Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №7/2005

НАУКА – УЧИТЕЛЮ
 

О чем пишут в журнале «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка»?

Валеологическая культура родителей как фактор воспитания здорового ребенка

Рубрику ведет Ирина БОГДАНОВА

В своей статье, опубликованной в № 3, 2003 г., кандидат педагогических наук, профессор Г.А. Решетнева рассказывает о социологическом опросе, проведенном ею среди родителей. Автор статьи считает, что в системе социально-педагогических условий, определяющих здоровье детей, решающую роль играет общение в семье. В семье ребенок формирует личностное отношение к себе и к миру, что создает основу для саморазвития личности. Влияние взрослых на формирование стратегии здорового образа жизни огромно.

Был проведен анкетный опрос 920 родителей. Главной задачей опроса являлось выявление ценностных ориентаций родителей, определение их валеологической образованности.

Результаты опроса показали, что 22,4% опрошенных назвали ведущей роль здоровья в системе основных жизненных ценностей; 77,6% отодвинули здоровье на второстепенные позиции. Более значимыми для них оказались семья (51,7%) и работа (26%). 58,6% родителей осознают свою ответственность за здоровье ребенка. 74,3% понимают важность физической культуры в укрепление собственного здоровья. Однако занимаются физической культурой лишь 12% опрошенных, подтверждая тенденцию к снижению с возрастом объема двигательной активности.

Результаты исследования выявили в целом ограниченность знаний в вопросах укрепления, сохранения, формирования здоровья, организации здоровой жизнедеятельности.

13,7% показали эрудицию по данным вопросам. 32,7% опрошенных выразили мнение, что здоровье зависит от полноценного питания, 25,8% указали на психоэмоциональное равновесие, необходимое для хорошего здоровья.

Очевидна недооценка двигательной активности в системе основных факторов обеспечения здоровой жизнедеятельности человека: лишь 52% родителей сказали о значимости данного компонента в формировании здоровья.

Ни один из родителей не отметил закаливание как важный фактор формирования здоровья, повышения адаптационных возможностей организма.

Кроме теоретических представлений, определялся уровень осведомленности родителей в вопросах методики оздоровления своего ребенка. По результатам исследования, достаточную уверенность в этих вопросах показали 27,5% опрошенных. 48,2% отметили информированность в методике применения гигиенических факторов (режим дня, сон), профилактических заболеваний (41,3%), организации рационального питания. Что касается методики применения гимнастических упражнений и массажа, то лишь 22,4% продемонстрировали ориентированность в этих вопросах.

Результаты анкетирования выявили недостаточную уверенность родителей в овладении практическими действиями по оздоровлению ребенка (28,2%) и повышении физического состояния (23%).

Оценивая уровень валеологической грамотности в целом, подавляющее большинство опрошенных (65,5%) признались в недостаточно уверенном владении знаниями и практическими умениями по оздоровлению себя и своего ребенка.

Таким образом, приходится констатировать, что семья, которая изначально должна закладывать в ребенке основные понятия и представления о здоровье, здоровом образе жизни, сегодня не готова выполнять данную функцию. Результаты опроса показали неосведомленность родителей, ограниченность в целом уровня их знаний о здоровье ребенка, его физическом состоянии и средствах воздействия на них.




Технология проведения мониторинга состояния физической подготовленности в общеобразовательных учреждениях

В этой статье авторы д.п.н. Л.А. Семенова, Т.А. Губарева (№ 3, 2003) предложили модель проведения мониторинга в общеобразовательных учреждениях.

Модель технологии проведения мониторинга состояния физической подготовленности в общеобразовательных учреждениях


Особое внимание следует уделять учащимся, не выполняющим нормативных требований к кондиционным физическим качествам. С ними необходимо проводить коррекционную работу. Для этого разрабатываются комплексы упражнений, направленных на развитие отстающих физических качеств.

Детям со средним и высоким уровнем развития двигательных качеств даются более высокие нагрузки.

Тестирование учащихся желательно проводить раз в месяц. Результаты ежемесячного тестирования заносятся в тетрадь «Оцени себя». Обязательным является тестирование в конце учебного года. Итоговые результаты тестирования заносятся в индивидуальный для каждого учащегося «Паспорт физической подготовленности».

Технология проведения мониторинга физической подготовленности учащихся прошла успешную апробацию в ряде школ Свердловской области.

 

Рейтинг@Mail.ru