их взаимовлияния с учетом положительного (отрицательного) «переносов», а также взаимосвязи «нагрузка – отдых».

Требования к заключительной части урока

1. Заключительная часть урока должна быть обязательно.

2. Время, отводимое на эту часть урока, составляет, как правило, 5–10%.

3. Рекомендуется целенаправленно использовать упражнения на восстановление, дыхание, внимание, расслабление, а также подвижные игры.

4. Должна быть представлена информация об итогах проведенного урока.

5. По необходимости поясняется и конкретизируется домашнее задание.

Пример оформления рабочего плана и конспекта урока, представленного в рабочем плане, может выглядеть следующим образом.

Рабочий план прохождения учебного материала по физической культуре для учащихся 4-го класса (фрагмент первой четверти, раздел «Легкая атлетика»)

Конспект урока по физической культуре для учащихся 4-го класса

Задачи:

1. Продолжать учить технике высокого старта и стартового ускорения в спринтерском беге.

2. Продолжать учить технике разбега-отведения в метании мяча на дальность.

3. Развивать скоростно-силовые способности и общую выносливость.

Место проведения: пришкольный стадион.

Время проведения: 45 мин.

Инвентарь: мячи для метания, две веревки длиной 25 м, флажки.

Вадим ЧИЧИКИН,
Павел ИГНАТЬЕВ
г. Нижний Новгород