Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №13/2005

ПУТЕШЕСТВИЕ

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

Обособленное, но обязательное дополнение…

Физическая культура – лишь часть культуры общечеловеческой. Работа над совершенствованием тела невозможна без работы над собой, своим разумом, миропониманием. И главное правило, от которого нельзя отступать при работе с детьми: внешняя оценка, поставленная кем-то после сравнения достижений ребенка и некоторых общих норм, гораздо менее эффективна, чем оценка собственная, рефлексивная. Только такая оценка заставляет человека изменяться, трудиться над собой и дает шанс добиться желаемого результата.

Школа

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида № 2 им. В.П. Синякова (г. Красноярск) была создана на базе школы-интерната в 1989 г. На сегодняшний момент это образовательное учреждение объединяет: детский сад, коррекционную общеобразовательную школу-интернат, ортопедический стационар, городскую медико-педагогическую комиссию для детей, больных сколиозом, и специальный центр довузовской подготовки. Словом, там есть все структуры, от которых зависит, смогут ли взрослые не только обучить детей, нуждающихся в дополнительной заботе, но вылечить их от тяжелого заболевания. Точнее – помочь детям вылечиться и научить бороться со своим недугом.

Учителя и врачи, работающие там, считают своей миссией «лечение и формирование медико-физкультурного образа жизни детей, больных сколиозом». Для этого они «организуют целенаправленный процесс воспитания, обучения и лечения детей, больных сколиозом, сопровождающийся констатацией достижений каждым воспитанником установленных государством образовательных уровней и состояния здоровья».

О том, как им это удается, они рассказали на презентации, показали программу по ЛФК, разработанную коллективом школы (она недавно была одобрена в Министерстве). Значимость этой работы трудно переоценить: болеющих сколиозом детей с каждым годом становится все больше, а хороших программ, которые могли бы использовать преподаватели физической культуры и школьные медицинские работники, очень мало. Да и до школ они доходят так редко, что практически на всех встречах с педагогами мы слышим: «Пожалуйста, дайте разработки по ЛФК. Они нам просто необходимы!» Хотя... для того, чтобы ими воспользоваться, нужно специальное образование.

Выдержки из новой программы вы найдете в этом номере ниже, а сейчас хочется поговорить о важном дополнении к ней. О дополнении, не предусмотренном никакими официальными программами. Тем не менее, мои наблюдения показывают: все больше и больше школ используют нечто похожее в своей работе.

Слушая рассказ директора, разбираясь в достижениях медиков и учителей, думала: упущено что-то важное. Именно в рассказе упущено, не в работе: дети в школе спокойные, красивые, уверенные в себе. Сразу видно, что усилия коллектива приносят желаемые плоды.

Но ведь только командами, правильными программами этого так трудно добиться! Наверняка в школе делают что-то еще, что считают привычным и само собой разумеющимся; есть какое-то обособленное от программ, но совершенно обязательное дополнение к ним...

Отражение

«Мы следим за успешностью каждого ученика. Особенно важно сделать так, чтобы каждый ребенок видел, чего он достиг, выполняя упражнения, предписанные врачами, – рассказывает директор интерната Нелли Александровна Потапова. – У нас повсюду развешены зеркала, чтобы дети могли видеть свою осанку: у кого плечико ниже, у кого выше. Зеркало все покажет, ничего не утаит».

Родители учеников говорят, что, когда дети приходят домой на выходные, они, вместо того чтобы лишний час понежиться в постели, предпочитают пойти в бассейн или позаниматься лечебной физкультурой самостоятельно. Как же ребят приучили к самостоятельным занятиям, которые стали неотъемлемой частью их жизни?

«Мы даем детям почувствовать мышечную радость», – объяснили мне. Но нельзя просто сказать: «Радуйтесь, дети!» – и ждать, что все начнут заниматься физкультурой, тем более – лечебной. Радость – штука тонкая, ее нужно не только почувствовать, но и осознать. Осознание – то же отражение, только отражение собственных чувств. Недаром в педагогике уже много лет существует понятие «рефлексия» (от английского reflection – отражение).

В ответ на мой очередной вопрос о том, что же они для этого делают, Любовь Михайловна Кротова, заместитель директора по лечебной работе, рассказала о том, какие упражнения предлагаются детям, об их внутреннем стремлении стать красивее и избавиться от существующих физических недостатков. В школе, оказывается, проводится даже регулярный конкурс красоты, а некоторые старшеклассницы начинают работать в модельном бизнесе еще в школьные годы.

Но конкурс красоты – это результат работы. Дети же не могут жить завтрашним днем, ожидая желаемого эффекта через несколько лет упорных занятий и тренировок.

Какое оно, школьное зеркало?

Год назад в школе были разработаны специальные дневники, в которых ребята ведут наблюдения за собой. Записывают, какие результаты были в сентябре, декабре, мае, свои ощущения и размышления. При желании дети показывают свои дневники педагогам, обсуждают, что у них получается, над чем еще планируют поработать. Похожие дневники мне встречались и в других школах. Особенно часто детям предлагают вести наблюдения за собственными спортивными результатами и за физическими кондициями.

Но в красноярской школе-интернате № 2 пошли несколько иным путем: детям предлагается наибольшее внимание уделить собственным мыслям, комфортности, компетенциям и умениям, отношению ко всему, что происходит в школе. И заодно с этими, главными для каждого человека вещами обратить внимание на собственное тело и заботу о нем.

Вот как начинается дневник для среднего звена:

«Глупо строить планы на всю жизнь, не будучи господином даже завтрашнего дня.»

Сенека

А дальше – совершенно разные разделы. Например:

Мои личностные качества

Самооценка. У меня бывают проблемы, если:

  • я часто ругаю, критикую себя;

  • я часто сомневаюсь, правильно ли я поступил;

  • при самооценке учебной работы часто занижаю (завышаю) себе оценку;

  • ставлю себя выше других;

  • не умею правильно оценить свои успехи, неудачи;

  • не могу проанализировать свою учебную работу (найти плюсы, минусы).

Тревожность. У меня бывают проблемы, если я:

  • боюсь отвечать у доски;

  • боюсь обратиться за помощью к незнакомому человеку;

  • Мне страшно, когда оценивают мою работу;

  • сильно переживаю, когда мне делают замечания;

  • страшно, что подумают обо мне другие.

Внимание. У меня бывают проблемы, если я:

  • с трудом запоминаю, где что лежит в классе;

  • часто теряю свои вещи;

  • допускаю много ошибок при чтении, списывании текста;

  • часто отвлекаюсь, не слышу учителя на уроке;

  • с трудом выполняю два дела (поручения) одновременно.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА