Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №3/2005

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

 

Зачем нужно кондиционное тестирование?

Человек, если ему не определять норматива, может испытывать, тестировать, т. е. изучать себя на материале любого физического упражнения. Это похоже на книгу Гиннесса, которую каждый пишет для себя.
Похвала, одобрение, педагогическая поддержка, создание позитивного настроя – это не обсуждается, это есть всегда, иначе ничего не получится.
Основная задача учителя – создание психологического комфорта.
При этом у ученика появляется возможность самостоятельно регулировать величину нагрузки, ему приходится контролировать самому свои эмоции, движения, внешние обстоятельства.

На уроках любой учитель всегда ставит отметки, в том числе и на уроке физкультуры. Это утверждение не вызывает сомнений, не так ли? Но, оказывается, есть другие способы оценивания. И эти способы дают возможность ученику оценить себя самому, а для этого необходимо, говоря высоким стилем, «познать самого себя». Это непростая задача, но есть приемы работы учителя, которые позволяют ее решить. В нашей школе для этого придумана специальная система – кондиционное тестирование. К тестированию своих физических возможностей – кондиционному тестированию (КТ) – можно приступать в любом сознательном возрасте. Оно, такое тестирование, тем и хорошо, что не имеет никаких возрастных ограничений. При этом набор тестов может меняться или оставаться прежним, по разным основаниям: в 3 года – одни, а в 43 – другие или те же самые.

Так как фиксацию своих возможностей мы сделали основой для развертывания многих направлений физкультурного образования в нашей школе, на школьном возрасте и остановимся.

В первом-втором классах, проводя подобное тестирование – КТ, учитель сначала ненавязчиво может обсудить с детьми, что и как можно измерить в их физическом развитии. Так, совместными усилиями, появится первый набор тестов. Очень важно, чтобы дети составляли его сами, при поддержке и помощи учителя. Еще одно «очень важно»: результаты измерений учителем не комментируются и не оцениваются (даже устно), а просто тщательно фиксируются. Задача учителя на этом этапе – сместить акценты с часто возникающего у детей желания начать соревнование друг с другом в сторону собственного результата и принятия этого результата ребенком. Соревнование для ребят можно и нужно организовывать отдельно, но не в момент КТ. А вот результаты детей лучше всего перенести (зафиксировать) в материалы КТ. Так с годами соберется цифровая информация по каждому ребенку.

Что же такое «собственная физическая кондиция», тестирование своих возможностей?

Под собственной физической кондицией подразумевается уровень показателей физических возможностей отдельно взятого ученика, характерных или возможных только для него одного. Эти показатели динамичны и изменяемы, они имеют разные значения в разное время в разных условиях. Они могут зависеть от многих факторов, например, от самочувствия, настроения, активности и т. д. и уж точно не зависят ни от пола, ни от возраста. Их можно измерять и фиксировать, а значит, они поддаются анализу, обобщению, прогнозированию. То есть с ними можно работать, к ним можно «отнестись».

Мало того, они (кондиционные возможности) могут быть разноплановыми и по своей природе не имеют ограничений. Поясню, что имеется в виду. Человек, если ему не определять норматива, может испытывать, тестировать, т. е. изучать себя на материале любого физического упражнения независимо от того, есть ли уже аналог в культуре, был ли он изучен или опробован кем-то еще или нет. Вероятно, это похоже на книгу Гиннесса, которую каждый пишет для себя.

Чем же нас не устраивают традиционные нормативы?

В физкультуре, как, впрочем, и любом другом предмете, необходима некая точка отсчета. И менее всего для «точки отсчета» любого конкретного ученика подходит среднестатистический результат, предлагаемый программой возрастной норматив того или иного контрольного упражнения как норма для оценки учащегося, без каких-либо оговорок и поправок. «Тебе 10 лет, ты мальчик, значит, чтобы получить «5», ты должен подтягиваться 8 раз, а для оценки «3» достаточно 2 раза. Выбирай, чего ты стоишь?» И никаких психофизиологических особенностей, все четко, ясно, понятно, «конкретно» – абсурдная ситуация налицо. Не секрет, что норматив – это средняя величина для среднестатистического школьника и нужна она разве что для отчета, хотя, конечно, дети, «уложившиеся» в норматив, могут считать себя успешными. А так ли это? А что с теми, кто «не уложился» или по состоянию здоровья не сдает нормативы, они какие?

Третий-четвертый классы позволяют расширить диапазон тестов, т. к. дети уже знакомы с процессом тестирования, с удовольствием пытаются помогать учителю делать замеры в тестах. Учителю важно просто фиксировать результаты, не комментируя в момент проведения КТ. Похвала, одобрение, педагогическая поддержка, создание позитивного настроя – это не обсуждается, это есть всегда, иначе ничего не получится. А вот для обсуждения с ребенком его личных результатов необходимо находить место и время. Кондиционное тестирование – это всегда процесс пролонгированный, и учитель должен осознавать, что помогать собирать эти множественные детские фиксации собственных результатов придется годами. И если ребенок может менять тесты, возвращаться или не возвращаться к ним, придумывать новые тесты, безмерно расширять их количество, то вряд ли он будет способен тщательно и кропотливо пополнять свой банк данных (особенно школьник младшей и средней школы). Поэтому эта обязанность наблюдения и сбора информации в большей степени ложится на плечи учителя. Мы уверены, что, имея на руках результаты кондиционного тестирования за достаточно большой период, только и можно выйти на индивидуальную работу с каждым учеником.

Пятый класс важен сам по себе, т. к. дети переходят в среднюю школу, и в их жизни и представлениях многое меняется. Поэтому в пятом классе ребенок в состоянии сам пробовать аккуратно фиксировать свои результаты. Как показала практика, он делает это старательно и с удовольствием. К концу пятого класса у ученика есть собственный лист со всеми результатами прошлых лет, он сам их старательно выписывал из материалов учителя. Дальше фиксировать достижения ребенка будет не только учитель, но и ученик. Это даст возможность ребенку уже в момент тестирования видеть динамику собственных результатов, что создает условия для появления возможных вопросов к себе или к учителю. Изменив подходы к тестированию на уроках физкультуры, мы кардинально меняем позицию учителя. Из контролирующей инстанции, выставляющей отметки и ведущей «на себе» урок, он переходит в роль консультанта, активно участвующего во всем происходящем, готового к коррекции и изменениям в соответствии с ситуациями на уроке, которые постоянно меняются.

Шестой класс – возраст совместной деятельности. Поэтому в шестом классе есть все условия для того, чтобы учить детей при осуществлении тестирования работать в парах и в малых группах. В процессе работы часто возникает потребность воспользоваться чьей-либо помощью для выполнения необходимых замеров и фиксаций. В этом случае ученику необходимо уметь объяснить помощнику, что и как нужно сделать, надо убедить оказать эту помощь, надо научиться доверять, слышать и понимать партнера. Учиться друг у друга, помогать и сотрудничать.

Если учителю удалось сохранить позитивный настрой на этот вид деятельности, то ребята с радостью помогают друг другу проводить измерения, они придирчивы, но не позволяют себе обсмеивать результаты товарищей. Учитель может позволить себе роль консультанта по технике проведения тех или иных тестов. Основная задача учителя – создание психологического комфорта в работающих парах и малых группах.

Седьмой класс – очень важный этап взросления. У ребенка накоплен достаточный опыт в разных предметных областях, чтобы приступить уже не только к обсуждению, но и к обработке полученных результатов КТ, используя различные методики КУЛЬТУРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ. Самостоятельность проведения тестов требует от ученика не только желания это сделать, но и знания, как, каким способом, с помощью каких инструментов он может себя оттестировать или провести испытания, что способствует освоению и приобщению к культурным формам фиксации своих результатов, наблюдений, эффектов. В конце седьмого класса, после весеннего тестирования, мы впервые знакомим ребят с тем, как можно оценить свой индивидуальный уровень физической кондиции. Методика так и называется: «Оценка индивидуального уровня физической кондиции (ОИУФК)». Основная задача учителя на данном этапе – помочь ребенку поверить в свои способности, отнюдь не физические. Помочь поверить, что и текст понять способен, и формулы просчитать, и график построить сможет, и о себе любимом на основании полученных расчетов мнение составит.

Восьмой класс – преддверие старшего возраста, а следовательно, время самостоятельной работы. Проведение самостоятельного тестирования требует от детей хорошего владения материалом. А как дать ученикам возможность почувствовать, в какой мере они владеют материалом? В восьмом классе дети уверены, что они уже все умеют и знают в кондиционном тестировании. И это хорошо. Самое время вводить «Судейскую практику». Она устроена так, что обязательно «высветит» действительное владение материалом. Основная задача учителя – доброжелательно, мягко акцентировать внимание ребенка на его «пробелах», показать, над чем еще надо работать.

По итогам весеннего тестирования ученики выполняют по методике ОИУФК, уделяя особое внимание аналитической части, так как сравнивают результаты обсчета этого года с предыдущим в это же время. Если создать в классе рабочую обстановку и учащиеся будут заинтересованы в своем результате, они в одно и то же время смогут самостоятельно выявлять свои индивидуальные возможности в различных видах физических упражнений, количество которых не ограничено и определяется самими участниками процесса. При этом у ученика появляется возможность самостоятельно регулировать величину нагрузки, ему приходится контролировать самому свои эмоции, движения, внешние обстоятельства.

Накапливая индивидуальные результаты кондиционного тестирования своих возможностей, ученик может проследить динамику этих результатов, выявить причинно-следственные связи, прямые и косвенные зависимости этой динамики, на основе анализа составлять или намечать собственные пути (траектории), направления последующей работы для достижения желаемого.

При желании или необходимости результаты кондиционного тестирования всегда можно сравнить с нормой, т.е. с усредненным возрастным показателем в этом упражнении. В этом случае главное – не делать это сравнение основанием для выставления отметки.

В эту работу вводится одна-единственная задача – найти именно то, в чем бы ты хотел испытать себя, узнать возможность своего организма, своего характера, своих эмоций. Это обязательно должна быть «зона интереса» учащегося, иначе все это превращается в обычную халтуру или формальность, так как не имеет под собой личностного смысла и заинтересованности. При подобной задаче учителю уже не нужно «натаскивать» ученика на сдачу или «укладывание» в определенные, предложенные программой, нормативы. Учитель может позволить себе предоставить ученикам поле самостоятельного выбора – что тестировать? Как тестировать? Когда тестировать? Зачем тестировать? Если на все эти вопросы готов ответить учащийся, то учителю предоставляется роль консультанта, который готов к обсуждению того или иного вопроса, появившегося у ученика. Ученик представляется нам в этом случае равноправным участником образовательного процесса в области физической культуры.

На наш взгляд, любой из видов спорта в школьной программе имеет право быть, но только в качестве исходного материала, на котором ученик может «познать» себя, научиться выстраивать деятельность и вступать во взаимодействие с другими людьми. Именно в физкультурной деятельности ребенок отстаивает свою точку зрения, приводит аргументы, принимает решения и берет на себя ответственность за свой выбор и свои действия. Поэтому мы уверены, что можно продолжать учить «низкому старту», если такое физическое упражнение, как «низкий старт» или «бег с низкого старта», является «материалом», на основе которого учитель создает условия для мотивации формирования у ребенка универсальных умений и компетентности в процессе физкультурного образования. В противном случае изученный и освоенный ребенком «низкий старт» так и не будет востребован в дальнейшей жизни.

Достаточно спросить себя и окружающих: «Как часто в своей взрослой жизни мы используем «низкий старт» или «бег с низкого старта» и интересно, при какой такой деятельности это нам особенно необходимо?». Вопрос риторический, но заставляет задуматься: каким образом можно изменить подходы к физкультурному образованию в школе так, чтобы наконец-то обратили внимание на то, что каждый человек – некая открытая биологическая система, живая, подвижная, телесная, но главное – открытая?

И жизнь этой системы зависит в первую очередь от тех связей, коммуникаций, действий, которые она (эта система) вокруг себя сама же и создает.

Лариса БЫЧКОВА,
учитель физической культуры

 

Рейтинг@Mail.ru