Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №14/2005

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
 

Cпортивно-ориентированное физическое воспитание в общеобразовательной школе

Автор статьи – Вадим Константинович БАЛЬСЕВИЧ, заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии образования, доктор биологических наук, кандидат педагогических наук, профессор РГУФКа.

Звездная болезнь большого спорта

Вадим Константинович БАЛЬСЕВИЧ

Вадим Константинович БАЛЬСЕВИЧ

Сегодняшнее состояние культуры и образа жизни населения, уровень национальной физической и спортивной культуры в Российской Федерации не соответствуют потребностям государства и общества. Низкая рождаемость, высокая смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, наркомания и алкоголизм, снижение общего уровня духовности и нравственности становятся все более значимыми признаками нашей страны.

Причем на государственном уровне, по существу, игнорируется закономерность естественной зависимости качества жизни россиян от эффективности массового физического воспитания, уровня развития массового детско-юношеского спорта, от расширения возможностей использования взрослым населением ценностей физической активности и спортивной культуры.

Для формирования физического и нравственного здоровья, для роста уровня культуры жизнедеятельности и достижения социальной и межнациональной гармонии, толерантности всех слоев населения страны практически не используется огромный креативный потенциал спорта.

Решение проблемы интенсификации позитивного развития массового физического воспитания, массовой спортивной культуры и их инфраструктур может оказаться реалистичным и эффективным лишь при условии принятия масштабных политических решений, направленных на коренное преобразование систем физического и спортивного воспитания детей, подростков и молодежи, на реализацию прогрессивных, наукоемких технологий в системах физического воспитания и массовых формах физической и спортивной активности молодежи и взрослого населения страны.

Самый большой ущерб процессам развития физического воспитания и спорта в СССР и России нанесло лидерство нашей страны в этих сферах, удерживавшееся почти на всем протяжении второй половины прошлого века. Системы представлялись самодостаточными, и их «модернизация» носила поверхностный, косметический характер.

Теоретики и управленцы в образовательной сфере не ставили перед политическими и государственными структурами масштабных задач преобразования содержания и инфраструктуры физического воспитания. Нищенское оборудование и убогий инвентарь так называемых спортивных залов, отсутствие элементарных санитарно-гигиенических условий, примитивная программно-методическая база, уверенно снижающийся профессионализм и нищенская зарплата учителей физкультуры привели российскую систему физического воспитания к глубокому упадку.

Представители Минздрава активно сопротивлялись поискам валеологических направлений развития физического воспитания и спорта. Это, в конце концов, привело к утрате интереса этого ведомства и его органов на местах к активному использованию оздоровительного потенциала физического воспитания и спорта для решения профилактических задач здравоохранения. Услугами диспансеризации были «осчастливлены» лишь учащиеся немногочисленных спортивных школ, в которых в самые лучшие советские времена занимались от 3 до 5% детей дошкольного и школьного возраста.

Специалисты по подготовке резервов сборных команд сосредоточились на поиске спортивных талантов. В результате огромное их количество, не попавшее на глаза селекционерам, составило основание и остальную массу так называемой «пирамиды», с вершины которой было неинтересно наблюдать за тем, что происходит с подавляющим большинством детей и подростков, лишенных какой-либо возможности приобщения к ценностям спортивной культуры.

Спортом должен заниматься каждый

Между тем, занятия спортом или близкими к нему по природе видами физической активности являются незаменимым способом организации естественного, природно-балансируемого процесса поддержания гомеостаза – жизненно необходимого условия формирования, укрепления и сохранения физического, духовного и нравственного здоровья человека. Человеческие коммуникации, образующиеся в ходе спортивной деятельности, сегодня становятся естественными и адекватными потребностям личности стимулами ее социализации. Они способствуют формированию собственного стиля поведения человека в обществе, пониманию им необходимых для достижения жизненного успеха ориентировок, терпения, толерантности, дерзости и ограничений.

Мир спорта все больше становится серьезным фактором формирования общечеловеческих ценностей культуры современной цивилизации в самых разнообразных ее компонентах: от общей культуры жизнедеятельности до многочисленных сторон жизни социума, включая политику, науку, искусство, бизнес, информацию, моду, человеческие эмоции, этику, эстетику, право и т.п.

Научно обоснованная учеными Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева) и другими российскими исследователями (Л.Н. Прогонюк, Ю.А. Марков, А.И. Корунец, Л.Н. Чащевая, Н.Я. Стрельцова, Е.Д. Демидова, Н.В. Паршикова, Ю.П. Сизых, Л.Г. Харитонова, Л.Г. Шарманова, А.А. Данилов, Г.Б. Белова, Д.В. Фонарев, К.В. Чедов и другие) необходимость интеграции систем физического воспитания и детско-юношеского спорта обусловливает актуальность разработки стратегии развития здоровьеформирующих систем массового физического воспитания и детско-юношеского спорта. Она базируется на использовании в физическом воспитании средств и методов спортивной подготовки по механизму конверсии приемлемых элементов спортивной культуры.

В результате проведения многолетних исследований и экспериментов (с 1978 по 2005 гг.), анализа опыта работы по спортивно-ориентированным технологиям, массового физического воспитания в массовой общеобразовательной школе (Омск, Караганда, Сургут, Чайковский, Ижевск, Пермь, Самара) и дошкольных учреждениях (Омск, Иркутск, Челябинск, Ханты-Мансийск, Тобольск, Краснодар) было убедительно доказано, что эти технологии обеспечивают высокий уровень качества физического воспитания, проявляющегося в опережении уровня физической подготовленности европейских сверстников наших детей и подростков, серьезном улучшении показателей их здоровья, поведения, психологической устойчивости и активного отказа от вредных привычек и здоровьеразрушающих зависимостей.

Благодаря этим исследованиям и разработкам, в настоящее время в системе современного знания о детерминантах качества жизнедеятельности человека возникла проблемная ситуация. С одной стороны, наблюдается очевидная потребность социума, экономики и обороны России в укреплении духовного, нравственного и физического здоровья нации. В то же время в российской системе образования отсутствует обоснованная система обучения и воспитания умений и навыков активного формирования качества жизнедеятельности, обеспеченного настойчивой активизацией процессов освоения здоровьеформирующих ценностей физической и спортивной культуры в массовой общеобразовательной школе.

Первые шаги и главные принципы

Опираясь на многочисленные научные данные и многолетние экспериментальные подтверждения валеологических, социально-психологических и деятельностных преимуществ людей, активно занимавшихся спортом в детском, юношеском и пожилом возрасте, по сравнению с их сверстниками, лишенными этих возможностей по разным причинам, предполагается, что существенное увеличение числа детей и подростков, активно осваивающих ценности физической и спортивной культуры (от нынешних 2–5% до 80–85%), позволят в исторически короткий срок (15–20 лет) существенно улучшить качественные характеристики психофизического состояния и общей социально-позиционной, поведенческой, интеллектуальной, нравственной и этической культуры жизнедеятельности с последующей положительной их динамикой в контингентах населения среднего, старшего и пожилого возраста.

Для подтверждения или опровержения этой гипотезы в ходе многолетнего исследования в разных регионах России нам предстояло решить следующие задачи:

  • организовать реальный педагогический процесс интенсивного освоения ценностей физической и спортивной культуры в условиях массового физического воспитания и спортивной подготовки;

  • осуществить разработку стратегии, механизмов и регламента развития процессов функциональной интеграции ведомств и учреждений физической культуры, спорта, образования и здравоохранения на муниципальном уровне для конструктивной совместной деятельности по массовому физическому и спортивному воспитанию детей, подростков и молодежи;

  • обосновать и реализовать в педагогической практике новые модели инфраструктуры массового физического воспитания и спортивной подготовки детей, подростков и молодежи в образовательных учреждениях разного типа и назначения для реализации высокотехнологичных, наукоемких подходов к построению учебно-тренировочного и воспитательного процесса;

  • разработать, издать и распространить научные и методические материалы для создания нового информационного пространства поддержки развития инновационных процессов в физическом и спортивном воспитании в образовательных учреждениях России.

Теоретический фундамент спортизированного физического воспитания формируют следующие разработанные нами организационно-методические принципы и положения.

Принцип конверсии

В основе построения любой модели спортизированного физического воспитания лежит использование отработанных в теории и практике спортивной подготовки средств управления процессом целенаправленного изменения состояния и рабочих возможностей морфофункциональных систем обучающихся посредством использования креативных возможностей феномена тренировки.

Принцип гармоничности развития личности обучающегося

В процессе спортивно-ориентированного физического воспитания должны осваиваться интеллектуальные, нравственные, этические, эстетические, мобилизационные, коммуникативные ценности физической и спортивной культуры.

Принцип активного формирования здоровья

Приоритетной задачей массового физического воспитания и спортивной подготовки является формирование здоровья ребенка и подростка с использованием следующих организационно-методических положений:

  • обязательное соответствие акцентов тренирующих и воспитательных воздействий ритмам возрастного развития морфофункциональных, соматических, биомеханических, нейрогуморальных систем и психики ребенка и подростка для полноценного использования феномена сенситивности, обеспечивающего природосообразность педагогических обучающих, воспитательных и тренирующих эффектов занятий физическими упражнениями;

  • своевременное формирование мышечной системы и скелета ребенка и подростка, обеспечивающее предотвращение дисбалансов в их развитии, приводящих к хроническим заболеваниям опорно-двигательного аппарата и позвоночника в молодом, среднем и старшем возрасте, а также создающего условия для бытового, производственного и спортивного травматизма;

  • своевременное развитие у обучающихся компонентов и видов координационных способностей и двигательных навыков, обеспечивающих высокий уровень культуры движений, их раскованность и надежность в экстремальных ситуациях, а также ускоренную адаптацию к возникающим новым требованиям среды;

  • овладение детьми и подростками методами обучения и тренировки для перманентного физического самовоспитания и тренировки, а также для грамотного выбора режимов двигательной активности в старшем и пожилом возрасте;

  • овладение обучающимися рациональной техникой жизненно важных локомоций и знание особенностей их возрастной эволюции для активного противодействия явлениям преждевременного старения и для обеспечения требуемого уровня физической активности в зрелом и пожилом возрасте.

Принцип накопления потенциала социальной активности и толерантности

Процесс освоения ценностей физической и спортивной культуры происходит в коллективных занятиях малых групп, в условиях строгого регламента выполнения упражнений в индивидуальной и коллективной форме, при понятной ответственности каждого за успешность действий коллектива. Здесь создаются модели единства соперничества и сотрудничества для достижения целей отдельной личности и коллектива. Модель спортивно-ориентированного воспитания должна рассматриваться как пространство деятельностной социализации личности ребенка и подростка, обеспечивающее естественные условия формирования его сбалансированной социальной активности, умения достойно и честно побеждать и проигрывать, извлекая из неудач уроки, обеспечивающие будущие победы.

Принцип свободы выбора

Ребенок и подросток вместе со своими родителями свободно выбирает вид спорта или другую форму спортивно-ориентированного физического воспитания для занятий в соответствующей учебно-тренировочной группе и имеет право перехода в другую группу из числа имеющихся в образовательном учреждении. Занятия в учебно-тренировочных группах проводятся 3 раза в неделю по 90 минут за пределами учебного расписания общеобразовательной школы.

И тогда…

Оценка результатов внедрения инновационной модели организации массового спортивно-ориентированного физического воспитания в муниципальном образовательном учреждении может осуществляться по Фото Н. ЖУРАВКАследующим параметрам:

  • динамика параметров поведения;

  • динамика уровня социальных притязаний;

  • динамика уровня толерантности;

  • динамика уровня успеваемости;

  • динамика физического развития;

  • динамика физической подготовленности;

  • динамика уровня здоровья.

Для полномасштабного освоения потенциальных культурообразующих и здоровьеформирующих возможностей спортизированного физического воспитания необходимо осуществление следующих серьезных преобразований в российской системе физического воспитания детей, подростков и молодежи.

1. Создание организационно-педагогических условий привлекательности для детей содержания и направленности занятий физическими упражнениями, играми и оздоровительными мероприятиями на спортивно-ориентированных учебно-тренировочных занятиях за пределами академического школьного расписания, возможно, в рамках нового учебного предмета, который, по предложению профессора РГУФК Л.И. Лубышевой, можно было бы назвать предметом «спортивная культура».

2. Обеспечение соответствия обучающих и тренирующих воздействий особенностям возрастного развития моторики и психики обучающихся, их индивидуальным морфофункциональным особенностям, физкультурно-спортивным склонностям и интересам.

3. Активное и системное использование новейших технологий физического и спортивного воспитания детей, подростков и молодежи.

4. Целенаправленное и приоритетное освоение обучающимися двигательных, эстетических, нравственных, духовных, интеллектуальных, мобилизационных, коммуникационных и здоровьеформирующих ценностей физической и спортивной культуры и стимуляция положительного отношения школьников к предмету «Физическая культура» («Спортивная культура»).

5. Реализация обязательных уроков физической (спортивной) культуры общим объемом от 200 до 270 минут, проводимых три раза в неделю в форме учебно-тренировочных занятий за пределами академического школьного расписания.

6. Разработка принципиально новых проектов учебно-спортивных сооружений, обеспечивающих необходимые и достаточные возможности для реализации современных наукоемких технологий массового физического воспитания, оснащенных диагностическими и тренажерными комплексами и системами оперативного контроля состояния занимающихся, информационной поддержки учебно-тренировочного процесса на учебно-тренировочных занятиях по предмету физической и (или) спортивной культуры.

7. Реструктуризация системы школьных спортивных сооружений в направлении создания мощных межшкольных, многоцелевых комплексов для использования несколькими образовательными учреждениями при поведении учебно-тренировочных занятий за пределами академического школьного расписания.

8. Реорганизация учебного процесса по физическому воспитанию с направленностью на конверсионное использование в нем приемлемых элементов спортивной подготовки.