Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №13/2005

ТРИБУНА

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

В поисках истины

Иногда нам кажется, что в системе образования мы можем многое или даже практически все: используя передовые образовательные технологии, способны научить детей читать, писать, считать, говорить на иностранных языках, решать сложнейшие задачи… Но, к сожалению, до сих пор мы не смогли решить главную задачу – укрепить здоровье наших учеников. Конечно, не только система образования, но и общество в целом виновато в том, что в России низкий уровень здоровья у подрастающего поколения. Но факт остается фактом: от системы образования зависит многое.

Хорошо забытое старое…

Сказать, что мы в Красноярском крае делаем нечто необыкновенное, было бы несправедливо и неправильно. Все новое не что иное, как хорошо забытое старое. Идеи, которые мы поддерживаем и воплощаем в жизнь, известны, возможно, еще со времен Древнего Востока или, как минимум, Древней Греции – именно там были сделаны два открытия, ставшие для нас сегодня основополагающими.

Как мы знаем, древние греки открыли калокагатию (греч. kalokagathia, от kalos – прекрасный и agathos – добрый: в древнегреческой философии это понятие означало гармоничное сочетание внешних (физических) и внутренних (духовных) достоинств и считалось идеалом воспитания человека). Тогда же был найден способ достижения этой гармонии – агонистика (от греч. agon – спор, состязание). Если познакомиться с историей древнегреческой философии, начинаешь понимать, что именно сочетание физического развития с духовным и дает возможность каждому человеку добиться успеха в жизни.

В соответствии с этой философией мы решили сделать образование здоровьесохраняющим за счет развития навыков подвижного образа жизни. Известно, что кинезофилия (генетически заложенное в каждом человеке стремление к движениям, даже беспорядочным и хаотичным) перестает активно влиять на жизнь человека (практически пропадает) приблизительно в возрасте десяти лет. Следовательно, чтобы наши дети выросли здоровыми, мы должны создать условия, при которых потребность в движении не исчезнет и с годами. Как этого добиться? За счет того, что наши ученики за годы занятий в школе не просто много двигаются, но и учатся понимать необходимость движения, философски осмысливают его значение и умеют правильно применять.

Человек именно тем и хорош, что он может (в отличие от животных) регулировать собственную физическую нагрузку с помощью знания. Только глубокое понимание законов физического развития дает шанс так построить жизнь, чтобы в ней всегда были необходимые для здоровья физические нагрузки, чтобы они никогда не становились чрезмерными. Система физического воспитания должна научить каждого регламентировать физическую нагрузку на организм, соотносить ее с собственным самочувствием, с результатом, которого человек хочет достичь с помощью тренировок.

Именно школа должна дать каждому ученику механизм оптимизации, научить, как им пользоваться. Принципиально это заложено в базовый стандарт в рамках физической культуры и других дисциплин. Но, к сожалению, о том, как научить этому детей, думают редко.

К чему приводят нормативы?

Сегодня мы понимаем, что при любом обучении нужно отслеживать и анализировать результаты каждого ребенка индивидуально. Система физического воспитания, созданная еще в Советском Союзе, базировалась на прочных научных основах. Но в той системе многое было явно упущено, в первую очередь – индивидуальные возможности и способности детей.

Когда все преподаватели ориентированы на спорт и здоровый образ жизни, то эффект повышается, как минимум, на порядок.

Например, на выходе проверялась способность ребенка выполнить нормативные упражнения: была распространена всем известная система ГТО, в которую закладывались общие для всех требования. Однако нормативы, естественно, могли выполнить далеко не все. Кроме того, поскольку в советские времена оценивались не столько ученики, сколько успехи педагога и тренера по подготовке значкистов ГТО, то к 1980 году на 250 млн. населения было… 280 млн. значкистов ГТО, а здоровья от этого никому не прибавлялось. Многие учителя в те годы, к сожалению, занимались откровенными приписками, но это можно понять: с них спрашивали результаты сдачи комплекса ГТО и оценивали профессиональный уровень по тому, сколько они подготовили значкистов.

Долгое время мы прослеживали следующую тенденцию: с каждым годом урок физической культуры, один из самых, казалось бы, интересных, за 20 лет наших наблюдений переместился с первого места на шестое. Это, безусловно, было следствием неправильной оценки деятельности учителя: по результатам сдачи норм ГТО его учениками.

Проанализировав причины этой тенденции, мы пришли к выводу: в общеобразовательной школе должна воспитываться, формироваться мотивированная потребность к здоровью и здоровому образу жизни. А добиваться этого мы решили за счет использования олимпийской философии. Эту систему и воплощают в жизнь во многих детских садах и школах Красноярского края, например, в красноярской школе № 42. Идея олимпизма в этих школах овладела всеми специалистами: физиками, математиками, химиками. Когда о здоровье говорит только преподаватель физкультуры, это воспринимается как само собой разумеющееся: ему это положено по должности. Когда же все преподаватели ориентированы на спорт и здоровый образ жизни и используют при этом свой опыт, свои профессиональные знания, то эффект повышается, как минимум, на порядок.

Занятия спортом – это стимул для занятий физкультурой

Ведь чем урок физкультуры отличается от тренировки? Структурно – ничем, содержательно – ничем. Нагрузкой только, но высокую нагрузку можно дать только тому, кто к ней готов. Главное: тренировать можно только того, у кого есть способности и желание именно к этому виду спорта.

Если ребенок пришел на тренировку сам, у нас, педагогов, есть возможность помочь ему добиться успеха. Если же его заставили прийти (по каким-либо причинам), увеличивается вероятность того, что он ничего не достигнет, что результатом работы будет лишь разочарование.

Идея Вадима Константиновича Бальсевича, которого я считаю одним из лучших специалистов в этом вопросе, состоит именно в том, чтобы учесть способности каждого, учесть гетерохронию развития каждого ребенка, дать возможность заниматься тем видом спорта, который ближе самому ребенку.

Помню, когда в «Пионерской правде» объявили, что будут проводиться соревнования по лыжам на приз газеты «Пионерская правда», я перестал ходить в школу, постоянно тренировался, чтобы получить вожделенный значок. И мне, ученику, который пропустил столько уроков, директор школы был вынужден на линейке этот значок прикрепить. Для меня это стало важнейшим стимулом для занятий спортом.

Кому нужны двойки?

Результатом любого обучения, а тем более обучения физической культуре, должен быть успех, понимаемый и осознаваемый каждым учеником.

Как отражается отрицательная оценка на будущем ребенка? Она стимулирует его к работе или, напротив, вызывает апатию, нежелание что-то изменять в себе?

Оказывается, большинство детей, получавших двойки во время учебы, успешными в жизни не становятся. Отрицательная оценка еще никого не стимулировала к работе, к активным действиям.

Я не предлагаю отменить двойки. Я предлагаю поддерживать успех.

Есть два подхода к анализу результатов обучения физической культуре. Первый – нормативный (он использовался в советские времена в нашей стране). С этой системой можно согласиться, можно ее использовать, но только в том случае, если мы не оцениваем по результатам учителя, а оцениваем ученика. Тогда каждый, естественно, будет стремиться повысить свои результаты. Но как только снова начнем оценивать учителя, будут приписки.

Второй – это анализ темпов роста физических кондиций каждого ребенка, он ведь у всех разный. Этот подход, безусловно, гораздо предпочтительнее. Но тогда встает другой, очень серьезный вопрос: как оценить индивидуальные результаты? Почему одному ребенку за меньший результат мы поставим более высокую отметку, чем другому – тому, кто приложил меньше труда, но в силу лучших физических данных сумел научиться большему?

Вопрос непростой, но выход, думаю, есть: надо приучить ребенка к тому, что оценивается он, и только он, только по сравнению с самим собой, а не в сравнении с другими. Если ребенок во время урока физкультуры устал, что должен делать педагог? Поставить «двойку» и заставить выполнить требуемое задание? Нужно дать ему отдохнуть: утомление – серьезное физиологическое ограничение, к которому необходимо прислушаться. Более того, сам ребенок должен научиться осознавать собственные возможности, регламентировать свою нагрузку, и учитель обязан этому его научить.

Следующий вопрос, связанный с оцениванием: что важнее – формализовать отметку или добиться того, чтобы каждый ребенок ощущал себя в школе успешным? Если ребенок в чем-то одном добился успеха, то его обязательно заинтересует и что-то новое.

Успех у каждого свой. И в спорте, и в жизни. Для одного это – победа на Олимпийских играх, а для другого – победа в эстафетах с другим классом.

Планку своего успеха человек выбирает сам. Наша же цель – помочь детям достичь выбранной ими цели и хотя бы однажды за школьные годы почувствовать себя победителями. Победителями самих себя.

Мы в городе тестировали всех ребятишек, в тесты входило подтягивание. На пятерку надо было подтянуться десять раз. Из четырех тысяч проверенных детей старшего подросткового возраста 11 раз не подтянулся ни один. Пятерку получил, зачем больше? Используя нормативные отметки, узнать потенциальные возможности нельзя. Гораздо предпочтительнее отметка за личное продвижение, а не за соответствие стандарту.

Валерий УСАКОВ,
председатель постоянной комиссии
Законодательного собрания Красноярского края
по науке и образованию,
доктор педагогических наук