Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №13/2005

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
ТЕМА: Оценивание. Третий урок

Кто ставит отметку учителю в нашей школе?

Ежегодно среди общеобразовательных школ района проводится спартакиада школьников по 11 видам спорта. В конце учебного года подводятся итоги, определяются места. Чаще всего о работе учителя судят по занятым местам в районных и городских соревнованиях.

Мы считаем такое отношение к оцениванию труда учителя неверным. Ведь школы находятся в разных условиях: у нас разное количество учеников, материальное обеспечение для занятий физической культурой и спортом. Некоторые учителя школ приводят команду учащихся, подготовленную специальными тренерами. А те педагоги, которые готовят команды своими силами, не всегда могут подготовить достаточно высококлассных игроков. При этом большинство учителей стремятся привлечь как можно больше детей к систематическим занятиям спортом во внеурочное время, а не подготовить небольшое количество ребят для соревнований. Мы думаем, что надо проводить больше спортивных мероприятий внутри школы, среди параллелей классов: многие учащиеся желают как можно больше участвовать в школьных соревнованиях.

А что же получается на самом деле? На первом совещании в спорткомитете в начале сентября нам «спускается» план соревнований на учебный год, их получается больше 10. Иногда в месяц надо принять участие в двух и более районных соревнованиях. Попала команда в число призеров района – попадаешь на городские соревнования. С одной стороны, конечно, это престижно – участвовать в городском финале. По спортивным играм соревнования в группе проводятся неделю, а если в них участвуют две или три группы?

Те педагоги, которые готовят команды своими силами, не всегда могут подготовить достаточно высококлассных игроков.

Клубы по месту жительства не работают, и соревнования по шашкам и шахматам теперь тоже на плечах учителей физкультуры. Вот и бегает школьный учитель с командами по районным, а затем городским соревнованиям, и получается, что большинство учащихся остаются в стороне от соревнований (ведь необходимо выполнять и программу).

Задача школьного учителя физической культуры – это организация и проведение в первую очередь массовых соревнований внутри школы, участие команд школьных спортсменов в товарищеских встречах с командами других школ.

И, конечно, важно отметить, что необходимо вести мониторинг состояния здоровья не только медицинскому персоналу школы, но и классному руководителю, учителю физкультуры, родителям.

Рейтинг учебных предметов, проведенный психологами нашей школы в 5, 6, 7, 8, 10-х классах, показал, что предмет «физическая культура» стоит на 1, 2, 3-м местах. Пожалуй, такая оценка – самая важная, самая высокая для нас, учителей физической культуры.

Третий, но не лишний

Третий урок физкультуры: нужен ли он? Однозначного ответа на этот вопрос нет. С точки зрения оздоровления – да, нужен, просто необходим: регулярные занятия спортом и физкультурой укрепляют здоровье, улучшают физические способности и т.д., а, с другой стороны, возникает столько проблем, которые просто невозможно решить: как уместиться в один зал? Где взять спортинвентарь? Откуда в школе появится в короткие сроки новый преподаватель?

Школа у нас обычная, учится в ней 1241 учащийся (основной группы – 573, специальной медицинской группы – 23, подготовительной – 417, освобождено – 28). В наличии имеется:

– игровой зал (36x22 м);
– малый зал (6x10 м);
– тир;
– открытые площадки (баскетбол, волейбол, футбол, комплексная площадка);
– танцкласс;
– медицинские кабинеты (процедурный, стоматологический);
– кабинет биологической обратной связи (компьютерная программа обучения правильному диафрагмальному дыханию).

В начальных классах третий урок проходит как курс «Подвижные игры на свежем воздухе», его ведут сами учителя начальной школы, но прежде всего была составлена программа под руководством учителей физкультуры школы, где используются игры из программного материала. Часто в школе первой ступени проводится урок ритмики (его ведет преподаватель-хореограф).

Ребята вправе принимать собственное решение в выборе, распоряжаться своим временем, т.е. проявлять самостоятельность и инициативу. Система, дающая большую самостоятельность, заставляет быть ответственным и помогает им определиться в будущем.

Зачетные уроки проводятся с учетом индивидуальных особенностей детей, под девизом: «Победи себя». В школе работают специальные медицинские группы: 1–4-е классы (8 групп), 10–11-е классы (3 группы). В этом учебном году оборудован зал для занятий с детьми, имеющими отклонения в здоровье. В зимнее время уроки проводятся на свежем воздухе: конькобежная подготовка, футбол на снегу, оздоровительная ходьба.

В 7-х классах, так как эти ребята занимаются во вторую смену, у них проходит урок «БОС» и валеология.

В 5, 6, 8, 9-х классах третий урок проходит в обычной форме и внесен в общее расписание.

А самое интересное, на наш взгляд, – это реализация проекта «Дифференцированный подход в организации спортивно-оздоровительной работы в школе».

На этом хотелось бы остановиться подробнее: что это такое? Как к этому пришли? Как организовали?

Работа по этому направлению – новое и многообещающее движение в организации преподавания предмета «Физическая культура», то, что поможет ребенку максимально раскрыться как физически, так и морально (укрепить свое психофизическое и психоэмоциональное состояние).

Не секрет, что чем старше становится ребенок, тем менее активен он и в спорте. У юношей и девушек к 15–16 годам уже сформировалось определенное мировоззрение, интересы; своя, хоть и небольшая, но личная жизнь. Отсюда можно сделать вывод, что и спорт им нравится разный и порой не совпадающий с программными требованиями. Как быть?

Мы подошли к решению этого вопроса так: в конце учебного года опросили учеников 9–10-х классов: «Какие виды спорта они предпочитают и какими хотели бы заниматься на уроке?» По результатам анкетирования и были определены направления занятий физической культурой на следующий учебный год. У нас получилось 6 направлений:

  1. Волейбол
  2. Баскетбол
  3. ОФП
  4. Плавание
  5. ОФП с оздоровительной направленностью (учащиеся СМГ и подготовительной групп)
  6. Футбол.

(1–5-я группы – виды для юношей и девушек, а футбол – только для юношей).

Школа имеет возможность, и, если будут желающие, мы можем организовать занятия танцами, фитнесом, аэробикой, легкой атлетикой, коньками и др.

Комплектование групп проходило исключительно по выбору ребенка. Но количество детей в группе определялось по нормам ДЮСШ и виду направления (например, в группе волейбола – не более 15 человек, в группе ОФП – не более 20 человек, в группе плавания –12 человек и т.д.).

Однако, и это естественно, общее количество групп не должно превышать определенное число. Ведь зарплата заложена в бюджет и более этого нам никто не заплатит. Сколько групп открывать в каждой секции? У нас в школе семь 11-х классов (причем один класс не делится) и пять 10-х классов, а, как известно, в 10–11-х классах на занятиях по физической культуре происходит разделение на юношей и девушек. Отсюда и выходит, что число групп, которым мы руководствуемся, следующее: 6ґ2+1 – количество групп 11 классов, 5ґ2 – количество групп 10-х классов, итого: 23 группы – это то число групп, которое максимально может быть в школе. Далее на каждое направление выделяем то количество групп, которое необходимо (это зависит от выбора детей). У нас получилось так:

ОФП (оздоровительное направление) – 5 групп (1 группа юношей и 4 группы девушек).

Итого: 23 группы (10 групп юношей и 13 групп девушек). В каждой группе урок длится 120 минут, в этом есть свои плюсы и минусы, но о них чуть ниже.

Так как в одну группу могут входить дети из разных классов, как 10-х, так и 11-х, то все уроки в этих классах вынесены вне расписания и проходят после первой смены, а занятия по плаванию проходят в воскресенье. Получилось следующее расписание:

Конечно, может встать вопрос о преподавателях, но и его можно решить. Ведь и в бассейне, и в тренажерном зале есть инструкторы – можно использовать их помощь. Следует добавить, что уроки в бассейне и в тренажерном зале проходят платно, но это было согласовано с родителями, и оплата идет по минимальной цене: бассейн «Спартак» – 40 рублей, тренажерный зал «Локомотив» – 30 рублей.

А теперь о плюсах и минусах.

Положительным моментом является то, что ребята вправе принимать собственное решение в выборе, распоряжаться своим временем, т.е. проявлять самостоятельность и инициативу, это во-первых.

Во-вторых, многие учащиеся, долгое время не любившие уроки физкультуры, коренным образом изменили свое отношение к предмету, раскрыли свои умения и навыки.

В-третьих, система, дающая большую самостоятельность, заставляет быть ответственным и тем самым помогает им определиться в будущем, где в техникуме, вузе работа по направлениям идет давно.

В-четвертых, старшеклассники стали более ответственно подходить к занятиям по физической культуре (более 40% детей занимаются дополнительно).

Теперь – о «минусах»: конечно, они есть, и их не избежать в первый раз.

Во-первых, некоторые из детей долго определялись в выборе группы (это связано с тем, что многие из них ходят на дополнительные занятия, курсы).

Во-вторых, урок – 120 минут, хорошо ли это? Оправдание есть – трудно было при составлении расписания, так как ребята посещают секции, курсы, и там также свое расписание.

В-третьих, возникла проблема при заполнении журналов, вернее, не само заполнение (заведено 2 журнала для юношей и девушек, в них записываем уроки, выставляем оценки, пропуски – как обычно), а та дополнительная нагрузка, которая легла на классных руководителей: перенести итоговую оценку в классный журнал, контроль за посещением уроков физической культуры учащимися.

В общем, при всем кажущемся «неудобстве», сложности, при всех «минусах» – мы агитируем за «зеленую улицу» в организации преподавания физической культуры по направлениям в школе третьей ступени.

 

А.П. СЕДЕЛЬНИКОВА,
С.В. ПОНОМАРЕВА,
Т.Г. СТЕПАНОВА,
В.И. МАРАЧКОВСКАЯ,
учителя физической культуры