Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №5/2005

НАУКА – УЧИТЕЛЮ
 

О чем пишут в журнале
«Физкультура в профилактике, лечении
и реабилитации»

Специальные подвижные игры для профилактики нарушения здоровья у первоклассников

Рубрику ведет Ирина БОГДАНОВА

Автор данной статьи (№ 1, 2004), к.п.н. Н.И. Бурмистрова,
подробно рассказывает о таких играх и упражнениях.

Игра «Веселые ребята»

На расстоянии 15–20 м чертят 2 параллельные линии-«дома». В центре площадки становится водящий, а остальные располагаются за линией одного из «домов». По сигналу руководителя дети говорят хором: «Мы веселые ребята, любим бегать и играть, но попробуй нас догнать». После слова «догнать» играющие бегут в противоположный «дом». Водящий пытается догнать их, коснувшись рукой. «Запятнанные» игроки отходят в сторону. Продолжительность игры – 5–7 мин.

Методические указания

Если игрок, убегая от водящего, остановился и принял положение правильной осанки, «пятнать» его нельзя.

Упражнения для формирования правильной осанки

  1. «Часовой» – основная стойка, ноги вместе, руки опущены. Плечи развернуть, лопатки сблизить, живот подтянуть, голова прямо.
  2. «Ракета» – стоя на носках, руки на поясе, локти в стороны, голова прямо.

Игра «Быстро шагай»

Играющие строятся в шеренгу перед линией старта. В 4–5 м от них, повернувшись спиной к игрокам, стоит водящий. Он говорит: «Быстро шагай, оглянусь, замирай. Раз, два, три – стой!» и быстро поворачивается по направлению к ним. При слове «стой» они замирают на местах, приняв заранее обусловленное положение правильной осанки.

Игрока, который не успел вовремя остановиться и принять правильное положение, водящий посылает назад за линию старта. Затем он снова поворачивается спиной и повторяет речитатив. Игроки опять продолжают движение вперед. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не подойдет к водящему вплотную и не коснется его рукой. По этому сигналу все бегут назад, а водящий старается осалить кого-нибудь до того, как он пересечет линию старта. Осаленный игрок становится водящим.

Если догнать никого не удалось, игра продолжается с прежним водящим. В конце игры отмечаются игроки, ни разу не попавшиеся водящему.

Методические указания

Игра направлена на формирование правильной осанки и повышение эмоционального тонуса школьников.

Упражнения, выполняемые детьми по команде водящего «Стой»

  1. «Елочка» – стоя на правой ноге, согнутую левую поставить стопой на колено правой ноги, руки – за голову, локти в стороны.
  2. «Неваляшка» – стоя, руки согнуты в локтях, ладони вперед, лопатки сблизить.
  3. «Рыбка» – стоя на правой ноге, согнуть в колене левую ногу, носок оттянут, голова прямо, руки назад за спину, пальцы переплетены.

Игра «Колобок»

На одной линии выстраиваются в колонны 2–3 команды игроков. Первые игроки – капитаны, в руках у них мяч. По команде учителя они произносят: «Наш веселый колобок покатился на лужок. Кто быстрей его вернет, приз команде принесет».

После завершения фразы первые игроки поднимают мяч над головой, прогибаются назад и передают его через голову следующему игроку, и так – до последнего игрока своей команды. Передав мячи, игроки принимают заранее оговоренное положение, формирующее правильную осанку. Поза удерживается, пока игрок с мячом бежит вперед, встает на специально обозначенную линию и передает мяч следующему игроку. Игра заканчивается, когда капитаны снова станут первыми и поднимут мяч над головой.

Примечание: игру можно проводить на общеобразовательных уроках, сидя за партой. На столе у первых игроков «колобки», по команде их передают над головой и принимают заданную позу. Мяч-«колобок» должен дойти до последнего игрока своего ряда. Игрок встает и поднимает мяч над головой. Учитывается быстрая и правильная передача мяча, но главное – это умение принимать заданную позу правильной осанки. Выигрывает команда, не совершившая ошибок.

Методические указания

Игра направлена на формирование правильной осанки, улучшение вентиляции легких, создание положительных эмоций.

Упражнения, направленные на формирование осанки

  1. «Йог». И.п.: сидя, ноги скрестно. Прогнуться, свести лопатки, руки к плечам, ладони вперед. Удерживать напряжение мышц, затем вернуться в и.п.
  2. «Зайчик». И.п. – о.с.: присед, колени в стороны, спина прямая, смотреть вперед, руки к плечам, ладони вперед.
  3. «Неваляшка» – см. игру «Быстро шагай».

Игра «Вороны и воробьи»

Ребята строятся в колонну по одному (в шаге друг от друга) на середине площадки и рассчитываются на «первый-второй». Одна команда – первые номера, другая – вторые. По обеим сторонам от игроков на расстоянии 1,5–2 м кладут предметы, например, справа – кубики («вороны»), слева – теннисные мячи («воробьи»). Предметов вдвое меньше, чем участников игры. Играющие вместе с ведущим игроком выполняют различные упражнения на осанку. Внезапно водящий произносит одно из слов: либо «воробьи», либо «вороны». При слове «воробьи» все бегут к мячам, а при слове «вороны» – к кубикам. Каждый старается схватить один предмет и с ним возвращается на исходную позицию. За каждый предмет команда получает одно очко. Игра повторяется несколько раз. Выигрывает команда, набравшая больше очков. При подведении итогов игры следует учитывать качество выполнения упражнений на осанку.

Примечание: в игре можно использовать различные атрибуты, например, эмблемы с изображениями воробья или вороны.

Методические указания

Игра оптимизирует психоэмоциональную сферу детей, формирует правильную осанку.

Упражнения, направленные на формирование осанки

  1. «Фигуристка». И.п. – о.с. 1 – левую ногу назад на носок, руки – за голову, локти в стороны; 2–3 – держать позу; 4 – и.п.; 5 – то же, правой ногой.
  2. «Силачи». И.п. – о.с. 1 – руки вверх, смотреть на кисти рук; 2 – руки к плечам; 3–4 – держать позу; 5 – и.п.

Игра «Пузырь-богатырь»

Игроки образуют круг. В руках у водящего – шарик (синий, зеленый, желтый, красный). Он подбрасывает его в воздух. Дети следят за шариком и не дают ему опуститься на пол (осторожно подбивают его руками снизу вверх). Одновременно говорят: «Легче пуха я летаю, ярче радуги сияю, раздуваясь ввысь и вширь, потому что я пузырь». Как только шар уронили, водящий быстро поднимает его и пытается осалить кого-нибудь из игроков. Продолжительность игры 5–7 мин. В конце игры отмечаются самые ловкие игроки, которых не сумел осалить водящий. При смене синего шарика на красный можно использовать следующий текст: «Эй, пузырь, уходи! Солнце красное, взойди!» В другом варианте игры вместо шарика можно использовать мыльные пузыри. Чтобы они не падали быстро на пол, дети должны выдувать воздух через вытянутые «трубочкой» губы снизу вверх.

Методические указания

Игра направлена на укрепление зрительного анализатора, повышение эмоционального уровня школьников. В другом варианте игра будет средством укрепления дыхательной системы. Для формирования правильной осанки включается правило: нельзя салить того, кто примет позу «аист».

Упражнение, выполняемое детьми в процессе игры

«Аист». И.п.: стойка ноги вместе, руки опущены. Встать на правую ногу, левую поднять вперед, руки в стороны, ладонями вниз или, стоя на левой ноге, правую – вперед.

Авторы данной статьи, опубликованной в № 3, 2004, А.М. Аксенова, Т.Т. Ливенская и Р.П. Фирсова, обращают внимание читателей на то, что результаты последней диспансеризации неутешительны: за прошедшие пять лет общая заболеваемость увеличилась на 22%, больные дети имеют по 2–3 заболевания, на 20% возросла детская инвалидность.

Состояние здоровья зависит прежде всего от образа жизни и особенно от двигательной активности ребенка. К сожалению, потребность в ней у детей удовлетворяется лишь на 30–35%. Только 30% юношей регулярно занимаются спортом (девушки еще меньше), а 50% школьников имеют освобождение от уроков физкультуры. Гипокинезия ведет не только к нарушению структуры опорно-двигательного аппарата, но и к психологическим расстройствам. Сопоставляя данные о состоянии здоровья и успеваемости у школьников 10-х классов, исследователи выделили несколько групп:

  • первая группа – здоровые дети, хорошо успевающие; есть резерв повышения успеваемости;
  • вторая группа – дети со средней успеваемостью и средним уровнем здоровья;
  • третья группа – хорошо успевающие дети, со слабым здоровьем;
  • группа здоровых, плохо успевающих детей, нуждающихся в учебно-воспитательных методах работы, позволяющих этим детям получить стандарт знаний.

Американский педиатр Г. Доман ввел понятие «физический интеллект», подчеркнув тем самым исключительное значение всестороннего развития мышечной системы ребенка для формирования тех высших функций головного мозга, которые ответственны за его интеллектуальное развитие: речи, памяти, внимания, способности к переключению мышления и др.

Авторы рекомендуют во все комплексы упражнений включать как активные, так и пассивные упражнения для растягивания скелетных мышц шеи, туловища и конечностей. Пассивное растягивание мышц предотвращает развитие в них контрактуры, улучшает кровообращение на 30–50%, снимая тем самым утомление, повышая работоспособность и сохраняя эластичность скелетной мускулатуры. От состояния мышечной системы зависит состояние центральной нервной системы, интеллектуальное развитие ребенка, а следовательно, и его успеваемость в школе.

 

Рейтинг@Mail.ru