Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №14/2005

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ
 

Самомониторинг учащихся как средство совершенствования физического воспитания младших школьников

ТЕМА:
Оценивание

Гуманное отношение к детям включает: педагогическую любовь и веру в ребенка, терпимость к его недостаткам, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования.

Анализ существующих педагогических технологий, применяемых в физическом воспитании, выявил проблему недостаточной их разработанности с учетом физиологических, психологических и возрастных особенностей младшего школьного возраста и ориентирования на оценку личной положительной динамики в развитии каждого ребенка.

Обзор зарубежной литературы показал, что, например, в образовательной практике США с начала 90-х гг. XX века применяется педагогическая технология, развивающая способности ребенка к самомониторингу и основанная на принципах личностно-ориентированного подхода. Нами была сделана попытка адаптировать и внедрить в физическое воспитание младших школьников данную технологию, которая бы позволила формировать необходимые навыки рефлексии детей младшего школьного возраста, учитывала личностное целеполагание и ориентировалась на оценку личной положительной динамики в развитии каждого ребенка. Такой педагогической технологией является «Портфель-технология».

Младший школьный возраст – это начало общественного бытия человека. «Портфель-технология» учитывает: основные психические новообразования, свойственные этому возрасту, – теоретическое рефлексивное мышление и чувство компетенции; физиологические особенности младших школьников – периодизацию и гетерохронность развития, наличие сенситивных периодов формирования физических качеств.

«Портфель-технология» учитывает также индивидуально-личностные особенности школьников, обращаясь к личностно-ориентированному подходу, который предполагает новый взгляд на личность ребенка. Отношение учителя к ученику должно носить гуманный и демократический характер. Гуманное отношение к детям включает: педагогическую любовь и веру в ребенка, терпимость к его недостаткам, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования. Демократизация отношений определяет стиль взаимоотношений учителя и ученика: не запрещать, а убеждать; не командовать, а направлять; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора. Основным содержанием новых отношений должны стать: увлеченность и желание школьников заниматься физической культурой и спортом, которые достигаются интересным преподаванием и постоянными, пусть даже незначительными успехами; ставка учителя на самостоятельность ученика, формирование и развитие его активности под руководством учителя; формирование положительной Я-концепции.

Цель личностно-ориентированного подхода – найти, поддержать, развить человека в человеке, заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, самоанализа. Отличительная особенность такого подхода – признание самого ученика как ценности, как носителя субъективного опыта, через призму которого он воспринимает любые педагогические воздействия. Ребенок может участвовать в определении своих целей в такой степени, в какой предполагается становление его личности. Личностно то, что изначально выстраивается как собственный мир человека.

«Портфель-технология» – это организованная подборка информации о физической активности ученика, показывающая его прогресс в достижении поставленной цели. Ученик по собственному выбору отбирает в свой «портфель» работы, выполненные им на уроках физической культуры, дома или на внеклассных занятиях (количество выполненных упражнений, чтение спортивной литературы, посещение оздоровительных мероприятий и спортивных секций и пр.). «Портфель-технология» представляет собой предписания алгоритмического типа, выполнение которых свидетельствует об успешности педагогических воздействий.

Основными принципами построения «Портфель-технологии» являются:

  1. самооценка результатов (промежуточных, итоговых);
  2. систематичность и регулярность самомониторинга;
  3. структуризация материалов «Портфель-технологии», логичность письменных пояснений;
  4. аккуратность и эстетичность оформления;
  5. целостность и тематическая завершенность представленных ребенком материалов «Портфель-технологии»;
  6. наглядность и обоснованность презентации «Портфель-технологии» ученика.

«Портфель-технология» включает в себя учебный материал, состоящий из обязательной и вариативной частей. При этом вариативная часть формируется исходя из интересов младших школьников в ходе совместного обсуждения с преподавателем. Например, «Портфель-технология» может включать в себя:

  1. «Лист желаний» ребенка, т.е. сформулированные с помощью педагога пожелания самоизменения. «Лист желания» состоит из разделов: «Какой я есть», «Каким я должен быть», «Каким я хочу быть», «Каким я стал».
  2. Перечень физкультурной деятельности.
  3. Анализ работы за определенный период времени.
  4. Результаты тестов на определение уровня физической подготовленности, владения двигательными умениями и навыками, теоретических знаний по предмету «Физическая культура».
  5. Лучшие результаты ученика.

Формы оценки успешности реализации «Портфель-технологии» каждый ребенок определяет для себя сам. Это может быть: публичная презентация на классном часе или родительском собрании; выставка «портфелей» на школьном стенде.

Применение «Портфель-технологии» в физическом воспитании младших школьников позволяет учителю определить уровень физической подготовленности ребенка; оценить уровень владения двигательными умениями, навыками, теоретических знаний по предмету «физическая культура»; определить преобладающую мотивацию ребенка и уровень рефлексии; выявить проблемы в формировании самооценки.

Цели составления «портфеля» для ученика: выработка положительной мотивации к предмету «Физическая культура»; развитие самоанализа и самооценки.

Для оценки эффективности применения «Портфель-технологии» в физическом воспитании младших школьников проводился педагогический эксперимент в средней общеобразовательной школе № 25 г. Каменск-Уральского. В нем приняли участие 57 учеников третьих классов. Были определены две группы: контрольная и экспериментальная. Обучение детей экспериментальной группы (ЭГ) осуществлялось с использованием «Портфель-технологии»; учащиеся контрольной группы (КГ) занимались по программе, предусмотренной Государственным образовательным стандартом.

Обработка исходных данных констатирующего эксперимента по методике ТТЕСТ не выявила видимых различий в уровне физической подготовленности школьников двух групп. Результаты теоретической подготовки таковы: 63% учеников ЭГ и 60% детей КГ не справились с предложенными им вопросами (на основании теории Н. Блума).

Перед проведением моделирующего эксперимента в ЭГ было проведено анкетирование с целью выявления отношения учащихся к самостоятельным занятиям физической культурой, поскольку применение «Портфель-технологии» предполагает большой объем самостоятельной работы школьников. Результаты анкетирования показали, что в целом дети положительно относятся к предмету, но мотивация к самостоятельным занятиям оказалась невысокой, исключая тех ребят, которые занимаются в спортивно-оздоровительных секциях. Учитывая, что в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учебная, перед началом эксперимента было проведено родительское собрание, на котором была получена поддержка и помощь родителей в осуществлении работы.

Моделирующий эксперимент показал различный уровень физической подготовленности детей ЭГ и КГ в развитии гибкости, быстроты и координации. Положительная тенденция обозначилась и в развитии выносливости, скорост­но-силовых и силовых способностей.

Повторное анкетирование показало, что многие участники эксперимента приблизились к достижению поставленных ими целей (записались в спортивные секции, стали делать утреннюю зарядку, читать спортивную литературу и пр.). Более сознательным стало отношение учащихся ЭГ к занятиям физкультурой; появилась мотивация личного роста, повысилась самооценка (что особенно важно для учеников со слабой физической подготовленностью).

В результате моделирующего эксперимента у школьников ЭГ отмечен также рост уровня теоретических знаний, поскольку они чаще изучали материалы учебника.

Таким образом, полученные результаты педагогического эксперимента позволили подтвердить эффективность предложенной «Портфель-технологии» для применения в физическом воспитании младших школьников.

В результате работы были определены теоретические основы «Портфель-технологии», такие как:

  • теория ведущей роли обучения в младшем школьном возрасте;
  • теория личностно-ориентированного подхода;
  • периодизация и гетерохронность развития ребенка;
  • наличие сенситивных периодов формирования физических качеств.

На основании теоретического обоснования было разработано содержание «Портфель-технологии» для применения в физическом воспитании младших школьников, доказана ее эффективность.

Юлия ХАРИТОНОВА,
преподаватель кафедры управления в сфере физической культуры и спорта УГТУ-УПИ