Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №13/2005

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

Триединство

Главной задачей учителя физической культуры является приобщение всех учащихся школы к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья. Долгие годы поисков оптимального решения позволили мне разработать систему, помогающую решить эту задачу. Эта система объединяет три основные формы в единое целое: урок физической культуры, домашние задания в форме самостоятельных занятий и внутришкольные соревнования. Разработанная в нашей школе система заключается в следующем: домашние задания прорабатываются на каждом уроке как целенаправленное развитие физических качеств, а через определенное время (4–6 недель) происходит их защита в форме спортивно-массовых соревнований (1 раз в четверть у нас проходят общешкольные дни здоровья).

Урок

Урок физической культуры по своей направленности делю на две части: образовательную и для целенаправленного развития физических качеств. Очень важно соотношение времени между ними. Основная часть урока длится 30 мин. Из них отвожу 20 мин. на образовательную, т.е. на первую часть, а 10 – на вторую. Образовательная часть вовсе не означает «сиди-слушай». Да, в это время учащиеся приобретают теоретические знания, умения, первичные навыки, а задача учителя состоит в том, чтобы сделать эту часть урока максимально интересной. Глубоко убежден, что именно образовательная область физической культуры поддерживает интерес у детей и у учителя к занятиям на протяжении всего учебного года, является импульсом для самостоятельной работы.

Плотность урока на данном этапе высокая за счет:

а) применения подводящих упражнений (именно они способствуют овладению техникой основного упражнения, создают запас новых физических упражнений, расширяют знания спортивной терминологии);
б) использования нестандартного и другого спортивного оборудования;
в) введения рациональных способов организации работы.

Однако не стоит на этом, образовательном этапе давать высокую интенсивность физической нагрузки: при умеренном темпе лучше усваивается учебный материал.

Считаю также необходимым включение в каждый урок циклических упражнений для развития важнейших систем жизнеобеспечения организма.

Много вопросов вызывает введение треть­его часа занятий физической культурой. Убежден, что он должен логически быть связан с системой общих занятий. Нельзя сводить данный урок к тренировочному занятию в отдельном виде спорта, так как тогда он потеряет свою значимость для части детей.

Домашние задания

Основной формой двигательной активности детей являются домашние задания, упражнения, которые должны выполняться учащимися самостоятельно, вне уроков. А для того, чтобы домашние задания выполнялись, необходимо:

  • Всегда обосновывать влияние выполнения домашнего задания на организм ученика.
  • Обязательно связывать следующее занятие с выполненным учениками домашним заданием.

Например, домашнее задание может быть «засчитано», если оно представлено на коллективных внутришкольных соревнованиях. Важно помнить, что оценка выполнения домашнего задания должна быть всегда индивидуальна: за разницу между конечным и начальным результатом теста в начальных и средних классах или за конечный результат у учащихся старших классов.

Для того чтобы дети могли выполнять домашние задания, конечно же, нужна хорошая материальная база. Если сделать доступным для вечерних занятий школьный спортивный зал (мы всегда вывешиваем расписание его работы во внеучебное время) и предоставлять инвентарь (конечно же, под присмотром учителя или инструктора-старшеклассника, прошедшего подготовку, кроме травмоопасных видов), проблем с выполнением этих заданий не будет.

Внутришкольные соревнования

Массовые внутришкольные соревнования создают целевую установку на развитие физических и волевых качеств. Во время соревнований происходит коллективная защита домашнего задания со 100%-ным охватом детей, причем освобожденные по состоянию здоровья привлекаются в качестве судей и секретарей по видам. Например, при прохождении раздела по лыжной подготовке учащиеся получают программу индивидуальной (самостоятельной) тренировочной подготовки на 5 недель, а на шестой неделе мы проводим первенство школы по лыжным гонкам. После соревнований на общешкольной линейке подводятся итоги, награждаются лучшие классы и победители. Протоколы соревнований делаются по каждому классу отдельно, а затем они становятся материалом для анализа и для индивидуальной работы с учеником.

Требования к уроку:
  • 100% охвата учащихся занятиями. Медицинская справка нужна учителю для корректировки нагрузки и для составления плана индивидуальных занятий.
  • Изучаются обязательно 4 раздела школьной программы (легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, спортивные игры). Материально-техническая база должна соответствовать нормативам обеспечения ребенка необходимым спортинвентарем (в том числе и нестандартным) на уроке.
  • Образовательная направленность урока. Приобретение знаний, умений и навыков для самостоятельной работы.
  • Целенаправленное развитие физических качеств.
  • По такому принципу я работаю уже много лет и имею возможность сравнивать средние результаты конкретных возрастных групп за несколько лет проводить анализ развития физических кондиций с учетом естественного физического развития каждого ученика. И тогда в протоколах по горизонтали оценивается работа ученика, а по суммарному результату (например, по суммарной разнице между конечным и начальным результатом) – работа учителя. Привожу в качестве примера бланк протокола:

    Такие соревнования составляют основу школьного смотра-конкурсов «На лучший спортивный класс года», «Лучший спортсмен года». В течение учебного года висит экран смотра-конкурса, в котором отражаются соревнования по 8 различным видам спорта. Итоги подводятся в конце года и объявляются на общешкольной линейке, посвященной последнему звонку.

     

    А.А. ИВАНИЦКИЙ,
    заслуженный учитель РФ,
    учитель физкультуры
    Березовской СОШ № 10
    Курагинского района