Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №13/2005

ШКОЛА

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

Чтобы сберечь здоровье

(из опыта работы средней общеобразовательной школы N№42, г. Красноярск)

Те, кто впервые оказываются в нашей школе, обычно или сочувствуют нам, или завидуют. Такие неоднозначные эмоции вызывает наше старое здание. Сочувствуют, замечая тесноту помещения и несовременный внутренний дизайн. Завидуют, потому что не так уж много осталось школ со старыми добрыми стенами, по-домашнему уютных.

Да, свободы нашим коридорам, действительно, не хватает. Но, думается, все искупает доброе коллективное начало, та дружественная атмосфера, которая сложилась давно и которой мы очень дорожим. Мы – это коллектив учителей (50 человек) и наши славные ученики (560 человек).

Ради учеников мы постоянно повышаем нашу квалификацию, и 70% коллектива – это учителя высшей, 1 и 2 категории. Наш возраст различен:

  • 37% – молодые учителя;

  • 41% – учителя, имеющие опыт работы;

  • 22% – учителя-пенсионеры, которые преданно служат школе не один десяток лет.

Это разумное сочетание молодости и опыта, и мы можем сказать, что у нас есть кому и у кого учиться. Пять учителей – выпускники нашей школы. Школа для многих становится родной на всю жизнь.

В школе культивируется гуманистический подход к ребенку, к его социальному статусу, оказание помощи в учении. Мы работаем над тем, чтобы ребенка уважали и поощряли не только за учебу, но и за все успехи, какими бы они ни были. Четко определилось направление школы как школы «здоровья и культуры».

Почему именно это направление выбрала школа?

Если мы обратимся к федеральной программе развития системы образования, то найдем в ней множество проблем. Остановимся лишь на одной из них. В последние годы отчетливо проявляется тенденция ухудшения здоровья детей. Первостепенным стал вопрос: как сегодня сохранить и укрепить здоровье ребенка при том обилии школьной информации, при ухудшении социального положения семьи и катастрофической ситуации с экологией?

Для решения этой проблемы существуют два способа:

– медикаментозный, но он далеко не самый эффективный, кроме того, очень дорогой и доступен не всем;

– через включение естественных факторов, т.е. через физические упражнения, двигательную активность, через ведение здорового образа жизни.

Для решения этой задачи для нашей школы кафедра физической культуры КГПУ разработала комплексную целевую программу «Создание здоровьесохраняющей среды в школе». Автор и научный руководитель программы – доктор педагогических наук, профессор В.И. Усаков. Программа представляет комплекс проектов (их пять), насыщенных конкретными механизмами реализации, при условии выполнения которых школа получает необходимый результат.

Учебный процесс и здоровье ребенка разделить на отдельные понятия невозможно. В реализацию программы включился весь педагогический коллектив школы: учебно-воспитательный процесс строится по здоровьесохраняющим принципам. Для этого в режим учебного дня введены на каждом уроке физминутки. Ежедневно на первом уроке проводится зарядка. В школе есть перемена с названием «олимпийская», которая проводится ежедневно после третьего урока (в течение 40 минут): каждому классу предлагается определенный вид спортивной или игровой деятельности, меняющийся ежедневно, преимущество отдается прогулкам на свежем воздухе.

В школе проводятся олимпийские уроки, направленные на расширение кругозора учащихся, воспитание у них спортивного менталитета, стремления к совершенству. Олимпийский урок – это урок о здоровье во всех его аспектах: физическом, психологическом, интеллектуальном, нравственном и т.д., так как здоровье зависит от культуры воспитания в целом. Эти уроки формируют у детей желание заботиться о своем здоровье, беречь, укреплять его. Олимпийские уроки позволяют формировать личность с активной жизненной позицией, умеющую жить в гармонии с собой и окружающим миром. Эти уроки проводят классные руководители. Для наших учеников важно, когда из уст учителя математики, русского языка, географии звучат слова о здоровом образе жизни.

В школе разработана, экспериментально проверена и внедрена современная организация проведения уроков физической культуры. Эти уроки проводятся по программе, предусматривающей одновременную работу 5 групп, одна из которых – ЛФК. Формирование групп происходит в результате тестирования, в зависимости от физической подготовленности каждого ученика.

Кроме того, разработана современная педагогическая технология контроля за физической подготовленностью каждого учащегося на определенном возрастном этапе его жизни (компьютерный мониторинг). Это позволяет обрабатывать и хранить результаты тестирования физической подготовленности учащихся, прослеживать динамику результатов как за один год, так и за весь период обучения ребенка в школе.

Одной из важнейших форм развития конкурентоспособности является проведение в школе спортивных соревнований и праздников, которые прививают учащимся интерес к занятиям спортом, формируют нравственные и эстетические чувства школьников. В ходе их проведения используется олимпийская атрибутика: подъем олимпийского флага, церемония зажжения олимпийского огня.

Дети узнают, что нужно делать, чтобы стать сильным, ловким, красивым и здоровым. Перед ними открывается путь в удивительный мир собственных достижений и побед.

Большой интерес вызывают у ребят, родителей, учителей ставшие традиционными театрализованные олимпийские фестивали, конкурсы плакатов, рисунков, КВНы, спортивные состязания, благотворительные базары на олимпийскую тематику, направленные на пропаганду здорового образа жизни.

Есть в школе страна «Олимпиец». Живут в ней ребята 1–7-х классов. В этой стране свои законы, правила, символика и ритуалы. Жители этой страны пропагандируют здоровый образ жизни и носят белый галстук с пятью олимпийскими кольцами. В течение года ребята путешествуют по городам этой страны: «Признание», «Гармония», «Совершенство», «Добро и зло», «Спорт и здоровье», «Слава», «Защита» и др.

В школе работают спортивные секции по разным направлениям:

– волейбол;
– баскетбол;
– коньки;
– ОФП;
– легкая атлетика;
– атлетическая гимнастика;
– единоборство;
– теннис и др.

Для более эффективного решения нашей задачи мы внедряем новые педагогические технологии: модульное и развивающее обучение, подачу материала блоками, КСО. Эти способы обучения заинтересовали прежде всего потому, что в них мы увидели черты гуманного отношения к ребенку. Они позволяют, обучая ребенка, сохранять его здоровье.

Школа имеет хорошо оборудованные кабинеты, читальный зал с видеотехникой, компьютерный класс, тренажерный зал, спортзалы, теннисную площадку, кабинет лечебной физкультуры, медицинский кабинет, хореографический класс, ледовый каток, хорошо оборудованные летние спортивные площадки. Школа работает в одну смену. Вторая половина дня посвящена групповым занятиям по выбору, работе клубов по интересам, спортивным секциям.

Наш педагогический коллектив начал создавать модель школы нового века, сформулировав привлекательную для себя и детей идею: «Умными, сильными, здоровыми – в XXI век!». Верим, что именно такими будут наши дети в наступившем столетии!

 

Любовь ЗАРИПОВА,
директор школы № 42