Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №13/2005

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

Оценка по физической культуре

Проблема школьной отметки только на первый взгляд может показаться формальной и поверхностной по отношению к процессу обучения. На самом деле она выполняет ряд важных и взаимосвязанных задач. Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности, с ее помощью осуществляется связь между преподавателем, учащимся, родителем. Существенны контрольные и корректирующие функции отметки. Несомненен значительный воспитательный потенциал отметки, ее стимулирующе-мотивационная роль. (Такую характеристику школьной отметки дал М.В. Богуславский, д.п.н., профессор, член-корр. РАО, главный научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО).

Понятно, что шкала отметок жестка и формализована. Она должна быть проста в использовании, понятна всем субъектам образовательного процесса.

Главная задача оценки – определить характер личных усилий учащихся, установить глубину и объем индивидуальных знаний; содействовать корректировке мотивационно-потребностной сферы ученика, сравнивающего себя с неким эталоном школьника, достижениями других учащихся, самим собой некоторое время назад. Оценка всегда направлена на личность ученика, тогда как отметка обращена в социум.

Оценивать в совокупности все виды активности ученика можно поурочным баллом. Понятие «поурочного балла» ввели липецкие педагоги в начале 60-х. Подобный подход, несомненно, играл стимулирующе-мотивационную роль, нивелировал негативные стороны отметки. Однако все же модульно-рейтинговая система и ее многочисленные аналоговые модификации представляли собой систему оценки, а не отметки знаний.

Учитель физической культуры на основании имеющихся у школьного врача данных о состоянии здоровья ребенка решает вопрос об индивидуальном подходе при подборе физических упражнений. Он также принимает во внимание и результаты контроля и замечания родителей. Учитель физической культуры, сопоставляя нормативные и фактические результаты, достигнутые учеником в процессе выполнения заданий дома, может установить, какие физические качества недостаточно развиты у ребенка, и сосредоточить внимание на их совершенствовании. Выставляемые на уроках физической культуры оценки не могут быть конечным результатом. В Законе о физической культуре и спорте Российской Федерации (ст. 14) говорится о выполнении нормативных требований по контрольным тестам, определяемым учебными программами. В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» к выпускникам предъявляются требования: знать, уметь, демонстрировать (без учета роста, веса, телосложения ребенка и т.д.). Для оценивания физической подготовленности используются тестовые методики и нормативные требования к ним, предусмотренные основным программно-нормативным документом – Комплексной программой по физическому воспитанию в общеобразовательной школе: бег 30 м (оценка быстроты); 6-минутный бег (оценка выносливости); прыжок в длину с места (оценка скоростной силы); наклон вперед из положения сидя (оценка гибкости); подтягивание на высокой перекладине (оценка силы у мальчиков), поднимание – опускание туловища из положения лежа на спине в течение 30 сек. (оценивание силы у девочек). В школе для оценки физической подготовленности я применяю различные тесты, которые сейчас рекомендуются: «Школьное многоборье», «Президентские состязания». А для выставления итоговой оценки я ввел дополнительные оценки: посещение уроков физкультуры (ОКЗ – отношение к своему здоровью), контрольные тесты (КТ), активность ученика на всех этапах урока, текущий учет (А), оценивается техника движения и теоретические знания в процессе обучения двигательным действиям (ТИМ – техника изучаемого материала). Получается формула: ОКЗ + КТ + А + ТИМ = ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА.

Сделаем пояснения:

Оценка за ОКЗ ставится на основании учета посещаемости уроков. Если ученик посещал от 91% до 100% уроков – оценка «5»,

70% – 90% уроков – оценка «4»,

50% – 69% уроков – оценка «3».

Уроки, пропущенные по уважительной причине или по болезни, во внимание не берутся.

Оценка по КТ ставится на основании оценочных нормативов с учетом прироста в конце года по отношению к началу.

Прирост у данного ученика составил 0,25 балла = оценка «4», если 0,50 балла = оценка «5».

Оценка на начало года является своеобразным «трамплином» для повышения оценки физической подготовленности. Оценка «2» исключается. Если норматив не выполнен, то ставится оценка «3», от нее идет отсчет прироста до выполнения норматива. При выведении средней оценки ученик может значительно улучшить результаты по одному или двум нормативам, что у него лучше получается, а потом отрабатывать другие. Это зона ближайшего развития для него.

Оценка А ставится за добросовестную работу на уроках. Работа на всех этапах урока: как при изучении нового материала, так и в играх. Принимается во внимание знание теоретических сведений, связанных с выполнением двигательных действий, входящих в данную тему.

Оценка по ТИМ ставится на основании зачетов по изученной теме. В каждом разделе определены темы на зачет.

Таким образом складывается оценка ученика по физической культуре на основании 4-х составляющих:

Причем 1-ая и 4-ая четверти подсчитываются по формуле: ОКЗ + А + КТ + ТИМ (В 4-ой четверти КТ с учетом прироста за год), а во 2-ой и 3-ей на итоговую оценку не влияет КТ, т.е. складываются только ОКЗ + А + ТИМ.

Возможна сдача экзаменов в выпускных классах по выбору учащихся.

Считаю, что такой подход к оценке по физической культуре является более щадящим и объективным по отношению к учащимся с ослабленным здоровьем, имеющим физические отклонения, и преследует следующие цели:

  1. Развитие ответственного отношения к своему здоровью.
  2. Посещение уроков физической культуры.
  3. Преодоление чувства страха, обретение уверенности в сдаче нормативов по физической подготовленности.
  4. Возвращение значимости оценки для ребенка, его заинтересованности;
  5. Вовлечение учащихся в регулярные занятия физической культурой и активные занятия физическими упражнениями.
  6. Решение основной задачи – развивать и совершенствовать физическую культуру личности ученика.
  7. Выпускники достигают соответствующего уровня развития физической культуры.

В качестве внеклассной работы по физкультуре я ввел защиту домашних заданий в форме соревнований, определение лучшего класса по наименьшим пропускам уроков без уважительной причины (подсчитываются пропуски за год всего класса) и этот показатель включаю в общешкольную спартакиаду. Это еще один стимул для учащихся.

Александр ВАГНЕР,
учитель физической культуры
Курагинской СОШ №7