Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №20/2004

УЧИТЕЛЮ

Окончание. Начало см. № 19/2004

Записки учителя, или Уроки без прикрас...

Эпизод седьмой

За внеклассную работу никто не платил. В последний год работы в деревне я накопил определенный опыт. Были и очень приличные победы на уровне района. На первом Всесоюзном Дне бегуна мои девочки заняли 1-е, 2-е, 4-е и 6-е места! Потом выиграли четырехборье. И на лыжах в десятку стали входить. Самое смешное, что всегда проигрывали в туризме, где я имел самые высокие результаты среди всех учителей. В туризме победы пришли позднее. Для тех, кто не понял: я хвалю учеников!!! Подбор был великолепный просто!

Вернемся к определенному опыту. Я придумал следующее: каждую пятницу проводить какие-нибудь соревнования. А готовиться к ним с каждого понедельника. Приведу короткий перечень соревнований по пятницам, начиная с октября месяца:

1. легкая атлетика – четырехборье;
2. легкая атлетика – День эстафет;
3. легкая атлетика – День метателя;
4. кросс;
5. пионербол (двумя мячами! А тех, кто играет одним мячом, отошлю к истории возникновения этой игры в 20-е годы);
6. волейбол;
7. силовое многоборье (отжимания, пистолетик, прыжки со скакалкой на время, подтягивания);
8. Веселые старты;
9. хоккей;
10. лыжи (по дистанциям);
11. лыжная эстафета;
12. слалом;
13. скоростной спуск;
14. спортивное ориентирование на лыжах;
15. биатлон;
16. баскетбол;
17. прыжки в высоту;
18. бадминтон;
19. велокросс;
20. футбол;
21. смешанная эстафета в День Победы;
22. турполоса;
23. плавание (выгнал свиней из пруда, и провел пару заплывов).

Работал один, изредка помогал военрук.

Эпизод восьмой

Не надо бояться нестандартности. Зачем начинать именно с бега, а потом проводить классическую разминку? Да-да, теорию все читали. А практика... Подслушал разговор двух учениц: «Опять бегать, потом зарядка... Фу!» Пока шел от раздевалки до зала – ломал голову. А урок-то открытый, план уже написан. Плюнул. Вместо бега весь небольшой класс играл в фантики (или битки, принцип один). Взмокли, как в Сахаре. Вместо зарядки – путаница. Размяли все, что могли. Далее – по плану. Урок получился интересным, никто в план и не посмотрел.

Не бойтесь играть на уроках в прятки, в жмурки. А в круговую лапту играли до изнеможения. И еще. Используйте все, что видите вокруг себя. Швабра – отличная эстафетная палочка. Забор – кладезь просто, можно перелезть, пролезть, запрыгнуть, перепрыгнуть, использовать как станок и т. д. Ведро – туда можно и мячик забросить, и шишку, и обегать его удобно, вдвоем нести...

Обруч. Бросаешь его так, что он летит закрученный сначала вперед, а потом катится назад. (В художественной гимнастике наверняка специальный термин есть.) Вот тут в него и надо пролезать. У большинства один раз с трудом получается. После серии тренировок – уже несколько раз. Рекорд (не поверите!) 33 раза! Это пока обруч катится!

Один раз мы играли 2 урока подряд в вышибалы. Точнее, вышибали всем классом (10 человек) одного. Двумя мячами сразу, можно было ногами. Не смогли. (Жду откликов теоретиков и методистов!)

Эпизод девятый

Открытые уроки. Я об их пользе уже писал. Теперь о спортивном братстве. Как правило, из УНО приходит человек, не слишком хорошо знающий предмет «физкультура». Все (в его присутствии) хвалят учителя, рекомендуют его опыт, оценка – всегда отличная. Но, оставшись наедине, говорят совсем иное: «Ты что делаешь? Разве можно так? Какого черта ты стоял там, когда надо было страховать? Это не урок, а тренировка, а путать их нельзя! Ты дворник, а не учитель!»

У вас не так? Тогда у вас не творческое объединение учителей! Не выносить мелкий сор из избы, но наедине все разобрать до малейших подробностей. Самое интересное получается тогда, когда проверяющий все же смыслит в физкультуре. «Высший пилотаж» убедить его, что не самый лучший урок – чуть ли высшее достижение творческой мысли. Вам это удалось? Вы – классные педагоги. Значит, и детям сумеете самое скучное преподнести как интереснейшее в их жизни.

Эпизод десятый

Конечно, найдется въедливый читатель (ой, чуть было «критикан» не написал!). Мол, в деревенской школе любой сможет, а вот в городской... Ну, в принципе, согласен. Само собой разумеется, что с десятью учениками работать легче, чем с тридцатью. Но вот когда пара из них заболеет, то ни эстафету не провести, ни в игры поиграть. А об интенсивности кто подумал? Я как-то сразу после деревни на урок к опытному учителю попал в городской школе. Гимнастика. Все хвалят (даже в отсутствие директора), а мне скучно и непонятно. Да у меня дети в деревне ни капли не слабее были, а уроки во много раз интенсивнее. А тут весь класс сидит и смотрит. Что, по телевизору посмотреть нельзя? Зачем на физкультуру приходить? Вот многие и не ходят.

После тепличных деревенских условий попал в городской круговорот. 25 английского, а потом 25 физкультуры. Это – школа с продленным днем, главная задача – просто продержать детей. А я тут со своим уставом полез: разминка, спецупражнения и т. п. Дети постарше – те просто на дыбы. А с первоклассниками – никаких проблем. Зала на всех не хватает, занимаемся круглый год на улице, почти в любую погоду. Очень много играем, в футбол особенно. Близлежащие школы играть с нами не хотят – все равно проиграют.

На рукоходах дети чувствуют себя как обезьяны на лианах. Играть в догонялки на огромных рукоходах – любимая забава. На всех переменах – толпы мальчишек на этих железных решетках. Не слезают часами. Из всех учителей сначала один я лазал. Потом еще двое молодых присоединились. Детей на рукоходах стало еще больше. Потом стали появляться девочки. Все лазают, а один мальчик стоит и смотрит. У него церебральный паралич, ноги плохо ходят. Я не врач, но уверенно заявляю, что он тоже сможет так лазать, если захочет. Через день приходит мама. Она старше меня ровно в два раза, но на меня смотрит как на бога. Оказывается, я был первым в жизни ребенка, кто пообещал ему научить тому, что делают все остальные. Деваться некуда. Размышляю вслух. Раз ноги плохо ходят, руки должны быть сильными. Ого! Еще какие сильные! Какие же проблемы с рукоходом? Запрыгнуть невозможно? А залезть пробовал? Ребенка до 12 лет никто этому не учил, он был «освобожден». Попробовали, целую неделю лазали, заодно и девочки научились. Появилась другая «проблема»: мальчишки не принимают его, считают слабым. Втихаря собрал всех: сами вы слабаки, парня принять, и пусть кто-нибудь попробует поддаться! Последнюю фразу все восприняли наоборот. Поначалу поддавались, а потом вообще забыли, что одноклассник их на инвалидности!

Эпизод одиннадцатый

Освобожденные от физкультуры. Для меня это звучит как освобожденные от полноценной жизни. За автобусом не побежишь – вовремя на работу не приедешь. В очереди слабину дашь – последним будешь. А в семейной жизни? Ребенка на руках носить нельзя? Пол мыть? Ведра с водой таскать? Картошки с рынка принести? Врачи запретили? Классно! А когда мама после восьми запрещает приходить, всегда слушаетесь? А? А на красный свет перебегали хоть раз в жизни? (Лучше уж это делать подготовленным!) А целоваться в 14 вам разрешали? А кому такой «рахит» в жизни нужен?

Более 10 лет работаю в Лингвистическом университете и каждый год наблюдаю одну и ту же картину. За зачетом по физкультуре приходит куча студентов (студенток все же неизмеримо больше) со справками. Почему не ходила в спецгруппу? Рука не поднимается? А ноги ходят? А вторая рука есть? Так почему освобождение? Незачет! У вас что? Зрение плохое? Минус сколько? И все? Запрещены прыжки. Ну, а просто ходьба? Или велотренажер? Незачет! Возьму на себя смелость сказать, что для большинства школьных медалисток освобождение от физкультуры является просто дополнительным временем для нужных предметов: математика, физика, химия, английский и т. д. А болезни прогрессируют все равно. У моих детей была куча диагнозов: и астма, и миопия, и болезнь Шляхтера, и псориаз и еще чего-то. Освобождение было и от физкультуры, и от черчения, и от труда. Не буду писать, что справились с этим. Про спортивные результаты напишу, если кто-то будет настаивать...

Владимир ШЛЕНКИН
Нижний Новгород

 

Рейтинг@Mail.ru