Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №14/2005

НАУКА – УЧИТЕЛЮ
 

О чем пишут в журналах?

Подготовила Ирина Богданова

Современные требования к культуре общения
и его гуманистические принципы в процессе тренировки

Рекомендуется обратить внимание на десять главных заповедей для спортсменов, которые хотят стать еще удачливее; для всех, кто любит физкультуру и спорт и хочет стать спортивным, сильным и умеющим.

  1. Всегда и везде ждать от себя только больших и маленьких побед.
  2. Если на тебя свалился успех, сделать так, чтобы об этом узнали, и убеждать себя, что это закономерность.
  3. Быть во всем последовательным и принципиальным.
  4. Никогда не действовать напролом. По возможности придерживаться советов старших и стараться прислушиваться к ним.
  5. Проверять себя, свои способности и не стремиться избегать трудных ситуаций, постараться их преодолеть.
  6. Никогда не заострять внимание на своих бедах и неприятностях, постараться избегать мыслей о них.
  7. Анализировать конфликт, не пытаться свалить вину на другого – лучше посмотреть на себя и подумать, как наладить отношения со значимым для тебя собеседником.
  8. Относиться ко всему серьезно, но позволять себе прислушиваться к своим мыслям и чувствам.
  9. Не рассматривать неудачу как окончательное поражение и больше работать над собой.
  10. Научиться любить себя и чаще хвалить!

(БОГДАНОВА Л.В. «Детский тренер», № 2/2003).



Волновые тренажеры для тренировки, лечения,
профилактики заболеваний и инвалидности детей школьного возраста

Анализируется использование волновых тренажеров. Высказывается мнение, что биомеханические волны напряжения и расслабления оказывают комплексное нормализующее, развивающее и лечебное воздействие на функциональные системы, мышцы, восстанавливая и тренируя различные группы мышц, связок, сухожилий, сосудов, капилляров, нервов и т.д.

Механическая работа, затрачиваемая во время занятий, невелика, но очень эффективна в силу ее структурирующей направленности. При этом интенсивность занятий и физическая нагрузка допустимы в такой степени, в какой они разрешены на обычных занятиях физическими упражнениями.

За 2–5 мин. на обычных уроках в начальной школе и за 10–15 мин. в средней школе достигается обобщенный положительный результат по состоянию здоровья и приросту скоростно-силовых качеств. Комплекс упражнений позволяет направлять воздействие на мышцы ног, рук и туловища. Автор рекомендует волновые тренажеры для детей школьного возраста, а также для детей-инвалидов.

(АГАШИН М.Ф. «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», 2/2003).



Социологические факты:
образ жизни родителей и стиль поведения школьника

Социологический опрос учащихся общеобразовательных школ г. Краснодара проведен с целью выяснить отношение членов их семей к здоровому образу жизни. Опрос показал, что у 83% учащихся семья состоит из трех человек, а 17% учащихся имеют только одного родителя.

Средний возраст родителей – 44,5 года, детей – 15–16 лет.

В 55% семей разговоры о здоровом образе жизни дома не ведутся. На вопрос: «Ведет ли семья здоровый образ жизни» – 57% опрошенных дали положительный ответ; 30% – отрицательный; 13% – затруднились с ответом. В 73% семей к рекомендациям здорового образа жизни относятся скептически, в 47,5% дети не занимаются физическими упражнениями в свободное время, 58,4% опрошенных школьников в свободное время предпочитают «тусовки» на улице с друзьями, а 53,8% – посидеть дома.

Преобладающими видами двигательной активности у членов семей учащихся являются: зарядка, оздоровительный бег, плавание, шейпинг, занятия в секциях по видам спорта; 70% детей отметили, что они регулярно с родителями выезжают за город на рыбалку или в туристские походы.

(ЧИРВИНА И.В., «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», № 6/2004)



Современная система отбора юных спортсменов для занятий спортом

На обсуждение вынесена система отбора юных спортсменов для занятий спортом, обращено внимание детских тренеров на следующие тезисы:

  1. Основная ошибка тренеров при отборе заключается в том, что они ищут соответствующих детей для своего вида спорта. В результате такого отбора среди отсеянных находятся такие, которые могли бы достичь высоких результатов и в других видах спорта.
  2. Систему тренировки необходимо начинать в оптимальном возрасте. Тенденция к постоянному снижению возраста начала систематических тренировок, наблюдаемая в практике многих видов спорта, не находит подтверждения в результатах исследований и на практике.
  3. Раннюю специализацию следует осуществлять в соответствии с римским принципом «Торопись медленно», акцентируя внимание на процессе всесторонней двигательной подготовки, направленной на развитие основных координационных способностей, и применяя соответствующие возрасту и этапу подготовки объемы общеразвивающих и специальных упражнений.
  4. Важно уметь использовать в двигательном развитии сенситивных периодов, т.е. периодов самой большой восприимчивости к влиянию раздражителей (упражнений). Использование большого количества новых и незнакомых упражнений дает возможность более интенсивно развивать различные основные координационные способности, тогда накопленный двигательный потенциал ускорит овладение сложными упражнениями.
  5. Дети, участвующие в спортивных тренировках, требуют бережного отношения и не могут являться средством реализации взрослыми (тренером, родителями) своих амбиций.

(СТАРОСТА В. «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», № 2/2003)