Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №10/2005

ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ

 

Велоспорт

Уже давно велосипед стал для нас чем-то совершенно естественным и обыденным. Каждый помнит, как впервые оседлал это двухколесное чудо и в первый раз тронулся с места, как проехал первые пять метров и врезался в столб или попал в ближайшую канаву, как впервые получилось делать виражи и «вставать на дыбы». А всего лет 100 тому назад велоспорт можно было назвать экстремальным видом спорта…

КТО ИЗОБРЕЛ ВЕЛОСИПЕД?

Идея передвижения на колесах за счет мускульной силы человека родилась очень давно. Различные коляски и повозки на четырех, трех и двух колесах, приводимые в движение человеком, появились почти одновременно в Германии, Франции, Англии и других странах. Не остались в стороне и российские умельцы.

Первый год XIX столетия ознаменовался созданием первого двухколесного цельнометаллического велосипеда. Его сконструировал на нижнетагильском заводе крепостной мастеровой Ефим Михеевич Артамонов. Он еще в 1800 году ездил на своем диковинном велосипеде по улицам Екатеринбурга, а в 1801 г. добрался на нем в Москву, преодолев по бездорожью более 5 тыс. км. В столице мастер показал свое детище во время коронации царя на Сокольническом поле, за что был освобожден от крепостной зависимости.

«Виппед» (1885), модель Линдли и Бриггса, имел шарнирно-подпружинную раму;
ручка руля, седло и педали были независимы
от остальных частей рамы и колес.

Весил же этот велосипед больше 40 кг. Шатуны и педали крепились на переднем, ведущем колесе, диаметр которого составлял более метра. Диаметр заднего колеса был почти в 2 раза меньше, а общая высота машины достигала почти 1,5 метра. Но мастеровому так и не удалось получить патент на свое изобретение.

Поэтому летописцы велосипедной истории считают родоначальником современной веломашины изобретение немца –лесничего Карла фон Драйса из Мангейма. В 1814 году он построил свой деревянный двухколесный велосипед, который имел управляемое переднее колесо и мог двигаться в любую сторону. Движения велосипедиста напоминали работу ног лыжника: человек передвигался, отталкиваясь ногами от земли. В 1817 г. Карл фон Драйс получил патент в Германии на изобретение «первого в мире велосипеда».

Дальнейшее усовершенствование велосипеда происходило в Западной Европе и Америке. Была усовершенствована система шатунов, прикрепленная непосредственно на перед­нее колесо. Это приспособление и увеличенное переднее колесо ускорило ход машины, но значительно увеличило тряску, поэтому в Англии такой велосипед назвали… «косто­трясом».

В ПОИСКАХ ОПТИМАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

Официальной датой начала проведения соревнований по велоспорту принято считать 31 мая 1868 года, когда на аллеях парка парижского пригорода Сен-Клу была организована гонка на 2000 м. Ее победителем стал англичанин Дж. Мур, который в следующем году триумфально финишировал во впервые проводившейся шоссейной гонке на «косто­трясах» Париж – Руан на 120 км. По словам очевидцев, от участников этого мучительного испытания требовались «сила слона и ловкость обезьяны». Победитель англичанин Мур окончил дистанцию за 10 час. 45 мин., т.е. со скоростью спортсмена-пешехода.

Безопасный велосипед Рейли (1901) имел полностью стальную паяную раму.
При пайке места соединения труб, зафиксированные в стальных прессованных втулках,
опускались в расплавленную бронзу.

В дальнейшем скорость велосипеда была доведена до 30 км в час. Изобретатели увеличили переднее колесо и уменьшили заднее. Эти машины получили название «пауков». Однако езда на «пауках» была небезопасна. При малейшем толчке велосипед опрокидывался, и седок совершал прыжок через руль. На таком «небоскребе» Томас Стивенс совершил в 1885 г. кругосветное путешествие, передвигаясь со скоростью 60 км в день.

Одновременно с «пауками» стала распространяться другая модель велосипеда, названная «кенгуру». Впервые была применена цепная передача, а увеличение скорости достигалось соотношением шестерен. Дальнейшее совершенствование велосипеда шло очень быстро.

Настоящий переворот в этом деле произошел в 1885 г., когда шотландским ветеринаром Денлопом была изобретена и применена полая пневматическая шина. Для того чтобы сделать более приятной езду на «костотрясах» для своего сына, он «обул» колеса велосипеда кольцами садового резинового шланга, применяемого для поливки цветов, и наполнил их водой. Тряска значительно уменьшилась. Правда, это привело к новой проблеме: водяные шины «съели скорость». Тогда изобретательный врач накачал шины воздухом, а для того, чтобы воздух не выходил обратно, он изобрел особый клапан, автоматически закрывающийся под напором уплотненной атмосферы. Пневматические шины были тем новшеством, которого не хватало «стальному коню» для окончательного признания его удобным способом передвижения.

Велосипед Дерсли-Педерсона (1893) был сконструирован Педерсоном
и построен Дерсли в Англии.
Детали рамы делались из сдвоенной тонкостенной трубки, спаренной для жесткости;
это позволило облегчить конструкцию.

В 1886 г. появилась первая конструкция современного велосипеда с колесами одинакового диаметра и цепной передачей на заднем колесе. Эта веломашина вытеснила «пауки», и увлечение велоспортом начало быстро расти.

В последующие годы в конструкцию велосипеда вносится очень много усовершенствований, направленных на улучшение его прочности, легкости, красоты и возможности достижения на нем высоких скоростей. За короткий срок велосипед получил широкое распространение как одно из средств транспорта, отдыха и спорта.

ДОРОГИ ИЛИ ТРЕКИ?

Начиная с 1870 года в различных городах Франции, Италии, Великобритании и других странах начинается строительство треков.

В 1890 г. в велосипедном спорте наметилось несколько категорий гонщиков: профессионалы, любители и независимые. С появлением пневматических шин велосипедные гонки получили широкое распространение не только на треке, где до этого гонялись только «пауки» и «кенгуру», но и на шоссе. В 1891 г. было положено начало традиционной дорожной гонке Бордо – Париж (600 км).

Первый чемпионат мира по треку для спортсменов-любителей был организован в Чикаго в 1893 г., а с 1895 г. начинают разыгрываться чемпионаты мира для спринтеров-профессионалов.

Наиболее значительной велогонкой для профессионалов является «Тур де Франс» – гонка по дорогам вокруг Франции. Впервые она состоялась в 1903 г., общая протяженность трассы – 5000 км. Условия этой сверхдальней гонки меняются каждый год, подвергаются изменению и этапы.

ОЛИМПИЙСКИЕ ВЕЛОГОНКИ

Велосипедный спорт – одна из немногих дисциплин, которая была представлена на всех Олимпийских играх современности. Причем для участников Игр I Олимпиады в Афинах был построен трек, во многом отвечающий современным стандартам. 8 апреля 1896 г. были даны первые олимпийские старты, в которых приняли участие велосипедисты из 5 стран Европы. В программу соревнований было включено 5 видов гонок на треке и один – на шоссе.

Уникально достижение французского спортсмена П. Массона, ставшего на одной Олимпиаде трехкратным чемпионом.

На первых Олимпийских играх лидировали велосипедисты Франции и Великобритании, затем к ним присоединились спортсмены Дании, Италии, Германии, СССР.

На Олимпийских играх в Атланте в 1996 г. велосипедисты крутили педали в погоне за медалями на шоссе, на треке и по дорогам Атланты. Тогда впервые в истории Олимпийских игр к своим двухколесным братьям присоединился горный велосипед, для которого характерны широкие колеса. Кстати, изобрели горный велосипед чуть больше 20 лет назад… хиппи из Северной Калифорнии.

Женский велосипед Свифта (1926) не имел продольного элемента рамы,
поэтому юбка не мешала садиться
и соскакивать с велосипеда. В отличие от первых тяжелых конструкций,
рама была легкой.

Одним из наиболее заметных явлений олимпийского движения в последние десятилетия является постоянное расширение видов программы. К началу 90-х годов приобрели массовую популярность новые виды велосипедного спорта: маунтинбайк (горный велосипед), триатлон, ряд дисциплин трековой программы соревнований…

Эта тенденция затрагивает и программу женского велосипедного спорта. На XXVII Олимпийских играх в Сиднее в 2000 г. программа соревнований по велосипедному спорту была расширена до 18 видов, из них 7 комплектов медалей разыграны женщинами.

ВЕЛОСИПЕДНАЯ МОДА

В каждом виде соревнований используются разные типы велосипедов, а цена моделей для трековых и шоссейных гонок может достигать 4500 долларов.

Итальянский «Велочино» (1930-е гг.) – пример создания компактной конструкции,
удобной для хранения и транспортировки.
Считалось, что при необходимости такой велосипед легче разобрать.

Английский велосипед Моултона (1962) имел маленькие колеса, резиновую подвеску, низкий центр тяжести. Рама подгоняется почти под любой рост седока; она достаточно прочная для езды по плохим дорогам.

Шоссейный велосипед может иметь до 14 передач и снабжен первоклассными тормозами.

У трекового велосипеда только одна передача, и он не имеет тормозов. Скорость велосипедистов на треке на закругленных бортиках может достигать 64,5 км в час.

РОССИЯ

Первые велосипеды, появившиеся в России в конце 60-х годов XIX в., были произведены в Англии и Германии. В 1880 г. Петербургская городская управа зарегистрировала около 100 велосипедов, а через 2 года они появились и в Москве. Правда, для булыжной мостовой они были мало пригодны, да и езда на них в городе сначала была строжайше запрещена.

Первое официальное состязание проведено в Москве 24 июля 1883 г. на двух дистанциях – 1,5 и 7,5 верст. В них участвовали американский, австрийский и английские спортсмены.

1883 год отмечается как дата рождения велосипедного спорта в России. Среди любителей велосипедной езды был и Лев Николаевич Толстой: 70-летний писатель прекрасно владел машиной. В 1896 г. почитатели писателя подарили ему велосипед с серебряными спицами.

В 1891 г. в Москве был построен трек, покрытый цементом. В то же время в Петербурге действовал деревянный трек длиной 250 м, который собирался всего за полчаса. В 1891 г. на «Всероссийском чемпионате» впервые было разыграно звание «Первый ездок России». В программе была гонка на дистанции 7,5 версты, считавшейся тогда классической. В 1894 г. впервые был проведен марафон от Москвы до Нижнего Новгорода, но шоссе оказалось таким разбитым, что только двое спортсменов доехали до Волги.

При подготовке материала
использованы документы
Историко-спортивного музея РГАФК

 

Рейтинг@Mail.ru