Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №14/2004

СПОР ПРОДОЛЖАЕТСЯ

 

Оценка. Кто за, кто против?

Мы уже сообщали в нашей газете, что в Центре физвоспитания учащихся Московского департамента образования состоялось обсуждение некоего документа министерства образования, рекомендовавшего вводить безотметочное оценивание деятельности учащихся на уроках физкультуры. В этом обсуждении приняли участие широкие круги учительской общественности Москвы, присутствовало около двух сотен специалистов. Шел горячий, заинтересованный спор, аудитория ни на одну минуту не оставалась равнодушной. Чувствовалось, что вопрос задел едва ли не самую существенную струну работы учителей.
Организаторы весьма вдумчиво подошли к организации дискуссии. Они пригласили на сцену группы сторонников – и тех, кто за оценку, и тех, кто выступает за зачет. И тех и других с каждой стороны представляли директор одной из школ, учитель физкультуры, родитель и ученик. Это создавало как бы равенство сторон для начала.
Мы расскажем, тезисно, конечно, как развивалась сама дискуссия.

Первым, как водится, выступил ведущий. Им был руководитель Центра физвоспитания учащихся Ю.П. Пузырь. Он прежде всего подчеркнул, что цена вопроса слишком велика. Так велика, что определяет, какой быть школьной физкультуре будущего. Должно учесть, насколько влияет применение оценки или отказ от нее на качество образования.

Затем взял слово учитель физкультуры школы № 413 Северо-Восточного округа В.Н. Сапунов:

– Задача школы, чтоб ученик приобрел любовь к спорту и пронес его через всю свою жизнь. А это очень сложная вещь – воспитать потребность в физической культуре. Улучшая результат и тем самым повышая свою оценку, ученик получает поощрение своим действиям. Оценка в руках учителя – это, если хотите, и кнут и пряник, инструмент педагогического воздействия на ученика. Оценка мотивирует ученика заниматься с большим интересом.
Может быть, в дальнейшем зачет и смог бы стать более совершенным подходом. Но в иных условиях. Не в тех, что мы работаем: необорудованные спортзалы, некачественное преподавание, нехватка кадров, занятия всего два раза в неделю, некачественный урок – это все не даст (при зачете) возможности привить ребенку потребность к физической культуре. Поэтому на данном этапе оценка является стимулом для ученика, показателем его успеваемости в школе. Я – за оценку.

В.Б. МЕЖУЕВ (школа № 1252, Северный округ):

– Я и за и против зачета. На мой взгляд, на систему «зачет – незачет» нельзя переходить всем. Да, я работаю по этой системе уже пятый год. Вижу, что у меня отличники и хорошисты не плачут из-за троек и двоек, слабые ученики не бегут с уроков, не тащат липовые справки, как было раньше. У меня нет кнута и пряника. А результативность неплохая. Конечно, я уже 30 лет вместе с женой работаю в этой школе с 1-го по 11-й класс. Здоровье нельзя оценивать в баллах, равно как и физическую подготовленность. У меня много тестирующих домашних заданий, которые я оцениваю в 10 баллов. Но это не оценка. Каждый ученик знает, какой у него уровень подготовленности: низкий, средний, высокий.

Но я в первую очередь перестроил себя, стал демократичнее, стал неординарно проводить урок, без муштры, построения, с познавательной деятельностью...

В.А. ДМИТРИЕВ (директор школы № 1241):

– Динамика развития у каждого ребенка своя, свое развитие психики, соматическое состояние. Как подойти с оценкой к детям, когда среди них есть мышечные, полные и худые. И у каждой группы детей свои динамические показатели роста. А какое право мы имеем оценивать ребенка, если мы не врачи. Абсолютно убежден, что усредненные показатели, заключенные в оценке, – это форма насилия над ребенком. У нас спецшкола, и два года я отменял систему показателей в физкультуре, хотя отношение к ней более чем нормальное, ученики нашей школы два раза по баскетболу второе место занимали на первенстве Москвы. Есть и другие успехи.

Ю.П. ПУЗЫРЬ зачитывает действующее по сию пору государственное требование: «Оценка – это определение и выражение степени усвоения учащимся знаний и умений, установленных программой».

Т.Л. ЦИНЦЕВИЧ, представитель родителей школы № 1296:

– Оценка характеризует уровень усвоения. Но у каждого ребенка своя планка. Один сделал одну попытку – и у него пятерка. И до конца урока он сидит и ждет, пока весь класс освоит упражнение. Я считаю, что оценка характеризует не уровень усвоения, а степень соответствия ребенка требуемому результату. А нужно оценивать не результат, а стремление к результату. Все эти нормативы, будь они повышенные или пониженные, только отбивают у ребенка любовь к предмету...

А.В. КОМАРОВ, главный редактор журнала «Физкультура в школе»:

– Почему вы ратуете за отмену только оценки по физической культуре? У всех учеников здоровье и способности разные. Почему бы и по алгебре не ставить зачет? Все эти разговоры о двуединой (зачет – незачет) оценке неправильны. Можно будет 9 лет ничего не делать и поставят в итоге зачет. Так не будет даже двуединой системы, останется единая.

Л.М. ЗАБОЛОТНАЯ, директор школы № 1136 (Северо-Западный округ).

– Мы в школе провели анкетирование детей. Из 420 учеников 92% высказались за оценку. Мнение учеников выражу в одной фразе: «Оценка позволяет увидеть свои и ученические проблемы и возможные шаги для корректировки». Мнение учеников таково: «Оценка – это мое здоровье, она дает мне понять, как я слежу за своим здоровьем». И в нашей школе работает удивительный учитель физкультуры, которого я охарактеризовала бы словами: «Я двигаюсь, я радуюсь, я живу, я творю».

В.С. ГРИШЕЧКИНА, мать пятерых детей, окончивших или еще продолжающих учиться в школе № 1136 Северо-Западного округа:

– Мое мнение: оценка не только привычна и традиционна, но на данном этапе она и наиболее приемлема. Сужу по своим детям. Трое у меня закончили школу, двое еще учатся. Мои старшие отслужили в армии, и любовь к физкультуре, хорошие оценки по этому предмету очень помогли им. Кроме уроков они занимались еще и в секциях легкой атлетики, спортивных игр. Сейчас я поговорила с двумя младшими дочерьми. И одна из них сказала мне: «Почему, если моя подруга просто руку подняла или наклонилась, а я выложусь на все сто, – нам обеим зачет? Я не согласна!» И хотя ей, дочери, всего 11 лет, она права. Получается уравниловка. Зачет – это нечто расплывчатое. Я за оценку. Она рождает в ребенке стремление совершенствоваться, расти. Тут даже если и не 4, а 4 с минусом поставить и то психологически важно.

А. МОРОЗОВ, ученик школы № 314 Восточного округа:

– Если ввести зачет, произойдет как бы уравнивание учеников: тех, кто старается на уроках, и тех, кто приходит просто за зачетом. А как же поощрить стремление тех, кто хочет чего-то достичь, повысить свои физические кондиции? Не будет тогда среди учащихся стремления к совершенству, чему-то высшему. Зачет – это неправильно. Не будет заинтересованности учеников, не будет объективного оценивания достижений учащихся, их знаний по этому предмету.

И.П. ЗАЛЕТАЕВ, заслуженный работник культуры РФ:

– На мой взгляд, Министерство образования, давая подобную рекомендацию, поступает очень несправедливо, неправильно. Противопоставляет предметы: одни, стало быть, важные, нужные, а другие – так себе. А ведь на ниве физкультуры трудятся десятки тысяч учителей физкультуры.

Б.А. ДРОБИН, заслуженный учитель физкультуры РФ:

– Что ребенок получит от этого «зачет – незачет?» Не будет строгого спроса с учителя. А если он недобросовестный?
Мы дважды наступаем на одни и те же грабли. Лет 20 назад убрали из аттестата оценку. Чем это кончилось? Дети перестали ходить на уроки. Ее снова через год ввели.
Нам в Юго-Западном округе сказали, что со следующего года по музыке, рисованию и физкультуре оценки не будет. Уже сказано. Зачет – незачет. Мне лично непонятно, где грань между ними. И я верю, что этого – «зачет – незачет» – не произойдет. Представим: если ученику в 9-м или 11-м классе поставить незачет, что с ним будет? Это же смех!
Обидно, что вопрос решается без учета нашего, профессионалов, мнения. Нас кто-нибудь спрашивал? А как сказано в фильме «Семнадцать мгновений весны»: «Невозможно понять логику непрофессионалов».
Я восемь последних лет работаю в начальной школе. Кому мешает оценка по физкультуре? Первое – родителям, которые хвастают друг перед другом хорошими оценками, а вдруг по физкультуре незадача. Второе – классным руководителям, которые борются за качество знаний, их оценивают за это качество, а по физкультуре – тройка! Третье – администрации школы: отменят оценку, так сразу поднимется качество обучения в школе! И последнее – учителям-халтурщикам. Они есть.
Кто пострадает от отмены оценки? Самое главное – дети. И пусть не говорят, что оценка травмирует детей. Не больше чем по другим предметам. Травмирует психику ребенка прежде всего плохой учитель.
И, конечно же, пострадают, и сильно пострадают учителя. Если им прикажут ставить зачет – незачет, весь смысл творческой работы пропадает. Ребенок просто ходит на урок, и ему надо ставить зачет. Зачем чего-то придумывать, изобретать, заинтересовывать. Кинул мяч – и конец.
Уровень преподавания резко снизится, а он и так не очень высок. Сейчас только 10% учащихся в 11-х классах абсолютно здоровы. После отмены оценок их не будет совсем. Курево, алкоголь, наркотики свое дело успешно доделают.
А ведь дети сами любят, когда их оценивают. И делать это надо по уровню их развития: высокий, средний, низкий. В связи с этим убрать надо из программы учетные нормативы, от них только вред, а оценивать по росту результатов. Я не ставлю двоек и троек. Высокий уровень развития – это 5, средний – 4, низкий – 3.

Т.Ч. ИВАНКОВ, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики физвоспитания Московского педагогического института физкультуры:

– Я отношусь к той части аудитории, которая панически испугалась того, что отменят оценку. Быть сильнее, выше, выносливее – разве здесь не нужно старание, проявление всех разнообразных качеств. А мы хотим этот стимул убрать. Да дети радуются пятерке, гордятся. Поскольку видят в этой оценке результат своих усилий.
Предлагаемые нам новшества не есть ли попытка развалить наше образование и физическую культуру, в частности?

И.А. СОЛОВЬЕВА, учитель физкультуры школы № 256 Северо-Западного округа:

– Оценка всегда была основополагающей мотивацией для учащихся. Но, разумеется, оценка должна быть строго дифференцированна. Если ученик по здоровью относится к основной группе, он может выполнять все нормативы. Если же он до основной группы не дотягивает, мы должны учитывать все его отклонения в здоровье. Особый разговор о спецмедгруппах: дети, к ним относящиеся, работают в меру сил. Оценка должна быть строго индивидуальна. Ее надо ставить за прогресс в результатах. И если здоровый парень осенью подтянулся 12 раз и весной столько же, я «пять» ему не поставлю.
Мы несем ответственность за будущее поколение. А откажемся от оценки, в дальнейшем наш предмет выведут за сетку часов.
Мы, специалисты, не потеряемся, этого мы не боимся. Сейчас мы работаем за нищенскую зарплату, потому что знаем, что нужны нашим детям. Огромному большинству их. Лишь немногие имеют возможность посещать бассейны, теннисные корты, заниматься конным и воднолыжным спортом. А остальные? Кто им поможет? Родители, которые бегают сломя голову, чтоб на еду заработать? Это мы, учителя, учим массу детей быть здоровыми, физически развитыми, и не только физически. Если же мы откажемся от оценки, то напрочь потеряем здоровье целых поколений, людей потеряем.

Ю.И. ПОЛУНИН, учитель физкультуры школы № 496 Южного округа:

– ...Я горжусь тем, что мои ребята из Афгана и Чечни пришли живыми. Я спрашивал своих учеников, нужны ли нормативы, и 99% ответили: да, нужны, но к выполнению их следует подходить дифференцированно: кому-то достаточно одних уроков, другим нужны дополнительные занятия. Ни один не сказал, что не выполнит эти нормативы. «А должен ли учитель учитывать, как вы прогрессируете?» – спросил я. 80% ответили: да.
И это неправда, что физическая культура дает только здоровье. А умение оперативно мыслить, ориентироваться в различных жизненных ситуациях...
Если вы хотите изменить оценку – измените программу. А как по старой программе, со старыми нормативами делать что-то другое? Почему кто-то решил, что мы не работаем с детьми индивидуально? В конце концов цель физической культуры – научить ребенка жить в экстремальных условиях, уметь, что называется, падать и не бояться.

И.Н. ГРОМОВАЯ, директор школы № 1296 Северного округа:

– Мы провели в школе широкое анкетирование. Среди учащихся, среди учителей и родителей. У нас в школе с углубленным изучением иностранного языка 1095 учеников. Мы создали таблицу, в которую включили музыку, изо и физкультуру. И разделили на три ступени: начальная школа, средняя, старшая. В каждой графе было два слова: зачет или оценка. Сразу хочу сказать, что и учителя, и ученики, и родители максимально выступили за зачет по всем этим трем предметам.
И тем не менее, приехав сюда, я склонялась к тому, что количественную оценку надо оставить, изменив при этом сам подход к этой оценке. Я полностью согласна с теми, кто говорил об отмене нормативов. В них – основное зло. Они не учитывают современное состояние здоровья и физическое развитие детей. Однако, сидя здесь, я поняла, что не удастся убедить учителей в том, что количественную оценку надо выставлять, исходя из каких-то других параметров. И я поменяла свое мнение – я за зачет.

М. ЗАЙНУЛЛИН, ученик 11-го класса школы № 1296:

– Я считаю, что нужно искать компромисс. До 8-го класса можно оставить количественную оценку. И за это время можно привить ученику необходимые навыки, любовь к физкультуре, что поможет ему в жизни. Оценка будет важным стимулом для дальнейшего совершенствования.
Другое дело старшие классы. Здесь много проблем – человек из-за физкультуры может лишиться золотой или серебряной медали. А медаль, она по жизни помогает.

И.И. ДОЛЖИКОВ, заслуженный работник культуры РФ:

– Я старый аксакал в физвоспитании. Сколько лет занимался учебным процессом вместе с наукой. Очень глубоко. Если бы я сейчас молодым пришел в школу, начал бы не с того – я изменил бы всю программу. Она никакая. Учитель должен заниматься конкретно двумя направлениями: учить двигательным действиям, координации, красоте движений и развивать качества, жизненно необходимые. И я бы сделал так: нужно оценить ученика в системе многоборья, не оценивая каждое двигательное действие.
Ученик будет сам искать свои слабые места, стараться их устранить. В итоге я поставил бы 5-балльную систему, но не цифровую, а высокую, хорошую, среднюю, низкую, совсем низкую. Это 5 баллов, 5 систем. Написано: физподготовленность – ниже средней и т. д.

Н.Н. НАЗАРОВА, заместитель директора ДЮКФП Западного округа:

– Еще в прошлом году я работала учителем физкультуры. 30 лет стажа за моей спиной. В своем округе мы тоже сразу провели анкетирование среди учащихся. Результаты у меня в руках. Итоги не буду оглашать, чтобы невольно не оказать давления на аудиторию. Но свое мнение скажу. Оно отражает мнение большинства специалистов округа.
Бывает так, что ребенок имеет «пять» только по физкультуре, и этот факт подвигает его к тому, чтобы и по другим предметам подтянуться. Это раз.
Второе. Оценка – стимул для роста, формирования личности ребенка. Можно много и подробно рассуждать на эту тему. Но если мы говорим об образовательной области, а физическая культура таковой не является, то применима только оценка. Вот когда отменят оценку по всем остальным предметам, тогда и по нашему – пожалуйста.
Отмена оценки сразу выведет наш предмет во второстепенный факультатив. Не оценка виновата, а виновато качество подходов к данной оценке.
На днях мы, группа специалистов, были в школе № 1308 – проходил фестиваль по олимпизму. В конце мероприятия мы провели ненавязчивую дискуссию по вопросу, который сейчас обсуждаем. Просто прошли по школе, побеседовали с учащимися. И вот одна фраза, произнесенная ребенком 2-го класса, до сих пор у меня в голове: «Вы знаете, по оценке я могу судить о своем будущем».
Наша система образования признана лучшей в мире, так зачем нам изобретать велосипед.

А.П. МАТВЕЕВ, доктор педагогических наук:

– Ведя разговор об оценке, мы все время скатывались к разговору о том, чему учить и что оценивать. Но мы обсуждаем, нужна ли оценка как таковая. Неважно в данном случае, к какому содержанию она будет применена.
Я попробовал посмотреть на эту проблему – нужна ли оценка с трех позиций: учащихся, учителей, общества.
Для ученика тело человека всегда было знаковым. Если оно уродливое, неумелое, он его прятал. Если ловкое, красивое – выставлял напоказ. В математике – овладел ли я законом Ньютона или не овладел, мои приятели об этом не знают. А видят меня все. Поэтому я должен двигаться, развиваться, расти, чтобы создать впечатление. Поэтому тот, кто прогрессирует в физкультуре, тот будет стоять за оценку. Тот, кто деградирует – а есть и такие, – за зачет. Так что для учеников – «фифти-фифти».
Нужна ли оценка учителю? И здесь позиция достаточно жесткая: очень нужна. Для того чтобы развиваться, помимо всего прочего, самому творчески работать. Для демонстрации своего профессионального уровня.
А обществу? Будем реалистами. Отмена оценки, введение зачета приведут к значительному удешевлению нашего предмета: не понадобится различного инвентаря и оборудования. Потому государство и пытается ввести зачет...

Были и другие выступления, которые в большинстве своем повторялись, перекликались друг с другом. А в итоге дискуссии было проведено тайное (карточками) голосование. В нем приняли участие 137 человек. 122 – за оценку, 15 – за зачет.

О том ли спорим, господа? И кому на руку этот спор?

Записала Н. ШКОЛЬНИКОВА

 

Рейтинг@Mail.ru