Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №13/2005

ПУТЕШЕСТВИЕ

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

Спортивно-обычные ученики

В Красноярском крае спортивные школы различного масштаба работают в тесной взаимосвязи со школами общеобразовательными. Иногда на базе общеобразовательных школ открываются спортивные, например, «Академия спорта» была создана на базе красноярской школы № 147, а в железногорской школе № 100 большинство уроков физкультуры проходят на спортивной базе городской ДЮСШ. Красноярская краевая ДЮСШОР не только тренирует лучших спортсменов края, но проводит курсы переквалификации учителей физической культуры, организует массовые спортивные мероприятия, разрабатывает и реализует программы, обеспечивающие развитие массового детско-юношеского спорта в крае.
В этой статье разговор пойдет о тонкой грани, отделяющей массовый детско-юношеский спорт и физическую культуру от спорта высших достижений.

Отцы и дети

Для чего создаются в общеобразовательных школах специальные «спортивные классы»? Чтобы в них вырастали сильные, здоровые дети? Или для того, чтобы готовить будущих звезд «большого спорта», закрывая глаза на опасности, которые подстерегают каждого, кто делает шаг в его сторону?

В Красноярском крае уверены: для того, чтобы дети имели возможность, соприкоснувшись со спортом, полюбить его и потом, в течение всей жизни, вести здоровый образ жизни, занимаясь спортом в свое удовольствие. Те, для кого спорт станет главной жизненной целью, имеют шанс прийти в ДЮСШОР, там и начнется дорога в большой спорт. Но главное – спорт массовый, без него не будет никаких высоких результатов. А еще нельзя забывать: дети имеют право оставаться детьми, даже если они стали мастерами спорта. Поэтому в Красноярской краевой ДЮСШОР большое место занимает воспитательный процесс, включающий в себя индивидуальное творчество, концерты, веселые конкурсы и шуточные соревнования.

В ходе долгих бесед выяснилось, что основной причиной создания спортивных классов является... безотцовщина. В самом широком смысле этого слова: своих детей приводят в спорт и одинокие матери, и отцы, постоянно занятые добыванием денег и не имеющие возможности дать своим отпрыскам полноценное воспитание. Спортивные классы, как правило, учатся в режиме «полного дня», дети не только постоянно находятся под присмотром, но еще и занимаются любимым делом.

Другой причиной создания таких классов оказалось стремление педагогов так организовать учебный процесс, чтобы в нем достаточное место было уделено физической культуре и, соответственно, здоровью подрастающего поколения. Часто классы, которые в среднем звене становятся «спортивными», в начальной школе называют «оздоровительными». Правда, конкуренции с «гуманитарными» или «языковыми» классами они не выдерживают: сегодняшние занятые родители предпочитают «реальные» знания «мифическому» здоровью.

Почему два последних определения взяты в кавычки? Просто на самом деле ничего реальнее (и значимее) здоровья, физического и психического, не бывает. Равно как нет большего мифа, в который люди продолжают верить, несмотря на собственный опыт постоянного (неизменного, обязательного) забывания, чем миф о возможности получения прочных знаний. Знания, остающиеся на всю жизнь, можно получить только через собственную реальную деятельность, через опыт, который осмысливается и анализируется.

Хотя знания о физической культуре и истории спорта никто не призывает забыть. Просто они не могут быть главной и единственной целью. Дети любознательны по природе своей, и если знаниевая компонента является частью общей ролевой игры, с увлекательными конкурсами, для ребят это только в радость. В Красноярской краевой ДЮСШОР разработана программа «Олимпийское образование и воспитание», в которую вовлекаются все дети из общеобразовательных и спортивных школ края.

Клубы для отцов и детей

Однако усилия педагогов и тренеров, направленные на оздоровление подрастающего поколения через приобщение детей к физкультуре и спорту, часто оказываются малоэффективными из-за мощного сопротивления родителей. Только небольшая часть сегодняшних взрослых понимает, что спорт учит не только бегать, прыгать, играть, но и думать, общаться, трудиться, добиваться намеченного, побеждать и даже проигрывать. И одновременно дает жизненные силы, которые необходимы каждому человеку, какую бы профессию он ни освоил. Как правило, взрослые, которые это понимают, сами в детстве занимались спортом и помнят, как много он им дал.

Основная же масса сегодняшних родителей считает физкультуру пустым времяпровождением. Наверное, они просто вспоминают свои школьные уроки, и воспоминания не приносят им никакой радости. Вот и хотят, чтобы их дети избежали таких мучений.

Чтобы изменить ситуацию, во многих городах Красноярского края сегодня развивается система физкультурно-оздоровительных клубов. Клубы открываются на базе общеобразовательных школ, на занятия в них приглашаются и дети, и их родители.

Разработано типовое Положение о физкультурно-оздоровительных клубах, вот выдержки из него:

1.1. Физкультурно-спортивный клуб является государственно-общественным органом управления физкультурно-спортивной работой в образовательных учреждениях и служит основной организационной формой взаимодействия учащихся и работников общеобразовательных школ по укреплению здоровья средствами массовой физической культуры и спорта, приобщению учащихся и учителей к здоровому образу жизни.

1.2. Клуб организует и проводит физкультурно-спортивную работу среди учащихся 1–11-х классов, среди родителей и учителей под девизом «За здоровый образ жизни». Высшим органом физкультурно-спортивного клуба является конференция, которая собирается один раз в четыре года и избирает Совет спортивного клуба. Председателем клуба избирается, как правило, руководитель образовательного учреждения. Непосредственное руководство внеурочными формами физкультурно-спортивной работы осуществляет исполнительный директор клуба, назначаемый председателем клуба.

1.3. Клуб может создаваться на базе нескольких образовательных учреждений и иметь статус территориального (районного, городского) физкультурно-спортивного клуба.

1.4. Клуб, являясь некоммерческим учреждением, осуществляет свою деятельность в рамках районного (городского) органа управления образованием в соответствии с Законом об образовании, с действующим законодательством и настоящим положением.

1.5. Деятельность клуба строится на принципах: свободного физкультурного образования; приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья молодежи; гражданственности и любви к Родине; учета физкультурно-исторических и национальных традиций; общедоступности и адаптивности реализуемых физкультурно-оздоровительных, образовательных и спортивных программ к уровням и особенностям здоровья, физического развития, физической и технической подготовленности занимающихся; государственно-общественного характера управления.

1.6. На основе настоящего типового положения клуб разрабатывает свое положение, в котором конкретизируются задачи и функции применительно к территориальным условиям. Клуб является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе инвалютный, в банковских и иных кредитных учреждениях, свою символику и наградную атрибутику.

1.7. Устав клуба согласовывается с территориальным (муниципальным) органом управления образованием, утверждается на собрании членов клуба и регистрируется в установленном порядке в местных органах исполнительной власти.

Главные принципы при организации таких клубов отражены в «Положении»: коллегиальность решения всех проблем и управления, свобода выбора и личная ответственность.

Самое сложное при организации клубов – начало, потому что нужно сломать стереотип, сложившийся годами, показать, что от занятий спортом силы только прибавляются. Для этого проводят веселые спортивные конкурсы, соревнования, в которых участвуют разные поколения. Результат этой работы виден очень быстро: спортивные залы в школах практически не пустуют, многие ребята, начав тренироваться в клубах, через некоторое время переходят в спортивные школы. А если не переходят, не беда: однажды почувствовав прилив сил после адекватной физической нагрузки, человек стремится испытать это чувство снова и снова. Правда?

Ольга ЛЕОНТЬЕВА