Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №15/2004

РАЗГОВОР С ЧИТАТЕЛЕМ

Учитель. Звание или призвание?

В сегодняшнем номере мы публикуем материал под заголовком «Каким быть учителю физкультуры?» Тема актуальнейшая. На все времена, наверное. Правда, наш автор решает ее, не в порицание ей будь сказано, несколько наукообразно, но мы должны быть благодарны ей за саму постановку вопроса, за попытку так или иначе осмыслить его.

И в самом деле задумаемся – каким быть учителю физкультуры? Искусство прошлых лет (вспомните хотя бы знаменитый фильм «Доживем до понедельника») навязывало нам образ этакого здорового, слегка развязного, неглубокого мужчины (почему непременно мужчины?), изрекающего с якобы умным видом знающего жизнь человека банальности и пошлости. Совпадал ли этот образ с действительностью? Отражал ли ее во всем многоцветии красок? Возможно, где-то обретались в прошлом, да и сейчас еще, может быть, обретаются подобные типы. И халтурщики есть, и так называемые урокодатели. Но убеждена, не такие, как они, характеризуют основную армию учителей физкультуры. Не они.

Конечно, должность эта скромная, больших денег на ней не заработаешь, но сколь высока она в сути своей, сколь важна в жизни общества, да и каждого из нас. Конечно, если относиться к ней, этой должности, не как к званию, названию, а воспринимать ее как призвание. Как свое верно найденное, достойное всякого уважения, место в жизни.

Сколько прекрасных учителей физкультуры пришлось встретить мне на длинном журналистском пути. Трудоголиков, выдумщиков, и строгих, и веселых, и тонких психологов. Хорошему учителю физкультуры без этого последнего качества никак не обойтись. Его ведь с учеником не разделяет учительский стол. Учитель всегда рядом – показывает упражнение, страхует, объясняет. Мало что самому чуть не до пенсионного возраста надо быть в хорошей физической форме, но и уметь к каждому, подростку особенно, найти индивидуальный подход, чтобы добиться нужного результата – привить любовь к здоровому образу жизни, потребность в постоянной физической нагрузке, научить многим сложным и необходимым навыкам.

В школе все предметы одинаково важны, об этом и не будем спорить. Но если ученик не знает ту или иную теорему, не может связно и грамотно пересказать сюжет художественного произведения, его сверстники ему это простят, не осудят. А вот если он не может отжаться, далеко прыгнуть, быстро пробежать и пр., пр., мнение одновозрастной среды о нем будет безжалостно – слабых подростки, как известно, не очень-то жалуют. Учитель, хорошо знающий психологию ребенка, ой как тут может помочь делу.

В маленькой заметке невозможно коснуться всех сторон работы учителя физкультуры. Ведь кроме важной, но не единственной проблемы общения с учащимися, профессионального мастерства, множество и других. Предлагаем вам, дорогие читатели, обсудить их вместе. Пишите нам о том, каким вам видится учитель физкультуры, какова, на ваш взгляд, его роль в процессе воспитания молодого поколения, какими профессиональными и человеческими качествами он должен обладать. С нетерпением будем ждать ваших откликов. Дело-то очень серьезное, нужное.

Н. ШКОЛЬНИКОВА

 

Рейтинг@Mail.ru