Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №14/2005

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
 

Интервью на заданную тему...

– Вадим Константинович, хотелось бы начать наш разговор с определения терминов. Какое значение Вы вкладываете в понятия «физическая культура», «физическое воспитание»?

– Слово «культура» означает «возделывание, взращивание». Физическая культура – это часть культуры общечеловеческой, она возделывает, взращивает «физическое» в человеке. Если давать более научное определение, то физическая культура – это система педагогических действий, позволяющая активно воздействовать на формирование физических качеств человека.
Конечно, очень многое зависит от врожденных физических качеств каждого отдельного ребенка, но кое-что и мы можем сделать. Главное – сделать это вовремя, потому что, если мы опоздаем, то, как говорится, поезд уйдет. Природа создала это расписание (так называемые сенситивные периоды, когда дети наиболее чувствительны к педагогическим воздействиям), и мы обязаны ему следовать.

– Можно ли сказать, что дети, выбирая те или иные спортивные секции (учебно-тренировочные группы), тем самым показывают, какой сенситивный период у них в данный момент, и интуитивно выбирают действительно оптимальную для себя нагрузку?

– Все не так просто. Часто они выбирают для себя специализацию совсем по другим основаниям, например, за компанию со своими друзьями. И тут ничего не поделаешь. Но в нашей концепции заложено очень важное положение: человек может изменить свой выбор тогда, когда захочет. Поэтому, если ребенок пришел на тренировку «просто так», если ему неинтересно заниматься данным видом спорта, он уйдет из этой группы довольно скоро.
У нас есть очень простая формула: дети остаются в тех тренировочных группах, в которых они чувствуют себя наиболее успешными, значит, и работа там идет с максимальной эффективностью. Бывают, конечно, такие настырные, упорные ребята, что не бросят никакое занятие, пока не станут в нем лучшими, пусть даже ценой огромных усилий. Таких мало, но они есть, и в этом тоже нет ничего плохого. За счет регулярных тренировок в любом виде спорта идет активное стимулирование и развитие различных физических качеств, а это и есть главная цель при обучении физической культуре в школе.

– В чем основное отличие программ, которые Вы предлагаете для общеобразовательных школ, от программ для спортивных школ?

– Самое главное отличие – в объеме занятий. С одной стороны, дети занимаются спортом гораздо больше, чем на уроках физкультуры в общеобразовательных школах: тренировки проходят три раза в неделю по полтора-два часа, меньшее количество занятий просто бессмысленно. Два урока физкультуры в неделю скорее вредят, а не помогают, потому что вызывают лишь отвращение к занятиям, что мы часто и наблюдаем: если в пятом классе физкультуру любят почти все, к десятому-одиннадцатому классу большинство детей этот предмет не любят и делают все, чтобы уроки не посещать. С другой стороны, объем тренировок, который обычно предлагается в спортивных школах, не нужен основной массе ребят. Поэтому по предлагаемым нами программам дети тренируются гораздо меньше, чем в спортивных школах, и интенсивность этих тренировок гораздо ниже.

– Но если ребенок сменил вид спорта, пришел в группу, которая уже долгое время тренировалась, он же будет менее подготовлен, чем остальные ребята. Как же работать учителю?

– Дело в том, что учебно-тренировочные группы не привязаны ни к расписанию, ни к возрасту. В одной группе могут быть акселераты и дети с замедленным развитием, главное, чтобы их уровень физического развития, их биологический возраст, был примерно одинаковым.

– Скажите, а все дети выбирают спортивную специализацию или есть исключения?

– Некоторые ребята предпочитают заниматься понемногу разными видами спорта или физическими упражнениями, не связанными с узкой спортивной специализацией. Наш опыт показал, что таких примерно 10–15%, и для них мы создаем специальные группы «общей физической подготовки». Выбор – это сложный социально-психологический процесс, которым, на мой взгляд, не нужно управлять, за ним нужно наблюдать и следовать ему.

– Больше всего педагоги волнуются о тех детях, которые освобождены от физкультуры по болезни. Что будет с ними, если уроки заменить тренировками?

– Мы уверены, что детям с ослабленным здоровьем, которые перенесли заболевания, заниматься физической культурой еще более необходимо, чем остальным, здоровым ребятам. Другое дело, что режим занятий у них должен быть иным. Мы создаем для них специальные группы, но эти ребята часто занимаются и в тренировочном режиме, правда, не с той же интенсивностью и не в таких объемах, как остальные дети.

– Разве врачи допускают их до тренировок?

– Мы имеем дело с теми медиками, которые разделяют наши основные принципы. Конечно, если врач категорически не разрешит заниматься, мы не возьмем ученика на тренировку, но такого у нас не бывает: если ребенок пришел в школу, как бы он ни болел до этого, правильно выбранная физическая нагрузка ему только поможет.

– Нужно ли пересматривать медицинские нормы допуска до занятий физической культурой?

– Согласно этим нормам, ребенок должен начать заниматься со второй недели после своего рождения. Массаж – это тоже физическая культура. Так что медицина с нами шагает в ногу.

– Почему же в школах так много освобожденных от физкультуры? Именно освобожденных, которые во время уроков сидят на лавочках в спортзале и мирно беседуют?

– Эта проблема не такая простая. Дело в том, что многие освобождаются от физкультуры вовсе не потому, что они больны, а потому, что они просто не хотят заниматься, для этого и справку достали (или купили). Детям не хочется заниматься той физкультурой, которую им предлагают учителя, – вот в чем причина.

– Во многих школах России в школе есть только один учитель физической культуры. Видите ли Вы варианты внедрения спортивно-ориентированного преподавания в таких школах? И в школах, в которых нет вообще спортивного зала?

– В такой ситуации может найти выход только учитель, являющийся фанатом, энтузиастом своего дела. Я работал в школе преподавателем физкультуры в 1954 году. Тогда всего за один год мы вместе с коллегами, ребятами и их родителями построили стадион возле нашей школы, причем все делали вручную. Можно сделать все, но для этого нужно слишком много сил, а для людей одержимых никаких преград не существует. Нет спортивного зала? Зато есть лес, парк, озеро. Нужно только выбрать другую стратегию занятий: зима – лыжи, лето – легкая атлетика. А выбор занятий можно организовывать по-разному, было бы желание.

– Получается, что все снова ложится на плечи учителей. С них снова будут еще больше требовать...

– Недавно на самом высоком уровне я сказал, что с такой инфраструктурой в физвоспитании, как у нас, нечего думать о здоровье наших детей. Мы ничего никогда не добьемся. Первая наша задача – преобразование этой инфраструктуры: должны быть совсем другие спортивные сооружения, многоцелевые залы, в которых должны иметь возможность заниматься дети из разных школ.

– Почти половина школьников России учатся в сельских и поселковых школах. Им эти комплексы будут недоступны.

– Зато там дети совсем другие: менее избалованные городскими премудростями. Я заметил, что в сельских школах дети интеллектуально очень высоко развиты. Они от природы любознательные, я вообще думаю, что сельская школа – это золотой фонд России. Нужно только выбрать правильную стратегию использования существующих там факторов.

– Понятно, что заниматься спортом можно и на улице. Но как же быть, если в школе работает только один учитель физкультуры? О каком выборе при этом может идти речь?

– Выбор можно организовывать по-разному. Во-первых, один учитель-профессионал может достать нужную литературу, вести разные секции. Тем более что в этих школах и детей не так много, вполне можно справиться. Можно заниматься с детьми различными видами спорта, но при этом нельзя забывать, что дети действительно научатся только в одном случае: если то, что они делают (даже по указанию педагога), им нравится. При этом внутренний мир ребенка мобилизуется на стремление к совершенствованию.

– Что Вы хотели бы сказать в заключение преподавателям физической культуры, нашим читателям?

– Формула простая: человек свободен. Он за все платит сам. За веру, за неверие – за все. Нельзя заставить ни взрослого, ни ребенка делать то, чего он делать не желает.

 

Вопросы, появившиеся после доклада
Вадима Константиновича БАЛЬСЕВИЧА,
задавала Ольга ЛЕОНТЬЕВА