Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №6/2005

ТРИБУНА
 

Внимательно читаем информацию Министерства образования и науки РФ «О мерах по развитию и популяризации в России здорового образа жизни и массовых занятий физической культурой и спортом»

(доклад опубликован в N№ 2/2005 г.)

Подобные отчеты всегда писались и пишутся с одной целью: поставить галочку. Ну, что ж, и в этот раз галочку поставить удалось. Тут и статистические данные (якобы работа проводилась, на самом деле это и так каждый знает), и недостатки (дети в детский сад не ходят, сокращен недельный объем физкультуры в модели и в примерных учебных планах начального профессионального образования и т.д.). На ступени высшего образования слабо организована... В настоящих условиях... требуются разработки новых подходов. Ну, чем не отчет райкома комсомола обкому партии?

Тут же констатируется факт нехватки бюджетного финансирования. От этой неожиданной новости у нас, читателей, дух должно захватить. Вместо того чтобы требовать деньги, ругаться и драться за каждый рубль для школы, они отчеты пишут.

Хватит критиковать. Давайте почитаем положительное. «Прежде всего Минобрнауки (монстр какой-то) поддерживает творческую инициативу на местах, направленную на поиск наиболее эффективных путей развития... школы, физической культуры и массового детского спорта...» Как? А вот как: наша кафедра выиграла областной смотр-конкурс «За здоровый образ жизни». За год вузовская спорткафедра неспециализированного вуза провела несколько десятков соревнований и турпоходов для студентов и учащихся области. Всего 400 человек. Мы нашли средства (из своего кармана), чтобы сделать для некоторых участников бесплатные путевки (каждая стоила более 1500 рублей). И вот этот Минобрнауки действительно нас поддержал, нам дали 400 рублей премии! Министерство оценило каждого участника в 1 рубль.

Учителю, сидящему в холодном кабинете, очень важно знать, что запланировано «оснащение учреждений образования современным медицинским оборудованием... (фитобары, оздоровительные кабинеты, массажные, стоматологические)».

А еще 23 мая 2002 года состоялось совместное заседание коллегий Минобрнауки, Минздрава, Госкомспорта и Академии образования... А зачем это в докладе упоминать? Что за 2 года изменилось? Кое-где в школах сумели ввести третий урок физкультуры, что еще? Ничего на ум больше не приходит!

Умиляют в докладе цифры про больных учеников – подробнее всего. Про всех остальных – ничего; я сижу сейчас за компьютером и в режиме реального времени анализирую цифры, касающиеся фонда оплаты труда. Я еще не знаю, что получится. 45 000 учреждений общего образования получат 260 млн. руб. Делим. Получается: 5777 рублей на год получит каждое такое учреждение. Т.е. на всех сотрудников на целый год ОДНУ среднемесячную зарплату обычного гражданина (не учителя!). Читаем дальше: «Осуществлены меры по оснащению спортивным оборудованием и инвентарем общеобразовательных учреждений... 300 млн. рублей за год». Теперь считаем: получается на каждое учреждение по 6666 рублей! Чиновник в этом Минобрнауки знает, сколько стоит один мат? А один комплект лыж?

Если не знает – почему его не гонят в шею, не отправляют в ссылку в школу? А если знает и со знанием дела пишет ТАКОЕ, то как он вообще в Минобрнауки попал? Почему нас, учителей, принимают за рабочий скот: наше дело – пахать и не лезть в суть. Написано просто так, не для того, чтобы кто-то читал и считал. Или считается, что физкультурнику больше таблицы умножения знать не полагается? Далее мы посчитаем, сколько учащихся занимаются в турсекциях. 16 человек в каждой. Не постеснялись и туристов приплести, которые во все походы за свои деньги ходят.

На бесчисленных совещаниях, семинарах и коллегиях только и принимаются решения по «совершенствованию», «подготовке и переподготовке», «внедрению».

Как работника ВУЗа меня заинтересовала скромная фраза о «традиционном проведении спортивных состязаний российских студентов под эгидой Российского спортивного студенческого союза». Уверяю всех, что 99% студентов слыхом не слыхали о нем. Развелись тысячи новых институтов и университетов, в которых просто нет такого предмета, как физкультура! Вопрос к Минобрнауки: каким образом он допускает такое вопиющее положение дел? Неплохо прозвучала фраза о финальных соревнованиях «Веселые старты» в январские каникулы 2005 года. А депутаты своими «революционными» постановлениями о праздниках на
2 недели «выключили» школы и спортклубы из спортивной жизни. Кто смотрел этот цикл передач по телевизору из учеников? А для кого же тогда снимали? Где реклама, хотя бы такая, как у запрещенного пива?

Строго официально звучит пункт 7: «Предусматривать при проведении аттестации... в качестве критериев результатов их деятельности показатели состояния работы по формированию здорового образа жизни». По-моему, этот пункт никто, кроме меня, не читал, даже тот, кто писал. А по сути: на-пу-га-ли. Если финансирование образовательных учреждений «скинут» на регионы, то Минобрнауки можно смело отправлять на свалку истории вместе со всеми постановлениями и решениями: кто платит, тот и заказывает образование. Предвижу, что при региональном финансировании во многих школах предмет «физкультура» просто будет заменен на прочерк.

СМИ не выполняют своих обязанностей по освещению спортивных и оздоровительных мероприятий. Понятно, почему. Можно заставить учителя работать почти даром, по идейным соображениям, но с телевидением этот номер не пройдет, у них одна минута рекламы стоит больше годовой зарплаты учителя в несколько раз.

В свете лучших традиций застойного времени позволю дать несколько советов и рекомендаций:

– учителям физкультуры – требовать от своих директоров до победного конца, им нечего терять, кроме своих облезлых залов;
– директорам школ – требовать от завроно и потенциальных шефов;
– завроно – не слезать с администрации районов, требуя от них материальной помощи;
– министру Фетисову – пользуясь всенародной славой, открывать двери во все вышестоящие инстанции и требовать деньги на спорт, а где надо – идти на поклон, не для себя же просит;

Минобрнауки – после подобных отчетов посмотреть друг на друга и подумать про свое место.

Виктор МИХАЙЛОВ,
учитель физкультуры
Новосибирск

 

Рейтинг@Mail.ru