Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №5/2005

ШКОЛА
 

Спорт в частной школе

В начале 90-х годов в нашей стране стали появляться первые частные школы. Негосударственные образовательные учреждения создавались в альтернативу годами сложившейся системе государственного образования. Первые частные школы предлагали своим клиентам то, что не могла дать на хорошем уровне обычная общеобразовательная школа. Современное образование, охрана детей, доставка до школы и обратно, качественное питание и медицинское обслуживание, психологическая поддержка. Некоторые школы (полупансионы) помогали родителям решить проблемы с выполнением домашних заданий и, кроме того, обеспечивали дополнительное образование. Не осталось в стороне также физическое воспитание и спорт. Частные школы сделали акцент на популярных тогда видах спорта: плавании, теннисе, восточных единоборствах. Некоторые школы предлагали даже верховую езду и гольф.

Шли годы, менялись и школы. Все чаще руководители негосударственных образовательных учреждений понимали, что уроки физической культуры так же необходимы, как и все остальные. К этому выводу подталкивали их и чиновники образования, требуя вводить эти уроки, в противном случае школе не выдавалась лицензия и аккредитация.

Таким образом, примерно в середине 90-х годов отношение к физкультуре и спорту кардинально меняется. Теперь спорт – это не только забава, престиж, мода, но и обязательная часть образования в частной школе. Школы всерьез задумываются, как решать проблемы со спортивными залами, которых у них нет. Ведь большинство частных школ располагаются в бывших детских садах, а некоторые арендуют помещения, иногда всего несколько комнат. Крупные школы начинают строительство собственных спортивных залов, часть школ вынуждена арендовать спортивные сооружения у соседних школ, институтов, техникумов и т. д. Совсем маленькие школы ютятся в крошечных спортзалах детских садов. Некоторые школы вынуждены попросту проводить уроки физической культуры на улице.

С тех пор мало что изменилось. Все современные частные школы можно условно разделить на три группы. Первую группу составляют так называемые «элитные» школы. Школы для самых богатых родителей экипированы по последнему слову техники. Такие школы в большинстве своем оборудованы спортивными залами, площадками и соответствующим спортивным инвентарем.

Вторую группу составляют школы для так называемого «среднего класса». Оплата в них ненамного ниже, да и уровень обучения практически такой же, но оборудованы школы на порядок скромнее. В полной мере это относится и к физкультуре. Эти школы не имеют своих спортивных залов, но физическое воспитание своих учеников им далеко не безразлично. Проблемы спор­тив­ных сооружений они обычно решают путем аренды залов, бассейнов и даже целых спортивных комплексов. И, наконец, третья группа, самая многочисленная. Это маленькие частные школы. Большинство этих школ берут сравнительно небольшую плату с родителей, но и предлагаемый ими спектр образовательных услуг, как правило, тоже небогат. Неудивительно, пожалуй, что в этих школах отношение к физкультуре самое прохладное. Ведь родители, выбирая частную школу, думают не о физическом развитии своего ребенка. Их в первую очередь волнуют проблемы, связанные с будущим поступлением в институт, качественным преподаванием профилирующих предметов, хороший уровень преподавания иностранного языка, а лучше двух. А физкультура – так, для разрядки мозгов. Есть – так есть. Нет – и не надо. Пусть больше учатся. К сожалению, большинство родителей, выбравших негосударственную систему образования для своего ребенка, рассуждают именно так.

Но независимо от того, в какой школе учатся дети, практически все они любят физкультуру и спорт. У них так же горят глаза и живет в них тот самый дух борьбы и соперничества друг с другом. Желание посоревноваться со сверстниками присуще всем детям, независимо от места жительства или благосостояния их родителей. Вполне естественно, что дети из частных школ тоже хотят быть спортивными и помериться силами с другими. «А в чем проблема? – скажете вы. – Пусть участвуют в школьных соревнованиях, проводимых спортивными объединениями и центрами физического воспитания». Именно к такому выводу пришли и учителя физкультуры. Некоторые из их учеников даже попробовали участвовать в отдельных соревнованиях. Благо, что районным методистам дали «зеленый свет» на участие частных школ в муниципальных соревнованиях.

Но может ли конкурировать частная школа с государственной? Судите сами. В средней частной школе обучаются около 70–80 детей, в то время как в обычной общеобразовательной, как правило, не меньше 800 учащихся.

А положения о соревнованиях школьников разрабатывали как раз под стандартные общеобразовательные школы. И в связи с появлением частных школ менять их никто не будет. Как вы думаете, сможет ли участвовать частная школа в соревнованиях по подвижным играм среди учащихся 5-х классов, где в составе команды должны быть 10 мальчиков и 10 девочек данного возраста? Есть частные школы, в которых всего немногим более 20–30 учащихся. И это во всей школе! Или в соревнованиях по кроссу, где для общекомандного зачета нужно выставить 40 спортсменов разного возраста? Конечно, нет.

Кроме того, не стоит забывать о том, что уровень физического развития детей из частных школ гораздо ниже, чем у их сверстников из общеобразовательных школ. Объясняется это тем, что дети богатых родителей растут в более комфортных условиях. Многие из них не проводят свободное время на спортивных площадках и во дворах с ровесниками. Большинство из них не знают о существовании спортивных школ. Тем более, мало кто из таких ребят занимался в них.

Вывод напрашивался сам собой. Детям из частных школ нужно больше контактировать друг с другом. Контингент в школах примерно одинаковый, проблемы тоже одни и те же. Надо признать, что к подобным выводам пришли не только учителя физкультуры. Ведь в контактах со сверстниками нуждаются и другие учителя-предметники, и даже директора. Вот поэтому в конце 90-х годов прошлого века в Москве создается Ассоциация негосударственных образовательных учреждений (АсНОУ). И практически сразу при ней образовался спортивный комитет. Его возглавил директор школы «Эрудит» Сергей Викторович Мешков.

Школа «Эрудит» расположена практически в центре Москвы, рядом с Дворцом детского спорта, что на Рабочей улице, в котором она проводит свои спортивные занятия. И вот в 1999 году школа организовывает первый спортивный праздник для негосударственных образовательных учреждений Москвы. Идею поддержали многие. На первый праздник приехали команды более чем 50 частных школ столицы. В программе праздника были соревнования по плаванию, настольному теннису, легкой атлетике, стритболу, шахматам и мини-футболу. Для выявления сильнейших в мини-футболе пришлось провести отборочный турнир. Среди победителей и призеров праздника были представители как очень крупных частных школ, так и совсем маленьких. Но главное, что эти соревнования дали большой толчок к развитию спорта в негосударственных школах.

С тех пор спортивный праздник стал традиционным. В феврале этого года он пройдет уже в шестой раз. Кроме того, праздник способствовал развитию соревнований по отдельным видам спорта. С 2000 года учащиеся частных школ выявляют сильнейших в мини-футболе и баскетболе. С 2003 года проводятся отдельные соревнования по подвижным играм, теннису, легкой атлетике и плаванию. А с 2004 года стали проводиться чемпионаты г. Москвы среди НОУ (негосударственных образовательных учреждений) по шахматам и лыжным гонкам. Большинство соревнований проводятся также во Дворце детского спорта (директор – Мешков Виктор Сергеевич). Но по отдельным видам спорта соревнования проходят непосредственно в самих частных школах: мини-футбол – в Московской экономической школе; баскетбол – в школе «Премьер»; шахматы – в школе «Интеграция–XXI век»; лыжные гонки – в школе «Промо-М»; теннис – в школе «Ступени». Словом, за последние пять лет спорт в частных школах развился и прогрессирует. Конечно, количество школ – участников подобных соревнований пока невелико, но неуклонно растет год от года. Как же проводятся подобные соревнования и кто их финансирует? Все спортивное движение в частных школах держится на энтузиазме учителей физкультуры. Кто лучше может организовать шахматный турнир, проводит шахматные соревнования; есть опыт проведения многих соревнований, в том числе по мини-футболу. Финансирует все Ассоциация негосударственных образовательных учреждений. Деньги в Ассоциацию вносят сами школы – участники соревнований. Из этих стартовых взносов и обеспечивается закупка призов и медалей, оплачивается аренда спортивных сооружений, судейство соревнований и т.п. Поскольку спорт в частных школах постепенно развивается, то вполне уместен вопрос: «А проводятся ли Спартакиады между школами, если разнообразие соревнований достаточно велико?» К сожалению, нет. Но хочется верить, что в ближайшее время и эта проблема будет решена. И первые шаги в этом направлении уже сделаны.

Инициатором выступил Южный округ столицы, в котором с 2002 года проводится окружная Спартакиада для частных школ, причем в нескольких возрастных группах. Соревнования для учащихся младших классов уже традиционно проводит школа «Выбор». В программе Спартакиады соревнования по подвижным играм, плаванию, шахматам и легкой атлетике. Спартакиаду для более старших ребят проводит школа «Премьер». В этом году Спартакиада получила название «Кубок Премьера». В программе Кубка соревнования по 10 видам спорта. Это туризм, легкоатлетический кросс, мини-футбол, стритбол, волейбол, плавание, шахматы, настольный теннис, лыжные гонки и теннис. Спартакиада будет длиться почти весь учебный год. В отличие от всех других соревнований НОУ, финансирование Кубка школа «Премьер» полностью взяла на себя. Опыт проведения спартакиад среди частных школ есть и в Северо-Западном округе столицы. Надеюсь, что опыт московских школ окажется полезным и для НОУ других регионов России. Кто знает, может, уже пора проводить соревнования среди частных школ страны? И я выражаю надежду, что благодаря газете «Спорт в школе» это станет возможным.

Ведь отдельные контакты между школами уже осуществляются, и даже на международном уровне. Так, в 2000 г. в рамках выставки британского образования в Москве проходил международный футбольный турнир между частными школами России и Великобритании. Россию представляли команды Московской экономической школы, образовательного центра «Газпром» и школы «Премьер». Кстати, газета «Спорт в школе» писала тогда об этом. Напомню, что российские команды смотрелись весьма неплохо в матчах с родоначальниками футбола. А футболисты «Премьера» одолели своих соперников со счетом 7:0! Жаль, что турнир не стал традиционным, ведь подобные контакты очень нужны детям. Благодаря спорту дети познают культуру других стран, лучше относятся к своей родине, изучают иностранный язык, учатся общаться.

Будем надеяться на то, что энтузиазм учителей физкультуры не иссякнет и спорт в частных школах будет продолжать развиваться.

Алексей МАШКОВЦЕВ, учитель физкультуры школы НОУ «Премьер»

Фото Владимира СТРОКОВСКОГО

 

Рейтинг@Mail.ru