Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №14/2005

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ
 

Выносливость – это главное!

ТЕМА:
Физкультура: в поисках содержания образования

Я считаю, что выносливость – основа физической подготовленности. Именно выносливость, а не сила дает то особое отсутствие усталости, которое является основным признаком хорошо подготовленного, физически развитого человека.

Выносливость – это способность совершать работу заданной интенсивности в течение возможно более длительного времени. В конечном счете, выносливость можно охарактеризовать как способность организма противо­стоять утомлению.

Всегда, во всех видах физической деятельности критерием работоспособности является общая выносливость: чем она выше, тем успешнее преодолевается утомле­ние, возникающее при динамической нагрузке.

Вот уже на протяжении нескольких лет в своей работе со школьниками всех возрастов в развитии физических качеств при изучении легкой атлетики, спортивных игр, а также на занятиях по лыжной подготовке отдаю предпочтение развитию выносливости:

  • общей;
  • скоростной;
  • силовой;
  • специальной.

В соответствии с избранным направлением строится и школьная программа по классам. В сущности, первой причиной, побудившей меня пойти по такому пути, послужило то, что, анализируя физическую подготовленность школьников по ежегодным контрольным тестам, я обнаружил закономерность: классы, в которых хотя бы 20–30% детей занимались у меня в секции «лыжные гонки», намного опережали своих сверстников в параллелях не только по показателям выносливости, но и абсолютно по всем физическим параметрам.

Кроме того, одновременно шло воспитание и других качеств, таких, как воля, настойчивость, целеустремленность.

Зная физиологические закономерности растущего организма и зоны развития физических качеств, я начал в младших классах буквально «заваливать» малышей массой непрерывно меняющихся заданий, подвижных игр, всевозможных индивидуальных и групповых эстафет – постепенно, методично, в разумных для данного возраста пределах.

С помощью сюжетно-ролевых игр, достаточно сложных и по координации движений, и по локальным силовым нагрузкам – постепенно добился повышения эмоционального фона. Для этого использовал сюжетно-ролевые игры, но не детсадовские, а гораздо более сложные по координации движений и по локальным силовым нагрузкам. Дети научились «спокойно» на пульсе 150–160 ударов в минуту работать на «сюжетно-ролевой» полосе препятст­вий «туристы» до 20 минут – непрерывно.

Сегодня они учатся в 6-м классе, некоторые из них, не занима­ясь ни в каких секциях, способны пробежать 1,5 км быстрее 6 минут. Пре­красно усваивают азы баскетбола, имеют нормативные силовые показатели, хорошо прыгают в отличие от параллельного класса, с которым я начал работать два года назад.

Что же дальше, в 7–8-х классах? Тут избрана другая тактика. Воспитать устойчивый интерес к уроку посредством детального изучения спортивных игр, в основном – баскетбола. Это возраст формирования скоростно-силовых качеств, и баскетбол дает следующий скачок в дальнейшем формировании выносливости. Начиная с третьей минуты урока (в серии уроков) готовлю разминочную часть, избегая монотонности: то с набивными мячами, то с баскетбольными в парах, в группах, индивидуально, на месте, в движении, все это от урока к уроку с сокращением пауз отдыха. К концу четверти выходим на уровень 30 минут непрерывной работы. Это позволяет поддерживать нормативный уровень выносливости в рамках наработанного в первую четверть.

Конечно, намного сложнее ситуация в старших 9–11-х классах, особенно с девушками. Это период проб и ошибок, период взросления, завышенной самооценки и прочего. Но и тут есть за что зацепиться: мотивация. Я настойчиво формирую мотивы, цели, ради которых и стоит посещать уроки физкультуры.

Начиная в каждом новом учебном году первую четверть, я говорю примерно следующее: «На протяжении нашей с вами работы в старших классах вы будете доказывать мне и себе, что одни из вас уже достигли определенной умственной и нравственной зрелости и будут посещать уроки ради достижения еще более высокой гармонии тела и духа. Юноши познают основные законы тренировки и могут самостоятельно грамотно развивать силу и выносливость, быстроту и реакцию, смогут с помощью дополнительных занятий уверенно освоить одну из спортивных игр (баскетбол или волейбол)».

Девушки станут еще стройнее, приобретут легкую походку, свежий цвет лица, пропорциональные формы, выработают привычку свободно и непринужденно двигаться.

Некоторые ребята будут посещать занятия под другим «флагом», ради других интересов, возможно, даже без интереса, без идеи, а ради «пресловутой» оценки. Такой мотив сразу же, изначально сделает уроки физкультуры тусклыми, неинтересными, неудачными.

Целенаправленно и систематически воздействуя на сознание старших школьников подобным образом, доказывая на практике с помощью тренировочных занятий эффективность их воздействия на организм, я добиваюсь того, что практически все учащиеся справляются с программным материалом.

В начале учебного года всегда провожу тестирование по показателям силы (подтягивание – юноши, сгибание рук в упоре – девушки), скоростных данных (бег 100 м), прыгучести (прыжок в высоту), выносливости (бег на 2 км – девушки и 3 км – юноши).

Затем из урока в урок наращивается объем выполняемой работы, повышается уровень физических качеств. Юноши с удовольствием серийно работают с отягощениями, тем самым повышая силу и силовую выносливость, девушки – с набивными мячами, скакалками. В основном все уроки имеют тренировочную направленность на совершенствование техники движений путем многократного повторения в изменяющихся условиях.

Развитие физических качеств у старших школьников осуществляется длительной работой «по станциям» или методом «круговой тренировки». Если поставлена задача «Развитие силовой выносливости», то упражнения на станциях будут примерно такими:

  1. Поднятие туловища из положения: лежа на спине, руки за голо­вой, у юношей в руках набивной мяч.
  2. Лежа на бедрах, на гимнастическом коне; ноги закреплены, руки за головой – прогнуться (у юношей в руках набивные мячи).
  3. Упор присев – упор лежа – встать выпрыгивая (у юношей в руках гантели 3 кг).
  4. Лежа на спине, руки в стороны, ноги прямые вверх – опустить вправо – опустить влево (юношам – ступнями зажать мяч).
  5. Подтягивание на высокой перекладине (юноши), на низкой (девушки).
  6. Прыжки со скакалкой.
  7. Сгибание рук в упоре лежа.
  8. Лазанье по канату.

Если эти станции «прокрутить» трижды по одной минуте на каждой, то суммарный объем работы будет равен 24 минутам. Такая нагрузка в дальнейшем позволяет мне решить некоторые проблемы в разделах «Легкая атлетика», «Спортивные игры» и «Гимнастика».

В 11-м классе все юноши и девушки справляются с программными нормативами на выносливость. По результатам контрольных испытаний более 50% старшеклассников сдают нормы на «отлично».

Перспективы развития выносливости у школьников с помощью своей методической системы вижу в дальнейшем совершенствовании собственных планов и программных наработок. В основном это касается более углубленного изучения физиологии и психологии возраста и, соответственно, подбора средств и методов, существенно расширяющих адаптационные возможности организма детей. На сегодняшний день практически нет детальных разработок развития выносливости не только 7–9-летних, 13–15-летних, но и школьников юношеского возраста, за исключением программ детских и юношеских спортивных школ.

Поэтому в дальнейшем, при поддержке заинтересованных общественных организаций, руководителей органов народного образования под патронажем методических учреждений я надеюсь создать при своей школе «Оздоровительно-спортивный центр» с конкретной программой по развитию выносливости у детей школьного возраста.

Федор ЛОМАЕВ, учитель физкультуры

г. ИЛАНСКИЙ, Красноярский край

Фото Н. ЖУРАВКА