Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №14/2005

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

 

Музыкальные мини-проекты на уроках физической культуры

У преподавателя физической культуры из московской школы № 335 Дмитрия Бесполова, как и у каждого педагога, есть обязательные отправные моменты в проведении уроков физкультуры, в организации физкультурно-воспитательного процесса в школе.
Он – сторонник разграничения физкультуры и спорта в преподавании, под которым, в свою очередь, подразумевается, что уроки физкультуры для всех, а занятия спортом – для желающих.
Он – за самое широкое общение учащихся на уроках при выполнении упражнений. Ведь если физкультура для всех, то она в обязательном порядке предполагает коллективные взаимодействия.
Он – за совместные занятия мальчиков и девочек на всем пути обучения, так как считают, что такой союз позволит воспитать обоюдное уважение, развить лучшие качества, преодолеть трудности переходного периода.
Он – за то, чтобы физкультуру как предмет всегда выбирали дети, даже в том случае, если нет в достатке необходимого инвентаря или подходящей площадки.
Но для того, чтобы любая политика успешно воплощалась в жизнь, необходимо не просто хорошее знание предмета, но преданность и любовь к делу.

Двадцать лет работы в школе дают преподавателю полное право сказать о выработке своего подхода к предмету. Ребенок должен хотеть, мочь и уметь – эти три принципа, по мнению Дмитрия Бесполова, могут обеспечить интерес ребенка, а соответственно и его участие в работе.

«Хотеть» – это постоянное желание ребенка делать что-то на уроке. Он может не все уметь. Но даже если он в состоянии делать хоть что-то и, главное, хочет это делать, ему надо дать такую возможность независимо от состояния здоровья. Он приходит на урок потому, что ему интересно, комфортно; потому, что он уверен, что будет непосредственным участником, а не наблюдателем. А чтобы желание быть участником не пропадало, в каждом уроке должна быть «изюминка». Именно они запоминаются, и желание прийти на следующий урок подогревается интересом к чему-то необычному.

«Мочь» – это тот реальный индивидуальный показатель здоровья ребенка, из которого придется исходить учителю при построении работы на протяжении всего учебного периода в школе. Он означает, что необходима разработка специальных программ, которые бы органично могли входить в программу уроков с расчетом на детей разных групп здоровья и не в ущерб основной. Все согласуется с врачами, родителями – иначе просто быть не может. И родители доверяют, потому что не могут не понимать: преподаватели работают во благо детей.

«Уметь» – этот показатель, безусловно, определяется мастерством учителя, насколько он как педагог способен донести свои профессиональные знания до ученика, чтобы ребенок научился применять их на практике. У каждого, по мнению Дмитрия, есть своя «горка» – тот самый личный предел, освоить который вполне по силам. Стремление сделать это на его уроках равно оценке за активность и развивает желание на этой «горке» не задерживаться. А взобраться на нее вполне возможно, используя самые разные формы занятий. Высшим стимулом служит интерес.

Комментарий, предваряющий урок, не кажется затянувшимся, потому что интересен. На ребят, рассевшихся по центральному кругу, никто не обращает внимания. Но и они – тринадцати-четырнадцатилетние, как ни странно, очень внимательны к тому, что говорит незнакомый преподаватель.

Физкультура – предмет, который невозможно подогнать под рамки, например, химии или математики. Урок с другими героями и с другими… запахами. Это особый вид общения между полами, когда присутствует некая сексуальность. Спортивная форма – это тоже ее выражение. Поэтому занятия – без разделения для мальчиков и девочек на каком бы то ни было возрастном этапе, и физкультурная форма – самых разных цветовых гамм. Главное, чтобы она была спортивной, свежей, придавала уверенность, заставляла обращать на человека внимание. Выбор спортивной формы тоже в своем роде характеристика личности.

Показателем хорошего уровня физкультуры в школе являются не ударные команды по видам спорта, выигрывающие первые места. Поэтому вся игровая спортивная часть выведена за сетку уроков. Для утоления игровой жажды после занятий открыт спортзал. Физкультура – другое. На этом уроке не может и не должно быть такого, когда десять играют, а остальные на лавочке наблюдают. Весь урок – для всех. И для всех он должен быть радостью, рождающейся через игру, общение, помощь, взаимопонимание. Это совсем не значит, что преподаватель не обращает внимания на техническое освоение элементов. Обращает, только не в первую очередь.

Разминканачало урока. Музыка – одна из тех «изюминок», которые поднимают не только настроение, но и эффективность занятий, превращая выполнение монотонных программных заданий в интересное соревнование.

Для коллективной разминки, даже если ребенок знает только одно упражнение, этого может быть вполне достаточно.

Учитель предлагает встать в круг, ориентируясь на центр спортивного зала. Каждый, чьей спины он касается, проходя с остановками по внешней стороне круга, начинает свое упражнение. Класс, словно в зеркале, должен перестроиться на этого ученика. И так до тех пор, пока каждый из учащихся не предложит свое упражнение. Попробуйте параллельно мысленно проанализировать упражнения: какие предлагают мальчики, а какие – девочки. Возможно, здесь проявится какая-то своя закономерность.

Зажигательная народная музыка в сопровождении колотушек как нельзя лучше подходит к выполнению приседаний, поворотов, наклонов и прыжков. Точно так же, как и подобная разминка в целом – всем возрастным категориям.

Составляющими в разминку включаются дыхательные упражнения в медленном темпе, некоторые упражнения на растяжку, парная разминка с захватами рук и ног.

Разметка в зале. Баскетбольная, волейбольная, гандбольная... В спортивных залах большинства школ их несколько. Дети путаются. Предлагается провести игру с перемещением только по линиям. Места занимаются произвольно, подключаются желающие из учителей. Пусть один раз, но самому попробовать всегда полезнее. Ставится задача: ходить по линиям, а веселее это делать, конечно, под музыку. Когда все освоились в этом круговом движении и никто друг друга не сбивал, появляется небольшой мягкий мяч. Выбирается водящий, который должен осалить мячом любого, передвигаясь за выбранной «целью» по линиям. Несмотря на то, что было задание «ходить», передвижения набирают скорость. Даже умудренные опытом педагоги не могут удержаться, чтобы не перейти на бег. А мячей на поле становится все больше и больше.

В игре – большое число мячей. Те, у кого они в руках, могут атаковать ребят без мячей с разных сторон. Ведя игру, преподаватель показывает, что с вводом в игру каждого следующего мяча можно ставить и более конкретную задачу как для водящих, так и для убегающих. Например, если большее число мячей в какой-то момент оказалось у мальчиков, постараться быстро просчитать свои передвижения по площадке, чтобы как можно больше девочек оказались в «коробочке». Значит, надо договариваться, во-первых, куда, кому и как бежать, а, во-вторых, чтобы не нанести травму друг другу. А значит, «включать мозги» – обязательное условие работы на площадке с большим числом мячей или других предметов.

Раздаются карандаши. Умению чувствовать партнера нужно и можно учить. Класс разбивается на пары лицом друг к другу. Руки вытянуты навстречу партнеру: правая – к левой, левая – к правой. Между ладонями партнеров – расстояние в длину карандаша, который зафиксирован между указательными пальцами встречных рук. Один из партнеров медленно начинает движения руками (разводит, поднимает вверх, сводит перед собой и т.д.). Другой – старается следовать за каждым движением, не нарушая его слаженности, как в зеркальном отражении. Главное – не уронить карандаши и по возможности при выполнении движений сохранить их горизонтальное положение. Некоторые мальчишки перестраиваются в «тройки», «четверки», одновременно выполняют приседания, прогибаются назад, садятся на пол, «рисуют» в воздухе круги. Действительно, почему бы не попробовать более сложный вариант! В конечном итоге мы ведь и мечтаем о том, чтобы физкультура была развивающей.

В руках – обычный лист бумаги. Лист лежит на ладони. Включается музыка, и рука через секунды становится «рукой дирижера», проделывая все соответствующие этой роли движения с лежащим на ладони листом бумаги. Развивается и укрепляется кисть. При широкой амплитуде движений и небольшом навыке при переходе от одного движения к другому лист практически избегает падений. Пример преподавателя заразителен, и вот уже не только дети, но и коллеги выполняют повороты на одной ноге на 360°, проносят лист между ног, словно баскетбольный мяч, подбрасывают листы ногами, стараясь поймать и продолжить движение. Закончить этот демонстрационный показ можно оригинально, если иметь рядом любую корзину или широкий пакет: сделать по принципу снежного бумажный комок и попасть им в цель.

В две шеренги становись! Они располагаются вдоль обеих боковых линий лицом друг к другу. У каждого стоящего в одной шеренге есть пара в другой. Преподаватель на время показа заменяет одного из партнеров в любой паре. Идут навстречу, ударяют в ладони, возвращаются назад. При повторе упражнения всеми парами преподаватель выбрасывает вверх один палец, – значит, это упражнение следует запомнить под номером «один». Преподаватель с партнером идут навстречу друг другу, делают перекрестный хлопок, обходят друг друга, возвращаются назад. Все участники повторяют упражнение, которое пальцы фиксируют под номером «два». Следующее, под номером «три», при обходе друг друга дополняется несколькими движениями и касаниями бедер, как в танцах. В такт музыке несколько увеличивается темп движений. И вот рука учителя в роли ведущего выбрасывает вверх один палец – выполняется первое упражнение. Три пальца вверху – надо быстро вспомнить третье и т.д. На четвертом можно расходиться в противоположные стороны, на места своих партнеров. Чтобы еще больше усложнить задание, очередность упражнений (комбинацию цифр) можно показать сразу, а не поэтапно. Сложность и насыщенность определяются только одним: возрастом.

Игра – в роли тренера. То же построение в шеренги (довольно плотные) на ширине баскетбольной штрафной друг от друга. Легкий резиновый мяч у направляющего в одной шеренге, правая нога чуть впереди, слегка согнута в колене. Первый из одной шеренги отдает пас первому из противоположной, обегает его и становится в конец чужой колонны. Владеющий мячом посылает мяч тому, кто стал первым в противоположной шеренге, в конце которой сам занимает место. Шеренги постепенно смещаются в другой конец зала, преподаватель напоминает, что надо постоянно поддерживать их расположение в удобной игровой зоне. В игре – два мяча. Оба поочередно надо отдать одному и тому же игроку и сделать забегание в конец колонны. Если освоение происходит не сразу, вводится дополнительный ориентир – другой по цвету, размеру мяч или предмет. В игре – три мяча. «Изюминка» заключается в том, чтобы все они одновременно не оказались в руках одного игрока. Поймав первый мяч, надо его быстро направить тому, кто стоит в противоположной шеренге рядом с бросающим. При этом в поле зрения обязательно остаются два других мяча. При получении их надо обработать так же быстро. Если этого удается добиться, получается красивая нескончаемая волна. Разговор, обращение учеников по имени друг к другу поможет сохранить ритм игры, будет только на пользу.

Школьная реальность – маленький зал. Поперек зала, в центре, – четыре колонны по одному, по две с каждой стороны, напротив друг друга – в углах квадрата. Квадрат выложен восемью мягкими низкими фишками, о которые невозможно споткнуться, а если наступишь, то травма исключена. Четыре фишки – в углах квадрата, еще четыре – в центрах сторон. Для четкого выполнения упражнения важно, с какой стороны от фишки встать, чтобы при встречных движениях ни с кем не столкнуться. Мяч передается в колонну, стоящую справа, передавший бежит вправо. Четыре колонны – четыре мяча. Упражнение усложняется. По одному из колонн добегают с мячами до центра, фиксируют их касание, бросают мяч стоящему впереди в колонне справа от своей и встают в ее конец. Все участники проходят по одному этапу. По очереди один из первой четверки предлагает усложнить упражнение (например, выполнить касание мячами с последующим поворотом на 360° или двумя прыжками), остальные участники все упражнения повторяют. Участник, показывающий упражнение, может надевать майку определенного цвета. При выполнении подобных упражнений развивается образное мышление, а когда с этим сочетается еще и интерес, упражнения осваиваются быстро.

В центре площадки выкладывается квадрат: на двух противоположных его сторонах по три фишки, например, желтого и оранжевого обозначают углы и центры сторон; в центрах двух других сторон – по фишке каждого цвета. В углах квадрата – «четверки» игроков, у каждой – мяч. Каждый стоящий на желтой фишке, передав мяч вправо, бежит к свободной строго противоположной фишке другого цвета (по диагонали или диаметру). Освоение упражнения происходит быстро – взрослые ребята, как правило, внимательны во встречных передвижениях. Под музыку, которая помогает не расслабляться, в итоге вырисовывается английский флаг.

«Человек-оркестр». Чего только не придумаешь, когда в руках мяч, а музыка такая, что просто держать мяч противоестественно для детей! Они разбиваются на пары, в смешанные встают с удовольствием и начинают обучать друг друга. Кто-то садится на пол и старается, не прерывая ведения, обвести себя. Партнеру деваться некуда, и он должен делать то же самое. Но когда учитель и ученик меняются местами, «изюминка» не пропадает: ведение мяча с параллельными прыжками в приседе. Но и более простые упражнения не менее полезны – каждое развивает определенный навык. Затем пары меняются партнерами, и эта смена может происходить, например, после каждой пары упражнений. Выходит, что «своей» игре каждый по очереди обучает друг друга.

Освоение спортивных дисциплин – через игру. Изучение – по цепочке – индивидуальной техники баскетбола можно начинать в том же квадрате: с четырех точек выходы игроков с ведением мяча в центр, передачей и переходом вправо (то же можно выполнить в левую сторону). «Двойки», а затем «четверки» выходят с ведением в центр, касаются мячами, отдают пас вправо (влево), переходят в правую (левую) колонну. Вместо одного из учеников в колонне появляется преподаватель. После выполнения касания мячами он показывает один из баскетбольных элементов (восьмерка между ног, перевод мяча за спиной), который пытаются повторить остальные трое. Выполняется второе касание, фиксирующее завершение упражнения; мяч передается, а участник переходит в оговоренную сторону. И каждый раз появление в центре учителя служит сигналом к показу нового технического элемента. Эту задачу на дальнейших этапах может выполнить достаточно подготовленный, по мнению преподавателя, или обладающий достаточной фантазией ученик.

Заминка. В завершение урока она используется, как правило, в редких школах просто потому, что особой потребности в ней не возникает. А если и проводится, то из двух-трех дыхательных упражнений. На мастер-классе она выполнила роль «48-го кадра», который наверняка отпечатался в памяти участников. Танцевальные движения под южноафриканские ритмы, пусть даже на последних пяти минутах урока, безусловно обеспечат интерес к уроку следующему: а что же будет? А будет то, что преподаватель посчитает интересным, что осилит его фантазия. Упражнения, показанные на мастер-классе, тоже собирались по крупинкам из практики и опыта, а поэтому вполне могут быть знакомы учителям и применяться ими на уроках. Урок как живой организм: пока совершенствуется, он интересен.

Дмитрий БЕСПОЛОВ
Валентина РЕПИНА

Фото Сергея Крылова