Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №10/2005

УРОК
 

Учитель, который приходит на помощь

Причиной негативного отношения учащихся к урокам физической культуры являются способы организации трехкомпонентной конструкции урока: подготовительной, основной, заключительной.

В массовой общеобразовательной средней школе, даже на первой ее ступени – в начальной школе – в последнее десятилетие качество физического воспитания падает, у учащихся снижается уровень физической подготовленности и физического развития. В новых типах школ (гимназиях, частных школах) не только сохраняется, но даже возрастает число учеников, не желающих заниматься физическими упражнениями как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время. Неэффективными, а порой и беспомощными оказываются школьные административные «реформаторские» решения.

Ряд учителей физической культуры полагает, что это происходит из-за недостатка выделяемых средств на приобретение спортивного инвентаря и оборудования, из-за отсутствия спортивных площадок, консерватизма системы физической культуры, инертности общества. Именно эти обстоятельства, или факторы, называют и другие учителя и дилетанты, ошибочно полагая, что они правильно понимают причины такого положения дел в физическом воспитании начальной школы и системы физической культуры в целом.

Условия в разных школах разные. Есть школы, в которых на физическую культуру выделяется достаточно средств, имеются благоустроенные спортивные площадки, что не устранило в этих школах негативного отношения учащихся к урокам физической культуры.

Наш, уже сорокалетний, опыт работы в школе показал: единственной непосредственной причиной негативного отношения учащихся 1–4-х классов к урокам физической культуры являются способы организации и формы проведения трехкомпонентной конструкции урока, которая выражена следующими структурными частями: подготовительной, основной, заключительной.

Подготовительная часть урока

Известно, что задача подготовительной части урока состоит в том, чтобы настроить эмоционально-волевые факторы поведения занимающихся, обеспечить оптимальное врабатывание систем организма.

Многие годы мы решали эти задачи, придерживаясь общепринятой схемы: построение, рапорт, приветствие, строевые упражнения, ходьба, бег, перестроения и т. д. И осуществляли это в жесткой, строго регламентированной форме (с определенным количеством повторений, под общий счет учителя или под музыкальные ритмы и т.д.).

Но однажды мы заметили, что данная форма организации и проведения подготовительной части урока вызывает у учащихся начальной школы состояние тревоги, неудовлетворенности, снижение интереса к выполнению даже простейших общеразвивающих упражнений.

Как же нам удалось это исправить?

Прежде всего учащиеся по звонку на урок стали собираться в круг или строиться углом по линиям волейбольной площадки и совсем не обязательно по росту. В этом случае ученики строятся быстрее и лучше слышат сообщение о видах двигательной деятельности, с которыми им предстоит познакомиться или разучить на уроке, и, главное, нам, учителям, удобнее их всех видеть.

Во время ходьбы ученики по собственному желанию распределяются на группы (до трех) и расходятся по большому, среднему или малому кругам. Сформировавшиеся группы начинают и заканчивают бег по сигналу учителя (перед уроком устанавливаем ориентиры для поворотов на каждом круге: кегли, кубики, разрезанные пополам списанные баскетбольные мячи и т.д.). Учащиеся, почувствовавшие усталость, без нашего разрешения могут перебежать из большого круга в средний или малый и продолжить бег. И наоборот, учащиеся, ощутившие прилив сил, перебегают из малого или среднего круга в большой.

Эти незначительные, на первый взгляд, демократические «послабления» с первых минут урока позволяют каждому ребенку заниматься с учетом своего физического состояния на данную минуту. И в то же время все учащиеся следуют указаниям учителя по правильному выполнению основ техники бега (движение руками, постановка стопы, чередование дыхания и т.п.).

После бега и восстановления дыхания ученики свободно расходятся по спортивному залу или спортивной площадке со своими товарищами на удобные для них места. И вдвоем или втроем, а то и по одному приступают к выполнению знакомых им физических упражнений (а подчас и показываемых одноклассником, занимающимся в спортивной секции, или взятых из комплексов упражнений утренней зарядки), соблюдая определенную последовательность.

Ученики выполняют по три упражнения: для рук, туловища и ног. Переход от одного упражнения к каждому последующему осуществляется по сигналу учителя. Учитель поднимает руку вверх. Ученики знают правила этого сигнала:

1. Закончить выполнение упражнения.
2. Повернуться лицом к учителю и выслушать его.
3. По команде учителя приступить к выполнению следующего упражнения.

Сколько же ученики проявляют инициативы, творческой активности при выполнении общеразвивающих упражнений! Например, как правило, сгибание и разгибание рук, оказывая сопротивление партнеру, выполняют в парах. А тут смотрим: три девочки, соединив кисти рук, оказывают поочередное сопротивление то одной, то другой, то третьей девочке.

Правда, порой ученики выполняют упражнения со значительными ошибками. Вот тут и необходима наша помощь. Подходим к ним и в спокойной форме, не отвлекая внимания остальных учащихся, разъясняем, как следует правильно выполнять упражнение. Затем просим учеников при нас несколько раз повторить его. И проблема решена! Да и учитель при такой организации учебной деятельности отнюдь не является безработным. Работы у него, пожалуй, еще больше. Но работает он там, где особенно необходим своим подопечным. И сами подопечные трудятся со значительно большим усердием, сознавая доверие к себе.

Как известно, общеразвивающие упражнения заканчиваются прыжками. В первом классе ученики прыгают на 32 счета, а со второго класса – на 64. Закончив прыжки, ученики самостоятельно переходят на ходьбу на месте.

Предлагаемая форма организации подготовительной части урока позволяет обеспечить эмоционально-волевой настрой, оптимальное врабатывание систем организма, сократить до минимума всевозможные остановки и задержки, за 7–8 минут провести ее эффективно и подготовить учеников к работе в основной части урока.

Основная часть урока

Мы установили, что в основной части урока единственной и непосредственной причиной негативного отношения учеников младшего школьного возраста к обучению двигательным действиям является фронтальный способ организации урока, устаревшая, отжившая свой век педагогическая технология. Поэтому с 1990 года на наших уроках физической культуры в начальной школе в основной части урока стал преобладать коллективный способ организации учебного процесса. На 6–8 «станциях» решаются в качестве основных несовпадающие задачи: разучивание двигательного действия; развитие силовых способностей, для чего используются упражнения на укрепление крупных мышц – рук, ног, спины, живота.

Вот как это примерно выглядит.

Ученики группами переходят от «станции» к «станции» по кругу через 2–2,5 мин.

Уже не одно десятилетие учителя физической культуры во многих школах для решения учебных и воспитательных задач в основной части урока привлекают учащихся, организуя между ними взаимопомощь и сотрудничество. Наш анализ показал, что наиболее эффективной формой организации такового сотрудничества является работа учащихся в коллективе в составе 3–5 человек, которые объединяются не по уровню физической подготовленности, а исходя из достаточно устойчивой системы межличностных отношений. Данная система характеризуется дружескими взаимоотношениями: ответственным отношением к страховке или помощи товарищу во время выполнения им упражнений, желанием поделиться мелким спортивным инвентарем, уступкой товарищу работы с мячом, если их недостаточное количество. Коллективная работа в группе позволяет по очереди сотрудничать друг с другом, выступая то в роли обучаемого, то в роли обучающего.

Девочки вместо упражнений на укрепление мышц рук занимаются вращением обруча.

На первых двух-трех уроках мы объясняем и показываем ученикам, как следует правильно выполнять эти двигательные действия: из какого исходного положения, как оказывать помощь или поддержку. На последующих уроках они занимаются самостоятельно. Каждый выполняет упражнение из удобного для него исходного положения.

Например, выполнение достаточно тяжелого упражнения – сгибания и разгибания рук в упоре. Ученик с хорошей физической подготовкой выполняет упражнение из исходного положения «упор лежа». Ученик, встречающийся с определенными трудностями, выполняет это упражнение на нескольких уроках из исходного положения «упор о спинку стула», потом на нескольких уроках из исходного положения «упор о сиденье стула», еще через несколько уроков из исходного положения «упор о гимнастическую скамейку». И так постепенно ученик подходит к выполнению этого упражнения из исходного положения – упор лежа.

Сколько же радостных мгновений испытывает ученик, который ранее не мог выполнить упражнение из исходного положения «упор лежа»!

Занимаясь не менее тяжелым упражнением – «пистолетик» (приседание на одной ноге, другая выпрямлена вперед, руки вперед), – ученик с хорошим физическим развитием справляется сразу. А как быть с учеником, которому не удается выполнить это упражнение? Мы предлагаем ему в спортивном зале и в домашних условиях вставать из положения «сидя на одной ноге» с помощью двух рук. Потом рекомендуем некоторое время вставать с помощью одной руки. И, в конце концов, ученик начинает, может быть, еще не совсем правильно, выполнять данное упражнение, но он уже близок к «чистому» исполнению.

Хотелось бы остановиться на занятии со скакалкой, вызывающем определенные трудности у мальчиков. Чтобы им «не простаивать» 2–2,5 мин., советуем, допустим, первый месяц прыгать на месте, вращая скакалку сбоку то левой, то правой рукой. Потом предлагаем перепрыгивать через вращающуюся скакалку под ногами и т.д. И в результате если не после первого класса, то в конце обучения во втором классе мальчики начинают прыгать через вращающуюся скакалку. Конечно же, не 100 и не 50 раз, но от 5 до 10 раз без остановки. Мы, выходя на перемене, видим, как они, не стесняясь, прыгают через вращающуюся скакалку.

И как приятно слышать от учеников и родителей слова благодарности, сказанные ими от души в наш адрес!

Хорошо известно, что метание мяча вызывает определенную сложность у девочек. Чтобы снять с них это стрессовое состояние, мы на линии метания ставим стул. Левую ногу они ставят к левой ножке, левую руку кладут на спинку стула. Им остается выпрямить правую руку с мячом и произвести бросок. С первых таких бросков мяч летит точно в направлении цели. Девочки так увлекаются метанием, что перестают стесняться своих неловких движений. Да на них никто не смотрит, потому что каждый занят своим делом. С годами они начинают далеко и точно метать мяч. Такой подход позволяет ученикам в свободной форме подсказать товарищу, например, как следует держать руку во время метания мяча в цель или оказать помощь товарищу при выполнении упражнения «пистолетик» и т.д.

При коллективной работе в каждой группе ученики стремятся соблюдать очередность подхода к выполнению упражнения на «станции» и не задерживаться, т.е. дать возможность всем другим учащимся из группы успеть позаниматься за отведенное время.

На всех «станциях» ученики выполняют упражнения в зависимости от своих способностей, выражаясь языком Л.С. Выготского, в соответствии с «зоной ближайшего развития».

Но ученики остаются учениками. Они порой забывают и не следят за выполнением упражнения товарищем. Тогда на помощь приходит учитель. А если в той или иной группе возникает несогласованность между учениками, ссоры, уладить конфликтную ситуацию – это наша задача.

Переход от одной станции к другой осуществляется по сигналу учителя (поднятая рука). По этому сигналу в основной части урока ученики заканчивают выполнение упражнения на «станции» и по команде учителя организованно переходят на следующую «станцию».

На шести «станциях» упражнения почти не меняются, а меняются либо исходные положения, либо количество повторений. Приведенные выше двигательные действия были отобраны нами во время уроков физической культуры в 1–4-х классах школы № 415 Москвы.

На 7-й станции с нашей помощью ученики разучивают и совершенствуют физические упражнения с координационно сложными двигательными действиями, либо комбинационные действия, либо фиксируют уровень физической подготовленности. Например, в I учебной четверти проводится обучение основам легкоатлетических упражнений и отдельных подвижных игр с основами спортивных игр. Во II учебной четверти – изучение гимнастических упражнений с основами акробатики, в III учебной четверти в случаях холодной погоды или оттепели уроки проводим в спортивном зале. На седьмой «станции» ученики обучаются основам беговых упражнений, в IV учебной четверти проводится обучение основам легкоатлетических упражнений. На этой «станции» мы подсказываем ученику «хитрости» в разучиваемом двигательном действии, своевременно корректируем овладение учеником основами техники, ориентируясь на физическое развитие и физическую подготовленность ученика, предлагаем примерную нагрузку.

При обучении сложным физическим двигательным действиям или травмоопасным упражнениям мы обеспечиваем страховку ученикам, способным выполнить упражнение самостоятельно; тех, кто не очень уверен в своих силах, поддерживаем, а сталкивающимся с определенными трудностями – помогаем. Наша помощь ученику с низким уровнем физической подготовленности позволяет ему поверить в свои силы, убедиться в том, что он вполне может справиться с заданиями, но при условии, если будет регулярно выполнять физкультурно-оздоровительные упражнения во внеурочное время. Индивидуальный подход к такому ученику позволяет ему почувствовать себя увереннее, переживать радость от собственных успехов, пусть даже на первых порах скромных.

За 27–30 мин. ученики в основной части урока успевают позаниматься на всех «станциях».

Сменяемость обучения двигательным действиям на уроке физической культуры и по учебным четвертям указывает на гибкость педагогической технологии.

Какое-то время при коллективном способе организации урока физической культуры на учителя ложится большая нагрузка. Он должен организовать общий порядок, на нескольких уроках ознакомить учеников с местами расположения «станций», с двигательными действиями, которые им придется выполнять на «станциях». Учитель сообщает учащимся о влиянии разучиваемых упражнений или двигательных действий на организм человека, рассказывает, в каких ситуациях данные двигательные действия и физические упражнения могут стать необходимыми, говорит ученикам о необходимости выполнения нескольких несложных подготовительных упражнений перед выполнением «основного» упражнения и уточняет эти подготовительные упражнения. Познакомить с порядком переходов от «станции» к «станции».

Данная подготовительная работа учителя на нескольких первых уроках и новая педагогическая технология способствуют активной самостоятельной работе ученика на уроке и их самоорганизации, а также эффективной работе учителя физической культуры.

Заключительная часть урока

Переход от ФСО к КСО обеспечивает более эффективный уровень учебного процесса не только в подготовительной и основной частях урока физической культуры, но и в заключительной, задачей которой является изменение функциональных сдвигов, вызванных по ходу подготовительной и основной частей урока, в направлении, необходимом для развертывания восстановительных процессов в организме.

На наших уроках это достигается в ее первой и второй частях.

В первой заключительной части ученики участвуют в малых подвижных играх: «Совушка», «Фигуры», «Море волнуется», «Великаны и гномы» и других, в которых помимо установленных правил мы вводим упражнения, способствующие закреплению основ техники физического упражнения или двигательного действия, разученного в основной части урока. Данные игры создают условия для активного отдыха учащихся и активизации восстановительных процессов в организме.

Во 2-й заключительной части коллективные группы располагаются вокруг нас «хаотично». Мы без спешки подытоживаем, насколько удалось решить намеченные задачи. Знакомим учащихся с физкультурно-оздоровительными заданиями, записанными в разработанном нами дневнике школьника для самостоятельного их выполнения во внеурочное время.

Без данных подходов к организации и проведению подготовительной, основной и заключительной частей урока физической культуры, преодоление негативного отношения учеников в нашей начальной школе оказалось бы невозможным.

Хотим добавить, что при данной организации урока учитель физической культуры поднимается до уровня технолога-методиста. Он имеет возможность решать многие образовательные задачи, в том числе и воспитательного характера.

Заключение

Как нам стало приятно смотреть на всех учеников, занимающихся на уроке. Не «скребет» на сердце, когда входит на урок учитель этого класса или кто-то из администрации. Мы освободились от стереотипов в организации и проведении урока. Исчезли педагогические штампы: частая подача команд, указаний и замечаний.

Появилась педагогика сотрудничества: учитель – ученик, ученик – учитель. Это позволяет активизировать творческое начало у учащихся, создавать на уроке рабочую обстановку, повышать их интерес к нашему предмету и самостоятельным физкультурно-оздоровительным занятиям во внеурочное время. Повышать качество физического воспитания, повышать уровень физической подготовленности и физического развития при разумной минимизации спортивного инвентаря и спортивного оборудования.

За последние три года мы обратили внимание на то, что при коллективном способе организации урока значительная часть учащихся начальной школы захвачена выполнением физических упражнений и двигательных действий. Занимаются с увлечением. Мальчики и девочки показывают результаты в подтягивании, беге, прыжках, метании и других видах, даже на уровне результатов следующей школьной ступени. Число таких учеников, по нашим наблюдениям, достигает 20–25%.

Внедряя новую педагогическую технологию в учебный процесс по физической культуре в нашей начальной школе, мы все-таки «побаиваемся» разного уровня «проверяющих», среди которых некоторые еще сохраняют консервативные подходы к организации и анализу урока физической культуры.

Галина ВЕРХЛИНА,
Виктор ВЕРХЛИН

Рейтинг@Mail.ru