Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №6/2005

ТРИБУНА

 

Отступать некуда!

Наверное, мои слова не добавят ничего нового к тому, что всем и так хорошо известно: здоровье школьников ухудшается, а физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа находятся у нас на том уровне, на котором невозможно эту ситуацию разрешить в положительную сторону. Более того, стоит только завести в административных органах разговор об улучшении материально-технической базы школ, поддержке учителей, помощи в разработке программ, всегда на это нет денег. Но дело, думаю, не только в деньгах, но еще и в желании.

Когда мы в своем Коминтерновском районе г. Воронежа проанализировали данные о принадлежности к той или иной группе здоровья учащихся 14 учебных заведений, то получилось: 2230 человек относятся к подготовительной и специальной группам, что составляет шестую часть всех учащихся. А это ведь – группы риска, которым в первую очередь необходимы занятия физкультурой, и не просто на уроках, но и со специалистами по лечебной физкультуре. Только это ведь так хлопотно: находить и заинтересовывать специалистов, проводить разъяснительную работу с детьми. Куда проще собрать, например, команду из игроков «со стороны» или провести неординарный турнир – по стритболу – в центре города. Вот и получается, что спортивно-оздоровительная программа – это, в основном, разовые мероприятия для отчетности. С развитием физкультуры и спорта они имеют мало чего общего.

У каждого учащегося должен быть стимул физически себя совершенствовать, а значит, он должен уметь ответить себе: ради чего он делает, например, утреннюю зарядку? Один ее может делать для поддержания спортивной формы, а другой – для выработки характера. Одним путем можно идти к разным целям, а можно к одной цели – по-разному. Если человек ощущает необходимость в каких-то занятиях, то вряд ли важной для него будет похвала. Тот, например, кому неинтересен бег, не придет на стадион.

Вот и надо разработать такой спортивно-оздоровительный комплекс, такую программу, чтобы было интересно по ней заниматься; например, с заменой отметки на «зачет» интереса не прибавится.

За последние несколько лет на государственном уровне принималось много документов о развитии физкультуры и спорта с грифом «совершенствование». Еще год назад на рассмотрение в Госдуму был вынесен проект закона «О физической культуре и спорте в РФ», но закон и сегодня не принят, а физическая культура при этом идет на убыль. Прийти в спортзал и позаниматься, конечно, интереснее, чем одному дома. Но в большинстве своем секции сегодня платные и далеко не каждому по карману. Даже купить ребенку что-то из спортинвентаря для игры во дворе, например, футбольный или баскетбольный мяч, с месячной зарплаты может не каждый.

Материально-техническая база, особенно средней школы, просто обеднела. Конечно, мастерство педагога, его опыт решают многое. Но если при этом детей не обеспечивать на занятиях самым элементарным инвентарем или, более того, спокойно относиться к отсутствию в школах спортзалов, то о каком повышении интереса к физкультуре вообще можно говорить! И кому в таких условиях нужен третий урок физкультуры, о введении которого так горячо ратуют многие чиновники?

Составной частью Закона «О физической культуре и спорте в РФ», который Госдума все-таки намерена принять, являются Единая Всероссийская спортивная квалификация и новый физкультурно-спортивный комплекс «Физическое совершенство». Но мне, например, непонятно, как административная власть страны может брать на себя такую ответственность, не изучив мнения специалистов, учителей, тренеров, физкультурных работников, да и предложенное в очередной раз в названии «совершенство» настораживает. Тут с нуля начинать надо, с детского сада и начальной школы, если мы хотим по-настоящему развивать нашу физическую культуру; с политики учебных заведений, с отношения к этому вопросу директоров школ, работников департаментов образования, руководителей регионов. А разве плохо, если б такая программа рассматривалась на конкурсной основе? В Воронеже в 2002 году был разработан такой оздоровительный комплекс, который одобрили учителя 27 школ района. Желая получить оценку своего проекта руководителями структур, занимающихся этим вопросом, мы направляли его в Госкомспорт, в Совет по делам физкультуры и спорта при Президенте РФ (откуда он снова перекочевывал в Госкомспорт), но ответа так и не получили. С таким отношением и «обсуждением» наша физкультура вряд ли выберется из тупикового положения.

Николай МОНОГАРОВ,
учитель гимназии им. Никитина,
почетный работник общего
образования РФ

 

Рейтинг@Mail.ru