Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №14/2005

IV МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
 

Проблемы и решения

Среди многочисленных проблем, волнующих российское общество, одно из первых мест занимает низкий уровень физического воспитания подрастающего поколения. Становится все более ясной перспектива снижения уровня физического здоровья населения страны. В связи с этим в современной российской педагогической науке заметно усилились тенденции поиска инновационных подходов к совершенствованию систем физического воспитания детей, подростков и молодежи.

Руководители школ прекрасно понимают, что необходимы качественные изменения в области организации физического воспитания молодого поколения, а значит, и в совершенствовании уроков физической культуры. Перед коллективом школы встает задача выбора дальнейшего пути в организации физического воспитания учащихся из разрабатываемых в настоящее время в теории и практике физической культуры:

  • углубление теоретических знаний учащихся в области физической культуры и спорта;
  • реализация оздоровительного принципа в преподавании физической культуры;
  • увеличение объема обязательных занятий физической культурой;
  • формирование потребности в систематическом занятии физическими упражнениями через рациональное сочетание классно-урочной и секционной форм занятий;
  • проведение занятий в учебно-тренировочных группах за пределами академического расписания в тренировочном режиме.

Каждое из выделенных направлений имеет свои преимущества. Нас заинтересовал спортивно-ориентированный подход в преподавании уроков физической культуры, автором которого является В.К. Бальсевич. Третий год школа № 3 имеет статус экспериментальной площадки по апробации данной технологии.

Наш выбор был определен следующими положениями:

  1. Отношение к ученику как к личности, имеющей свободу выбора вида спорта в соответствии с индивидуальными способностями, личностными установками, интересами, уровнем физической подготовленности.
  2. Использование современной технологии в спортивной и оздоровительной тренировке, осуществляемой в тесном единстве с моторным обучением.
  3. Личностно-деятельностный подход в сфере физической культуры.
  4. Постепенность и поэтапность инновационных преобразований.
  5. Обеспечение информационной, материальной, организационной и кадровой поддержки.

Все новое необходимо подвергать анализу. Нас, прежде всего, интересовало изучение сильных и слабых сторон в области организации учебных занятий, кадрового обеспечения и мотивации учащихся к занятиям по физической культуре. В таблице представлены некоторые наиболее важные положения реализации спортивно-ориентированного физического воспитания в нашей школе.

Данный анализ позволяет сделать следующий вывод о том, что положительные моменты при проведении занятий по технологии В.К. Бальсевича преобладают над негативными сторонами, которые, в свою очередь, можно устранить при более четкой организации учебного процесса.

В настоящее время каждая школа стоит перед выбором дальнейшего пути развития в связи с модернизацией системы образования. Одним из направлений в области обновления деятельности учебного заведения является организация профильного обучения, которое следует рассматривать как систему непрерывной подготовки в схеме «школа – вуз». Эксперимент в области физической культуры и его результаты, а также тесное сотрудничество с руководством и преподавателями Чайковского государственного института физической культуры позволили коллективу нашей школы сделать выбор в пользу оборонно-спортивного профиля, при котором ведущими предметами становятся физическая культура, биология и основы безопасности жизнедеятельности. Большой интерес для нас представляет тот факт, что учащиеся 8-х классов, которые первыми вступили в эксперимент «Наш спорт – наше здоровье», составят основу предпрофильного класса со следующего учебного года.

Подросток, включенный в систему предпрофильного и профильного обучения, приходит в вуз после серьезной до­профессиональной подготовки. Возможность овладения более глубокими знаниями и практическими навыками поможет будущему студенту осознанно выбрать дальнейший путь и эффективнее использовать свой творческий потенциал при обучении в институте физической культуры по сравнению с теми, кто пришел в вуз сразу после общеобразовательной школы.

Учебным планом в профильных 10-м и 11-м классах предусматривается шестичасовая недельная нагрузка по физической культуре. В связи с этим встает вопрос о том, как организовать учебный процесс.

Вариант первый – пойти по пути спортивно-ориентированного физического воспитания.

Вариант второй – строить учебный процесс на основе традиционного урока с расширением теоретических основ и практической части.

Администрацией школы совместно с методическим объединением учителей физической культуры был выбран путь, наиболее приемлемый в условиях профильного обучения:

4 часа – уроки физической культуры по специальной программе, сочетающей теоретические, практические и методические занятия;

2 часа – занятия по виду спорта (легкая атлетика, игровые виды спорта, единоборства, ОФП), который учащиеся вправе выбрать самостоятельно, в соответствии со своими интересами и уровнем подготовленности.

Наш выбор объясняется следующим:

  1. Выпускники профильного класса должны получить системные знания в области физической культуры.
  2. Учителя физической культуры должны иметь высокий уровень квалификации (не ниже I категории) и являться штатными сотрудниками школы.
  3. Уроки, включенные в расписание, позволят осуществлять контроль за учебно-воспитательным процессом и оказывать преподавателям своевременную методическую помощь.
  4. Два часа, отведенные на совершенствование в избранном виде спорта, позволят осуществить индивидуальный подход, удовлетворить личные интересы и потребности учащихся.

Реализация вышеназванных положений, по нашему мнению, поможет разрешить противоречия, имеющие место при проведении эксперимента по спортивно-ориентированному физическому воспитанию.

А.А. МУХАМИТЯНОВА

г. ЧАЙКОВСКИЙ