Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №10/2005

НАУКА – УЧИТЕЛЮ

 

К вопросу об изучении влияния физических нагрузок на организм детей

Проблема физического воспитания детей и подростков имеет общегосударственное значение и носит социальный, экономический и политический характер. Но, несмотря на это, и сегодня показатели физического состояния детей оставляют желать лучшего. Большое количество справок по освобождению от занятий физической культурой, ограничение физических нагрузок, низкая физическая активность во внеурочное время, широкое, можно даже сказать, катастрофическое распространение вредных привычек (курение, употребление алкоголя, включая пиво, а также наркотических веществ), сеть залов игровых автоматов, интернет-клубов и т.д. – все это не способствует развитию здорового организма у молодого поколения, а, наоборот, является благоприятной почвой для развития гиподинамии, особенно опорно-двигательной системы.

Большое значение в решении вопросов физического воспитания детей и подростков имеет правильная методология преподавания физической культуры в общеобразовательных учебных заведениях.

На сегодняшний день физическая нагрузка на детский организм регламентируется методическими рекомендациями и другими нормативными документами.

При этом, к сожалению, данные документы подразумевают работу с ребенком, образно говоря, усредненного типа. В этом случае, на наш взгляд, совершается очень серьезная методологическая ошибка. Она заключается в том, что физические нагрузки даются практически без учета индивидуальных особенностей организма ребенка и, прежде всего, его функционального состояния и адаптационной устойчивости. В этом случае увеличение физической нагрузки может привести к адаптационным срывам, которые неминуемо повлекут за собой развитие выраженных функциональных нарушений, а впоследствии приведут и к патологии.

Каждый преподаватель физической культуры должен иметь возможность объективно оценить адекватность физических нагрузок на детский организм, определить их допустимый уровень, представлять себе проблемные зоны в организме, знать скорость и полноту восстановления физического состояния ребенка после урока.

Решить поставленные задачи возможно только путем внедрения в процесс образования нового подхода оценки состояния здоровья школьников. Прежде всего, необходимо использовать новые медицинские технологии, направленные на оценку функционального состояния организма, систем и органов. Именно своевременное выявление первых предвестников болезни, которыми являются функциональные нарушения, поможет скорректировать нагрузки на детский организм и предотвратить возникновение психо-физиологических и функциональных перегрузок.

Сегодня проблема оценки состояния здоровья детей под действием физических нагрузок с успехом решается в Центре образования № 1828 «Сабурово». Работа в этом направлении проводится методологическим советом преподавателей физической культуры совместно с медицинским холдингом «МЕДЭП». В ее основу положен принцип быстрой оценки функционального состояния детей. С этой целью применяется мобильный диагностический аппаратно-программный комплекс «АМСАТ».

Для определения степени влияния физических нагрузок на детский организм была разработана схема обследования каждого школьника в течение урока. Оно проводилось в специализированном классе с повышенной физической нагрузкой (в течение недели два спаренных урока физической культуры по специальной программе и одно занятие в секции самбо) с интервалом в шесть недель.

Функциональные изменения в ходе урока

В течение урока каждый учащийся прошел четыре обследования. Для объективной оценки изменений функционального состояния под действием физической нагрузки были разработаны коэффициенты, имеющие количественное отображение и характеризующие эффективность работы на уроке.

Первое обследование – перед уроком. Полученные при этом данные указывали на уровень здоровья (коэффициент здоровья). Оценка проводилась по следующей шкале:

Второе обследование – после разминки. Эффективность оценивалась по коэффициенту разминки.

Третье обследование – после максимальной нагрузки (в конце урока). Эффективность оценивалась по коэффициенту тренировки. Оба оценивания проводились по следующей шкале:

Четвертое обследование – через 20 минут после урока. Эффективность оценивалась по коэффициенту раннего восстановления по следующей шкале:

 

Получая количественные объективные данные об изменении состояния организма под действием физических нагрузок, преподаватель физической культуры имеет возможность оценить состояние организма каждого школьника и своевременно скорректировать интенсивность, продолжительность и вид физических упражнений в зависимости от выявленных нарушений.

В качестве иллюстрации можно привести график изменения показателей функционального состояния сердца под действием физических нагрузок на уроке физкультуры.

2.gif (29576 bytes)

Пояснения к графику. По оси Y – показатели функционального состояния сердца в условных единицах. По оси Х – цифровое обозначение учащихся. 10.01.05/1 – базовое (перед уроком) – для определения уровня здоровья, 10.01.05/2 – после разминки, 10.01.05/3 – после максимальной нагрузки и 10.01.05/4 – после восстановления (отдыха).

В плане контроля за состоянием здоровья детей и изучения влияния на организм физических нагрузок приоритетное значение имеет оценка коэффициента восстановления (четвертое обследование). Как видно из графика, у многих учащихся эффективность восстановления функционального состояния сердца невысокая, что может быть объяснено или чрезмерной физической нагрузкой для данного ребенка, или какими-либо изменениями в организме. Первая ситуация требует коррекции физических нагрузок на организм, вторая – более тщательного медицинского анализа состояния организма.

Активность учащихся

Аналогичные данные могут быть получены как для организма в целом, так и отдельных физиологических систем и органов.

Кроме того, результаты обследования могут дать преподавателю информацию о степени активности учащихся на уроке физкультуры при выполнении различных упражнений. Могут наблюдаться случаи, когда при низкой активности на занятиях у школьника выявляются изменения в том или ином органе. В этом случае низкая активность имеет объективную причину, требующую медицинского вмешательства. В тех же случаях, когда низкая активность на занятиях отмечается на фоне нормального состояния организма и отдельных органов, то причину надо искать на уровне сознания ребенка.

Ниже приведен график динамики эффективности занятий учащихся на уроке физкультуры в течение трех месяцев.

Из приведенного графика видно, что за три месяца наблюдения при неизменном уровне здоровья коэффициенты разминки и отчасти нагрузки имеют тенденцию к увеличению. На этом фоне коэффициент восстановления за период с декабря по февраль заметно снизился, что требует тщательного анализа для объяснения установленного факта.

Таким образом, приведенные данные наглядно показали, что уже сегодня, используя последние достижения в медицине, можно с успехом контролировать влияние физических нагрузок на здоровье. При этом огромное значение имеет индивидуальный подход к каждому школьнику с учетом функциональных и адаптационных возможностей его организма. Кроме того, что не менее важно, изучая влияние физических нагрузок на организм, мы одновременно, с точки зрения профилактической медицины, решаем и вопросы охраны здоровья детей.

Борис ЮДИН, профессор,
медицинский холдинг «МЕДЭП»,
Самуил ГОРЛОВСКИЙ,
директор ЦО № 1828 «Сабурово»,
Марина ШЕВЕРНИЦКАЯ,
руководитель методсовета по физической культуре

 

Рейтинг@Mail.ru