Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №14/2005

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
 

Элементы циркового искусства на уроках физической культуры

Николай Янковский преподает физическую культуру, в том числе лечебную, в специальной общеобразовательной школе № 7. Личный опыт учителя показывает, что дети, несмотря на ограничения в движениях на основе медицинских показателей, всегда с удовольствием занимаются физкультурой. Эмоции перехлестывают через край даже при том, что у большинства упражнения могут не получаться. В такой школе – больше индивидуальной работы, больше точек соприкосновения между учащимися и педагогом. Если в обычной школе призыв работать в полную силу – дело обычное, то максимальная нагрузка для ребенка в школе коррекционной может быть губительна. Однако преподаватель убежден: сократить ее, только лишь уменьшив объем, нельзя. Разумнее развивать творчество детей в соответствии с их состоянием здоровья. Поэтому и подход к выбору средств должен быть особенным.

В спортивном зале – учащиеся младших классов. Преподаватель производит расстановку, объясняя принцип: никто никому не должен мешать при выполнении упражнений. Значит, расстояния между участниками в колоннах и шеренгах должны позволять работать с предметами свободно.

Объяснив цель урока, преподаватель включает музыку – спокойную, для разминки.

Начинается она с перекатов – медленных и глубоких, с одной ноги на другую. Движения ног и рук имитируют танец. Руками ребята стараются обнять себя с наибольшей амплитудой, разминая и растягивая мышцы плеч, предплечий, кистей. Выполняя руками глубокие обхваты, одновременно ладонями (поглаживанием) и пальцами рук (надавливанием) с усилием разминают боковые мышцы спины. Постепенно этими движениями переходят к шее, к затылочной части головы.

...Из звуков одной мелодии вырастает другая, согласованная с переходом к другому упражнению и выбранным темпом выполнения. Стойка: руки вытянуты вперед, одна сверху прикрывает другую. Плавными движениями ребята «забирают» невидимый мяч. Чередование рук. Учитель этому упражнению и соответствующему музыкальному отрезку отводит столько времени, чтобы хватило подойти к каждому и показать упражнение индивидуально.

...Смена музыки, и ребята останавливаются, переключая внимание на преподавателя. Перед каждым воображаемый шест. Перехваты руками поочередно по шесту делаются с целью поддержать шест в равновесии, не допустив его падения. При этом внимание ребят вновь обращается на то, что каждое движение выполняется не ради него самого, а с целью развития пластичности, умения делать его правильно, с максимальной пользой для организма.

...«Залезают» на шведскую стенку: руки, чередуя друг друга, заставляют подтягиваться ноги. При этом перехват каждой следующей перекладины желательно делать на высоте, обеспечивающей приложение усилия со стороны организма для подтягивания тела. Внимание – спине! Во всех упражнениях без исключения спина – прямая.

...Ходьба, словно в замедленной съемке; пятки, практически не отрываясь от пола, скользят по нему. Кроссовки или кеды здесь не идут ни в какое сравнение с чешками, которые, не цепляясь за пол, передают всю плавность и элегантность движений. В такт ходьбе – движения прямыми руками – замедленные, словно невесомые.

...Руки детей становятся «лебедиными крыльями». У девочек получается изящнее. Не как у преподавателя, но лучше, чем у мальчиков. Подходя к учащимся, учитель показывает, в каком направлении должно идти движение, что значит проработать каждый сустав – от шеи до кончиков пальцев.

...К работе готовятся ряды лучников. Комментарий преподавателя идет под новую мелодию. Согнутая в локте правая рука медленно отводится назад таким образом, словно достает стрелу из чехла за спиной. Стрела в руке, тетива натягивается до предела, упор на опорную ногу, тело словно замерло в замедленном броске, движение руки со стрелой назад, и – полет стрелы. Видно, что упражнение детям нравится. Голос преподавателя не позволяет им улететь вместе со стрелой далеко-далеко. Главное – напомнить о том, что они не только разучивают новые упражнения, но и должны стараться делать их красиво.

...И вновь ходьба на месте, но теперь со скольжением назад. Впечатление такое, словно метр за метром остаются пройденными. Мастерское выполнение этого упражнения можно сравнить с хождением по волнам.

...Бодрая музыка заставляет собраться и сконцентрировать внимание. Появляется тряпочный мешочек с сыпучим и одновременно нетяжелым содержимым. Преподаватель по очереди бросает его каждому из детей, стараясь, чтобы они ловили его одной рукой, не прижимая к корпусу. С первого раза получается не у всех, хотя многие мальчишки довольно ловко справляются с заданием.

... Музыкальные картинки безостановочны, меняется только темп. С большой корзиной теннисных мячей учитель проходит между рядами. Каждый из ребят берет по одному мячу. Разумеется, команду ждать скучно, и первые получившие мяч уже начинают его пускать в дело. Но когда учитель занимает свое место перед классом, малыши успокаиваются. Начинается жонглирование. У каждого мяч в правой руке, вращательные движения рукой с мячом перед собой по кругу с небольшим прокидом мяча на другую, руки не напряжены, движения свободные, небольшой сгиб в локте. Смена рук. Учитель подходит к каждому, объясняет, какая часть руки на каком этапе расслабляется. Добавляется второй мяч. Руки работают одновременно. Небольшими пробросами слева направо и справа налево происходит смена мячей. Можно использовать булавы, которые легко сделать из старых кеглей и гимнастических палочек, скрепленных между собой шурупом. Длину палочки при этом можно регулировать.

...Все участники встают в круг. В руках учителя – небольшой металлический обруч с вращающимися на нем четырьмя металлическими колечками. Он их раскручивает, показывает, как надо быстро перехватывать обруч, чтобы колечки не прекратили движение. При этом еще надо передавать обруч следующему, стоящему по кругу. Задача понятна: движение не должно остановиться. Сложно и с первого раза практически невозможно. Но дети стараются, и раскрученные в очередной раз колечки вращаются все дольше и дольше. Каждый учащийся получает возможность самостоятельно выполнить упражнение.

...Два спаренных урока пролетают незаметно. Уставших, несмотря на то, что работали младшие школьники, нет. А понравилось всем.

Валентина РЕПИНА

Фото Сергея КРЫЛОВА