Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №1/2005
Как научить любить лыжи

УРОК
 

Как научить любить лыжи

Лыжи не терпят шума и суеты, они созданы для работы, иногда ве­селой и стремительной, а иногда трудной и напряженной. Но это не самоцель.

У каждого – свое везение

Наша школа расположена в трех минутах ходьбы от леса, и это бесспорная удача: трудно переоценить значение леса для уроков физкультуры по лыжной подготовке. С ребятами, которым посчастливилось выходить в лес на первых утренних уроках, мы непре­менно встречаем восход солнца. Он каждый раз разный. Солнце выползает медленно, раскрашивая золотом стволы застывших берез. Мы уже успели прокатиться на лыжах, и теперь у нас есть эта минута волшебства, тишины и восторга. Может, ради этих мгновений и нужны уроки по лыжной подготовке?

А еще мы замечали, как опус­кается на землю снег – медленный, пушистый. И если он сегодня таков, то работа предстоит над нашей выносливостью и терпением: снег будет прилипать к деревяшкам и не даст скользить пластику. Но стоит ли горевать о скольжении, когда вокруг ска­зочный лес?!

Лыжные уроки – самые тихие уроки из всей физкультуры. Лыжи не терпят шума и суеты, они созданы для работы, иногда веселой и стремительной, а иногда трудной и напряженной. Но это не самоцель.

Лыжи – это не только техника

Я считаю урок успешным, ес­ли мне удается переместить а­цент с задач по лыжной подго­товке на восприятие гармонии и красоты. И ни при чем здесь «умение переходить с попеременного двухшажного хода на одновременный одношажный и одновременный бесшажный».

Лыжи – это далеко не только техника ходов. Например, техника подъема «лесенкой» и «елочкой» может быть сплошным мучением – лыжи не слушаются, и ребенок чаще всего предпочитает преодолевать подъем ползком или сняв лыжи. А если не настаивать на отработке техники, а просто переместить внимание с рук и ног на рассматривание ближайшей березки?..

– Вы видели, как растут березки на склонах? Посмотрите. Они вытянулись верхушками вверх, прямо в небо, независимо от крутизны склона…

Предложите ребенку взобраться на горку, сохраняя прямую спину, как березка на склоне, и поверьте, полдела уже сделано, ноги сами пойдут, а руки помогут. Попробуйте взбежать «елочкой» или проскакать «лесенкой» на глазах у детей с легкостью и улыбкой. Уверяю вас, редкий ребенок не захочет поскакать рядом с вами. Они уже смеются и счастливы, даже падая и сползая, не одолев горки. Умение придет само собой, как только малыш окрепнет и поймет, как это – забираться на горку. Всему свое время. Не торопите его, случится это как-то вдруг, а не по про­грамме и плану урока.

Никто не спорит, что нужно показывать, как удобнее перено­сить лыжи, как тормозить на спуске и чем отличается один лыжный ход от другого. Только это, на мой взгляд, не должно быть основной задачей урока. Скорее всего, ненавязчивые советы и подсказки, увлекательные показы и пробы – не что иное, как моменты общения и приобретения двигательного опыта.

Бегом от нормативов

Наших любимых «салочек» и «колдунчиков» на лыжах в про­грамме никогда не было и, наверно, еще долго не будет. Кто-то за нас решил, что в игры на лыжах должны включаться только хорошо освоенные движения. А если пойти от обратного? Эмоциональный подъем, азарт таков, что ребенок готов забыть все свои страхи. Он интуитивно показывает чудеса сноровки, равновесия, скорости, владения лы­жами.

Если с горки разрешается скатываться, когда все внизу разой­дутся, значит, ребенок может простоять полурока в ожидании. Неужели мы действительно этого хотим? К счастью, чаще всего дети никого не ждут, нарушая все правила и инструкции. Вопреки запретам, повинуясь здравому смыслу, они объезжают упавших и зазевавшихся, катятся на лыжах, приседая и подпрыгивая, едут то на одной, то на другой ноге, съезжают спиной вперед. А разве удастся (и надо ли?) удерживать мальчишек и девчонок от всевозможных запрещенных трамплинчиков? Вместо запретов лучше быть рядом с ни­ми, подбадривать, советовать, вместе искать причину неудачного спуска, пытаться корректировать опасные движения, наконец, просто радоваться вместе их новым победам, открытиям и приобретаемому опыту.

Опасностей и риска предостаточно. Но в этой ситуации нельзя приказать, заставить или запретить, очень важно для учителя дать ребенку прожить этот опыт, не помешать познать свои возможности и включиться только тогда, когда есть реальная угроза здоровью или жизни ученика.

Работая «на нормативы», не только убьешь всю романтику лыж, но и еще, чего доброго, воспи­таешь стойкую неприязнь к ним.

Что же тогда может быть задачами урока?

Давайте создавать ситуации, когда задачами для ученика станут: сохранение равновесия и поддержание собственного ба­ланса (например, при очень скользкой лыжне и даже при ее отсутствии); преодоление отдачи лыж за счет своих усилий.

При этом будут развиваться и умения:

  • соизмерять возможности и желания с собственными ресур­сами;
  • рег­ламентировать собственные действия;
  • договариваться или убеждать кого-то в важном для себя вопросе;
  • контролиро­вать себя.

Разве этого мало? И так ли уж нужно нашим ученикам общеобразовательных школ тщательное изучение техники лыжных ходов? Зачем и кому нужно бесконечное нудное нарезание кругов для отработки этой самой техники? Неужели для всех детей необходимо устраивать сдачу контрольных нормативов, заставляя бежать на лыжах 3 км, а то и 5 км, да еще и с требованием уложиться во временной норматив? Может быть, кто-то ответит, зачем это нужно ребенку, хочет ли он это­го, какой результат мы получим? И еще, давно ли авторы нормативов работали в обычных школах, непосредственно с детьми, или «дети» у них – понятие абстрактное?!

Работая «на нормативы», не только убьешь всю романтику лыж, но и еще, чего доброго, воспитаешь стойкую неприязнь к ним.

Для души и для здоровья

Имея опыт тренерской рабо­ты по биатлону и лыжным гонкам, я очень хорошо понимаю, зачем ребятам из спортшколы, тренирующимся 5–6 раз в неде­лю, оттачивать технику на тренировочных кругах. Кстати, эта работа относится к разделу специальной подготовки лыжника-гонщика.

Нашим же ученикам общеобразовательных школ надо по­пытаться показать всю прелесть лыж, дать почувствовать красо­ту и сказку зимнего пейзажа, не спеша постоять, подставляя ли­цо солнышку, уловить прохладную влагу от растаявшей снежинки. Полюбоваться прыжками белки, покормить лесных птиц... Одним словом, помочь ребятам полюбить лыжи за неповторимые мгновения зимы, возможность общения с приро­дой. Дать почувствовать восторг от скорости спуска, от скольжения, от незабываемого чувства полета. И тогда основы техники перестанут быть в тягость школьнику.

Не забудем и о том, что изумительный, отфильтрованный пушистым снегом, чистый зимний воздух – не что иное, как самый настоящий природный кислородный коктейль.

Все наши падения, мокрая одежда, замерзшие руки, казалось бы, безумная усталость во­все не так уж и страшны. Мы со временем будем меньше падать, высушим одежду и обувь, отогреем озябшие пальчики, отдохнем и... оставим в сердце сказочный образ незабываемого зимнего леса, ощутим приятное чувство гордости: «Я это сделал, я смог!»

Играйте, и фантазируйте!

Не секрет, что даже обычная лыжная прогулка уже несет достаточно большую физическую нагрузку.

Если в основе уроков будет больше игр и зимних забав, километры накрутятся сами собой, появятся и техника, и уверенность, пропадет страх и обязательно возникнет интерес.

Давайте устроим для малышей биатлон со свободным бегом на лыжах и метанием снежков. Или не будем измерять нудные круги, а подсчитаем путь, пройденный всем классом сообща, где нам окажутся важны результаты каждого, независимо от их значения. Выложим потом полученное расстояние на карту и определим, как далеко нам удалось уйти от школы и куда мы сегодня смогли добраться на лыжах. Может, до Сокольников или до Таганки. Будет случай поговорить, что это за места такие в Москве, чем примечательны и чем дороги москвичам. Это получится каждый раз, с каждым классом по-разному – вариантов всегда множество, а всего-то покатались в лесу на лыжах.

И тогда, «двадцать лет спустя»...

Изменим сегодня подход к урокам по лыжной подготовке, и возможно, будущим детям наших сегодняшних учеников не придется слышать: «Что ты при­вязался ко мне со своими лыжами? Где я тебе их возьму?»

А, кстати, где можно взять лыжи?

Конечно, можно купить, разнообразие выбора огромно – на любой вкус. Можно попросить у сестры или брата, позвонить друзьям и знакомым. Можно договориться с ребятами из параллельного класса, а то и приобрести один комплект лыжного инвентаря на двоих. Появится же­лание иметь лыжи, обязательно отыщется и возможность.

А от родителей ведь нужно так немного: просто подобрать вместе с ребенком ботинки, лыжи, палки, курточку и вместо слов: «Как ты мне надоел со своими лыжами» – сказать: «Как я тебе завидую, как давно мы не были в лесу вместе, какой ты счастливый, что у тебя есть лыжи!»

И тогда утверждение «Лыжи – это здорово!» будет не только названием очередного школьного конкурса, но и станет собственным счастливым опытом как от уроков физической культуры по лыжной подготовке, так и от самостоятельных лыжных прогулок.


Лариса БЫЧКОВА