Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №14/2005

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
 

Учителя о IV Педагогическом марафоне

Спорной мне показалась тема спортивно-ориентированного физического воспитания в школе, потому что физическое воспитание по своему значению гораздо шире этого направления, которое представлял Вадим Константинович Бальсевич. Хотя этот эксперимент начали в Чувашии, московские и подмосковные учителя о нем практически не знали, а жаль, что серьезная экспериментальная работа идет без широкой огласки.

Юрий НИКИФОРОВ,
Москва

Спортивно-ориентированное физическое воспитание в школе. Эту тему, конечно же, надо обсуждать долго, и жаль, что сегодня для этого было мало времени. Эксперимент для нас необычен, не традиционен, и в нем больше вопросов, чем ответов. У меня появился вопрос, связанный с местом проведения эксперимента. Город Сургут в отношении физвоспитания очень благополучная территория: здесь нет проблем с кадрами учителей физвоспитания, хорошие спортивные площадки, инвентарь. А сейчас речь идет о том, чтобы превратить сургутский эксперимент в школьную практику всей страны. А в стране различные регионы и условия, зачастую плачевные. Поэтому значение этого эксперимента для меня весьма неоднозначно.
Конечно же, чтобы совершенствовать процесс развития физической культуры в школе, надо искать новые формы. Ведь сейчас урочная форма работы зачастую ведет ребенка в никуда. Но перекраивать существующее не надо повсеместно и сразу. То есть подготовительная работа перед каким-либо нововведением должна вестись планомерно и долгосрочно. Когда люди все поймут и примут, можно приступать. Мы же работаем с детьми, с родителями – это огромный трудный процесс. Поэтому нужно семь раз отмерить, прежде чем отрезать.
И еще один вопрос: как-то мало освещают в педагогической прессе тех людей и те организации, которые привлекаются для проведения экспериментальной работы в области школьного физвоспитания. Например, была попытка по физкультуре ученику ставить «зачтено», «не зачтено». Кто, какие люди, на основании чего разработали и довели до нас как документ это «зачтено»?

Лера ПЛЕХАНОВА,
Раменский р-н

Конечно же, я влюбился в мастер-класс с элементами циркового искусства на уроках физкультуры. И у меня здесь родилось одно предложение. Я работаю в коррекционной школе, и хорошо бы газете в следующем году собрать нас, учителей физкультуры коррекционных школ, чтобы мы не варились в собственном соку, а смогли пообщаться друг с другом, с ведущими педагогами-дефектологами и побывать на мастер-классах таких интересных учителей, как Николай Янковский.

Александр КОЗАКОВ,
Ильинское

Идея спортивно-ориентированного подхода для меня сегодня очень привлекательна. Но ее нужно доработать. Вадим Константинович Бальсевич встретил частичное сопротивление зала, когда рассказывал об этой педагогической технологии как о педагогической технологии XXI века, но ведь все новое не сразу понимается.

Алексей МАШКОВЦЕВ,
Москва

У Ларисы Юрьевны Бычковой мне интересен личный подход к каждому ученику. То есть ее ученик сам прогнозирует, сколько раз сделает то или иное упражнение, потом сравнивает этот прогноз со своим реальным достижением. У ребенка есть записи на уроке, где он фиксирует все результаты и вносит в общий план своих действий на уроке.

Галина ГОРБАЧЕВА,
г. Брянск

Лариса Юрьевна Бычкова дает хорошую технологию индивидуальной работы ученика, которую тот может применять в повседневной жизни и для себя, и для своих будущих детей, своей семьи. То есть у ребят откладывается пласт знаний, умений, как можно при помощи физических упражнений творить свое здоровье. Именно творить. Чтобы ребенок не по принуждению выполнял какие-то упражнения, а обдумывал их и осознанно применял.

Татьяна РОДИОНОВА,
Москва

Сложновато было пробираться на марафон, путаная дорога. Но смысл приехать все-таки был. Мне лично было интересно, как можно использовать элементы циркового искусства на уроке физкультуры и как открыть секцию в неспортивной школе. Я сам закончил цирковое училище и до сегодняшнего дня не представлял, как можно это соединить с уроками в школе.

Андрей КУЗЬМИЧЕВ,
Москва

Правовые документы сегодня у меня в голове наконец-то расставились по полочкам. И это благодаря специалистам из Департамента образования. Хотелось бы, чтобы правовая документация вся доходила до нас, учителей, в ней непосредственно заинтересованных. Ведущие мастер-классов сегодня уходили от стандартных наших уроков, показывали раскрепощенность учителя и учеников. Во многих зарубежных школах давно отошли от того, чего у нас требует классическое проведение урока физической культуры. Они рады любому движению руки, ноги ребенка – все дети и учителя довольны, все мамы и папы счастливы. И я поняла, что нас как учителей физкультуры сегодня пытались оторвать от стандарта, заложенного в нас советской системой проведения урока физкультуры в школе, когда все сдавали нормы ГТО.
С одной стороны, это хорошо, но, с другой стороны, не будем ли мы слабее? Нас пытаются оторвать от оценочной системы, а взамен что дают? Я сейчас как бы нахожусь на грани и того, и этого. И не могу пока для себя определить, что важнее: свободное движение или же та классика, которая была? Ведь если на уроке физкультуры каждый ребенок будет делать что хочет, это повышенный травматизм. Так что это палка о двух концах. Тем не менее, я обязательно приеду на следующий марафон, чтобы разобраться во всем.

Ирина ЩЕРБАКОВА,
Москва

Элементы циркового искусства на уроках физкультуры были хороши, и я поняла, что учитель может строить уроки, опираясь на свои личные сильные стороны как спортсмена, тогда для ребят его уроки становятся чрезвычайно привлекательными.

Ольга БАКУН,
Москва

Фото Сергея КРЫЛОВА