Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №4/2005

ФИЗКУЛЬТУРА ПОСЛЕ УРОКОВ

 

Школьные соревнования:
учитель и ученик в одной команде

Как должен работать учитель, чтобы детям хотелось идти на его урок только потому, что этот урок есть? Какое место при этом отводится внеурочным занятиям и соревнованиям?
Эти вопросы я задавала себе, когда ехала на районные соревнования по гимнастике. Самые обычные соревнования, которые проводятся регулярно в российских школах.
…Специально организованные зрительские места (стулья в школьном спортивном зале) заняли родители и малыши, пришедшие вместе с ними посмотреть на своих старших братьев и сестренок. Рядом, прямо на полу, расположились основные болельщики: одноклассники, подружки, друзья. Последние наставления командам дали учителя…
Пять часов напряжения. Победы и поражения учителя и ребята переживали вместе. Думаю, этот день повлиял на их отношения, и на следующий урок физкультуры дети придут немного повзрослевшими, с новым взглядом и на своих товарищей, и на учителей.

Немного о хозяевах соревнований

Общая гимнастика в программе межшкольных соревнований, окружных и городских, не первый год. Школа № 1678 Центр образования «Восточное Дегунино» – своеобразный гимнастический помост Северного округа столицы. В канун Нового года здесь определялись те, кто будет защищать честь района на первенстве округа. Пока шла разминка, в зал подтягивались зрители. Мамы и бабушки – родительский сектор в основном младшей группы. Здесь даже фамилии спрашивать излишне, потому что в своем мнении о школе, о физкультуре родители едины:

– Сначала сама здесь училась, потом приходила к учителям, в плохую школу не захотелось бы возвращаться. Теперь сын учится в третьем классе. Два раза в неделю без напоминаний бегал на занятия по гимнастике, а вечером дома устраивал полный показ упражнений. Разве можно не поддержать такой энтузиазм!

– Наша девочка тоже в третьем, после уроков у нее и других занятий достаточно, но гимнастику бросить не захотела. Видим, что ей здесь нравится, улучшились координация движений, чувство ритма, а чувство коллективизма поднялось как будто на новую высоту. И что удивительно, благодаря Валентине Николаевне у нее наладились отношения с классным руководителем, она так и говорит: «Я поняла, что учитель может быть не только командующим, но и советчиком».

К разговору подключается еще одна мама с малышкой лет двух:

– Все в зале сделано руками Александра Николаевича, и ребята понимают: это – для них, чтобы им заниматься было интереснее, чтобы они как можно большему научились.

И не только на уроках. И если уж речь о гимнастике, то в школе № 1678 ею занимаются практически три учебных четверти во внеурочное время. Так как школа из года в год (по давней хорошей традиции) постоянно участвует во всех соревнованиях по гимнастике, то включать или нет ее в программу внеурочных занятий – такого вопроса нет. Уже в первой четверти начинается подготовка к районным соревнованиям по общей гимнастике по всем трем возрастным группам (3–4, 5–6, 7–8 классы): дважды в неделю на занятия приходят все желающие, и совсем неважно, что кто-то подключился к ним не с самого начала. На осенние каникулы у всех ребят – индивидуальные домашние задания. Любители спортивной гимнастики могут параллельно готовиться к личному школьному первенству, которым завершается физкультурно-спортивная программа первого полугодия. После зимних каникул занятия продолжаются. «Нам нравится заниматься в зале, соревноваться, мы хотим быть лучшими, поэтому и выигрываем», – сказал один мальчик. По-моему, хороший стимул для того, чтобы интерес к физкультуре и спорту не угас. Ну а если удастся хотя бы одной школьной команде стать чемпионом Москвы, праздник будет у всей школы, а желающих заниматься еще больше.

Красота движений с улыбками на лицах

Типовой спортивный зал, как в большинстве столичных школ. В проемах между окнами закреплены волейбольные сетки, гимнастическая перекладина, брусья. По стенам – «шведские» стенки, боксерские «груши», по потолку – полозья с канатами, гимнастическими кольцами. Гимнастические маты на любой вкус и цвет. Когда я оказалась здесь впервые, все это меня приятно поразило. Узнав, что в школе – единственной в округе – проводится первенство по спортивной гимнастике, порадовалась за ребят. Преподаватели физкультуры Валентина Николаевна и Александр Николаевич Корнеевы считают, что гимнастика в любом виде – это именно то физическое занятие, которое на начальном этапе обучения комплексно развивает ребенка, закладывает основы здоровой мышечной системы. Кроме того, приобретение навыков, повышение сложности упражнений, постоянное нахождение ребенка в процессе движения ускоряет развитие его логического мышления. Показать ученику на его собственном примере, как работают мышцы, какие полезные для здоровья занятия помогут сделать их сильными, как общее оздоровление организма зависит, например, от регулярности занятий физкультурой и спортом, а потом оценить результат совместного труда учителя и ученика – в этом смысл работы педагога.

И первую оценку зритель мог дать, наблюдая соревнования учащихся третьих-четвертых классов – младшей возрастной группы. После определения стартовых номеров зазвучала музыка: первый вид программы – командные вольные упражнения. У каждой команды – своя композиция, и хотя набор обязательных элементов одинаков, ее построение, подбор музыки во многом определяют конечный результат. Единая форма, особенно когда она соответствует представляемому виду спорта, всегда выгодно отличает такие команды от соперников. И примером этому были хозяева соревнований. К тому же каждое их выступление продумано и отработано с точки зрения начала программы и ее завершения. А в итоге – то самое художественное впечатление, о котором можно сказать: «Красота». И пусть баллов за нее здесь не добавляют, главное, что выступающие сумели это создать, а зрители и соперники – оценить по достоинству.

Содержание соревновательной программы было построено на знании базовых гимнастических упражнений, для изучения которых по школьному учебному плану отводится вторая четверть. «Вольные» сменились комбинациями на акробатической дорожке, и по мере того, как команды «взрослели», содержание выступлений усложнялось: от кувырков и «березок» до «колеса» и стоек на голове. В прыжковой программе через «козла» у каждого участника было две попытки. Четкость выполнения, сложность – все имело значение. И так же, как у взрослых, – волнение, напряжение, ошибки, судейские оценки, огорчения, радость, и, что особенно важно, – они уже умеют делить это на всех: тренировки в команде в течение двух месяцев не только повысили мастерство, но и закрепили, а может, впервые помогли приобрести жизненно необходимые навыки. А еще они были очень серьезными. И когда им перед выходом к упражнению кто-то говорил: «Ну, улыбнитесь же!» – они улыбались... на несколько секунд, на что одна преподавательница физкультуры заметила: «Это неплохо, пусть учатся настраиваться, собираться, сколько еще экзаменов им предстоит сдавать в жизни».

Вчера – участники, сегодня – судьи

Вместе с участниками свой не менее важный экзамен сдавала и судейская бригада девятиклассников, которой руководила В.Н.Корнеева. В прошлом году ребята сами были участниками первенства Москвы и на собственном опыте убедились, как важно для юных спортсменов, чтобы судьи оценивали все выступления по справедливости. Кроме того, только со стороны кажется, что выставить оценку просто. На самом деле, существует целый перечень условий, от выполнения которых зависит итоговый балл. И как бы ни хотелось юным арбитрам вложить в него свое личное отношение, они старались быть объективными. Готовились ребята к этой ответственной работе и на уроках, и на тренировках команд во время подготовки к соревнованиям. Что же касается ошибок, то разве можно строго судить за них, если человек полон желания учиться новому и делает это с удовольствием!

Учитель и его зеркала

Команда среднего возраста – пятые-шестые классы – единственный представитель от школы 1296. По первому впечатлению – не лидеры. Но лица открытые, и улыбок больше, чем на других. А все оказалось просто: когда уезжали на соревнования, директор школы пожелала «обязательно улыбаться». Но, несмотря на улыбки, ребята, конечно, волновались, однако на «вольных» собрались – молодцы! – и выполнили программу чище других, как, впрочем, и акробатику. В заключительном виде – прыжках – главным было не ошибиться, и они не ошиблись. На лавочке, где располагалась команда, не было громких эмоций, а их «самый замечательный учитель» Николай Федорович Токарев, сидевший рядом, как-то и не был заметен: ни наставлениями, ни повышением голоса. Но заканчивалось очередное выступление, и сдержанное «молодец!» было самой лучшей поддержкой. Так же спокойно, как их учитель, выступали ребята и стали... первыми.

Дети – народ открытый и общительный, а если к тому же они ощущают себя еще и участниками праздника, то под это настроение готовы и мечтами поделиться. Не в обиду другим предметам, физкультура в школах, чьи команды принимали участие в соревнованиях, стоит на первом месте, а в школе № 1678, например, по словам ребят, «на первейшем среди первых». Интересно на всех уроках: в зале и на улице, с мячом и на лыжах. «А если бы отметку по физкультуре отменили?» – этот вопрос не добавил ребятам ни радости, ни грусти. «Пусть отменяют, главное, что урок остается».

И все-таки они были разные – команды-участницы. Наблюдая за их выступлениями, словно побывала на школьных уроках физкультуры – одинаковых по программе, но разных по содержанию. С одних ушла в прекрасном настроении: мудрость учителя помогла ребятам быть увереннее; с других – равнодушной: кроме серьезного выражения и желания обогнать, на лицах ничего не было; с третьих – расстроенной: а что еще могут вызвать обидные слова учителя за допущенные ошибки? Действительно, сколько учителей – столько подходов, но каждый все-таки должен быть во благо ребенка.

Шанс победить нужен каждому

В старшей группе, где завтрашние девятиклассники, команд уже меньше. Главное условие создания команды – желание самих ребят, их инициатива, а потом уже включается в работу учитель физкультуры. Это уже тот возраст, когда свободное время стараются потратить целенаправленно, готовясь непосредственно к тому, чем предстоит заниматься после школы. И только, если от этого свободного времени остается кусочек, старшеклассники могут прийти в зал позаниматься. По мнению руководителей школьных команд, существующая спортивно-соревновательная практика не позволяет ребенку идти вперед. В среднем и особенно в старшем возрасте он хочет быть востребованным: показать свои знания, умения, сравнить себя с другими. Но при этом каждый понимает, что, кроме как однажды в школе, других возможностей у него не будет. Соревнований должно быть больше для всех учащихся, а не только для лучших. И стимул должен находиться для каждого – и учителя, и ученика, и родителей, и директора. Тогда физическая культура будет не просто уроком, а любимым занятием, объединяющим интересы детей и взрослых не на сорок пять минут, а на долгие годы.

Валентина РЕПИНА
Фото Владимира СТРОКОВСКОГО

 

Рейтинг@Mail.ru