Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №7/2005

ШКОЛА

 

Образовательный проект:
российско-норвежская старшая школа

Предложите физической культуре одну из главных ролей!

Чему и как должна учить современная школа? Ответить на этот вопрос, наверное, можно, только пройдя долгим и непростым путем поиска, сомнений, ошибок. И путь этот у каждой школы свой: по времени и опыту, со своими дерзкими идеями и нестандартными решениями. И только такой подход способен привести к открытию новых методов работы и даже новой педагогической философии.

Свободный выбор – условие успеха

Именно так происходило в школе-лаборатории № 335, начинавшей 10 лет назад работать в рамках международного образовательного проекта: российско-норвежская старшая школа (РНСШ). Смысл новой для коллектива педагогической философии здесь теперь выразился простой и понятной формулой: «Учащийся достигает успеха в обучении, если он активен, заинтересован и свободен в выборе средств продвижения к цели». Не изменилась эта установка и сегодня, несмотря на то, что жизнь внесла свои коррективы: у школы № 335 новое направление – здоровьесберегающие технологии, а российско-норвежский проект продолжается на базе новой школы № 2010.

Десять лет назад, на пороге 9-го класса, учащимся предлагалось вместе со своими преподавателями включиться в долгий трехлетний эксперимент, причем не по одному предмету, а по всем сразу, и выбор этот они делали осознанно. Помимо того, что пересматривались цели, надо было вести поиск средств, адекватных их достижению, то есть изменять старые, отрабатывать новые методики. В том числе и в решении задач физического воспитания. Учебный план был разработан на основе комплексной программы физического воспитания учащихся российской средней школы (1996 г.) авторского коллектива под руководством В.И. Ляха и учебного плана для старшей средней школы, принятого в Норвегии в 1994 г. по разделу физкультуры. Первое, что в процессе занятий стало обязательным, а скоро и просто необходимым, – учебник и учебное пособие, как это давно уже используется, например, при изучении языка.

Учеба – это всегда самооценивание

Еще в 1991 году, разрабатывая такой учебник для норвежских школьников, Эрнст Йенсен во вступлении к первому изданию подчеркивал, что новая методика обучения в этой области потребует перераспределения изучаемого материала. На основной курс должна отводиться только третья часть уроков. Кроме того, наибольшее внимание рекомендуется уделять изучению учебного материала и его использованию при анализе деятельности собственного организма. Поэтому совсем мало времени остается на преподавание непосредственно теории. Простая и краткая форма изложения оказалась удачным выходом, о чем говорит и промежуточное подведение итогов (в школе оно проводится постоянно). Во втором издании учебника была расширена глава об оказании первой помощи и спортивных травмах, появилась отдельная глава по теории физической культуры, включены темы о вреде алкоголя, курения, наркотиков, допинга. Учебное пособие, на основании которого учащиеся проводят свои исследования, включает в себя около 30 индивидуальных заданий по всем изучаемым разделам, причем они могут быть самыми различными по временным отрезкам. Например, задание: оценить значимость тех или иных видов упражнений для определенной группы мышц – можно выполнить непосредственно в день получения задания, а вот составить план пяти-шестинедельных тренировок во внеурочное время, направленных на развитие выносливости, и по итогам его выполнения проанализировать полученные результаты – является уже личной программой учащегося на длительный период. Итоговую точку выполнению задания ставит учитель в своем комментарии в заключение каждой темы.

Эффективность определяется конкретностью задачи

Вернемся к программе. Если занимающая треть учебного времени базовая часть построена на основе российской комплексной программы, то вариативная и при этом большая – на основе норвежского плана. Внеклассная и секционная работа с учениками являются дополнением к программе. В базовой – стандартный набор упражнений по легкой атлетике, гимнастике с элементами единоборств для мальчиков и аэробики для девочек. Из четырех спортивных игр: баскетбол, волейбол, мини-футбол, гандбол – предлагаются две на выбор с постановкой конкретной задачи – овладеть техническими навыками и умениями, теоретическими знаниями, развить и проявить организаторские способности в качестве участников игры и в качестве судей. Вариативная часть в 9-м классе состоит из лыжной подготовки, которая в этом же году и заканчивается. Опыт показывает, что (с учетом уроков на лыжах в средней школе) этого вполне достаточно, чтобы учащиеся полностью и успешно освоили эту область физической подготовки. На два заключительных года предлагаются национальные и новые игры: русская лапта, иннебенди, фрисби, софтбол, и... танцы. Предлагаются не на выбор, а все, с небольшим количеством часов на каждую. Мнение одно – это интересно и полезно. Но есть и другие моменты, которые рассматриваются как постановочные задачи. Например, в командных играх каждый игрок несет ответственность за безопасность противника, за нанесение травм противоборствующей стороне. А если игрок получает травму по своей вине (из-за недостаточной разминки, неверных тактических действий), это рассматривается как его собственная недоработка.

Учитель и ученик: сотрудничество на равных

Российские преподаватели школы заимствовали у своих норвежских коллег интересную идею: технологию совместного с учащимися планирования изучения как отдельных учебных курсов, так и учебного процесса в целом. Норвежская практика предполагает выделение значительного количества учебных часов (неделя в начале учебного года, а также урок в начале и в конце изучения какой-либо темы) на обсуждение с учащимися целей изучения той или иной темы, курса в целом, урочного и внеурочного времени, отводимого на тему, методов организации учебной деятельности, объема и содержания домашних заданий, критериев оценки. Действительно, здорово, а на деле оказалось еще и эффективно, только при чем здесь физкультура? Зачем к ней-то с научным подходом, если она не то что в основных предметах не числится, а и середняком быть не везде удостоена? А, может, к физической культуре как раз и надо по науке: с точки зрения укрепления здоровья, развития физических способностей, повышения и сохранения работоспособности, имея в виду те возможности, которые способно дать грамотное изучение этого предмета с целью научить школьников адаптироваться к различным ситуациям, к смене видов деятельности. Тогда в конечном итоге мы вправе надеяться, что потребность в физической активности наши дети в течение всей жизни будут реализовывать творчески и постоянно, сделав нормой. А поэтому не случайно в первые два года обучения старшеклассников физической культуре основное внимание уделяется проблемам здоровья и в меньшей степени – особым условиям, характерным для определенного вида физкультурно-спортивной деятельности. Выбор, планирование, коррекция вариативной части программы обсуждается совместно учителем и учеником.

Когда высоту цели оспорить трудно

Школьный мир – это самый большой отрезок жизни детей, в котором не исключены заболевания, освобождение от физкультуры. Но и в таких ситуациях дети не сидят бездеятельно на лавочке: у кого-то своя собственная программа, кто-то на основе тематических материалов уроков пишет проектную работу под руководством педагога. Метод написания проектных работ учащимися широко используется при изучении всех предметов. Теоретические домашние задания по курсу физической культуры уже по своей постановке предполагают проведение небольшого научного исследования. Например, «Определение физической работоспособности по гарвардскому степ-тесту» представляет собой расчет на основе заданных величин по соответствующим формулам с собственной оценкой полученных результатов и заключением.

Изучая программу, учащиеся могут конкретно сформулировать задачи каждого ее раздела, обосновать необходимость их решения для достижения той или иной поставленной цели.

Главное – не ошибиться в выборе цели. Физическая культура при нашем должном к ней отношении может успешно работать на самом главном направлении – физического оздоровления общества, культурного и нравственного развития наших детей. Надо только открыть ей навстречу двери кабинетов, в том числе и директорских в школах, поддержать ее и не испугаться предложить одну из ведущих ролей. Она с ней справится с помощью самих же учащихся. И поверьте, не надо будет бороться за здоровье, посещаемость, нормативы, спортивную форму. Все это перестанет иметь смысл, потому что цель будет понятна и осознана каждым: и взрослым, и ребенком, – и каждый будет свободен в выборе пути к ее достижению.

Валентина РЕПИНА

 

Рейтинг@Mail.ru