Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №14/2004

КОНКУРС "Я ИДУ НА УРОК"

 

Берите в соавторы детей

Высылаю на ваш суд план-конспект урока по мотивам русских народных сказок. Как рождаются такие уроки? Ученикам забрасывается идея, тема. Некоторые из них ищут свои версии, сценарии, иногда даже пытаются совместить действия сюжета с физическими упражнениями. Все это я затем обобщаю, вношу коррективы и провожу урок. Детям очень нравится, когда какой-то эпизод, упражнение, придуманные ими, входят в окончательный вариант урока. Тогда дети чувствуют себя соавторами. На таких уроках дети эмоциональны, меньше расположены к нарушениям дисциплины. Возможно, их держат в напряжении сюжет, цепочка событий, которая не прерывается от начала и до конца урока. К таким урокам детей нужно готовить психологически, физически.

Согласитесь, что для проведения такого урока необходимо преодолеть страх перед прыжком через гимнастического коня, нужно уметь выполнять кувырок вперед, при этом не из статического положения, а при беге, а это уже совершенно другие действия, необходимо обладать достаточной выносливостью, чтобы не только бегать, но и преодолевать препятствия. И еще! Необходим эмоциональный настрой учителя, если хотите кураж. Нужно все время держать в руках нить урока, следить за сюжетом, проговаривать действия, соблюдать страховку учащихся, быть уверенным в возможностях своих учеников.

Цель данного урока – укрепление здоровья, развитие двигательных качеств, укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, развитие творчества, привлечение учащихся к активным, осознанным занятиям физической культурой.

Образовательные задачи – учить технике метания мяча, закрепить умение преодолевать препятствия в быстро меняющейся обстановке.

Оздоровительные задачи – содействовать формированию правильной осанки, развивать координационные способности, воспитывать выносливость.

Воспитательные задачи – способствовать приобретению инструкторских навыков, содействовать проявлению чувства коллективизма, дисциплинированности, уважительного отношения к партнерам.

В подготовительную часть урока включены строевые упражнения, упражнения на осанку, элементы дыхательной гимнастики Стрельниковой, бег в колонне с различными заданиями, упражнения в парах на месте. Все это требовало от учеников четкости, внимания, согласованности действий. Упражнения в парах требуют уважительного отношения друг к другу, взаимопомощи и в то же время они очень эмоциональны. Использовался поточный и фронтальный методы.

В основную часть урока включены метание малого мяча, бег с препятствиями, метание мяча в цель. При метании мяча ученики первой шеренги метали мяч, а ученики второй шеренги выполняли инструкторские обязанности, и наоборот. Это очень ответственный момент, потому что необходимо тактично указывать товарищу на его ошибки, быстро и своевременно возвращаться на исходное положение, подобрав отскочивший от стены мяч. Здесь вот и сказывается дисциплинированность, сознательное отношение к учебному процессу. А ведь сколько тут соблазнов у ребенка! При беге нужно быть очень внимательным к действиям партнеров и к слову и командам учителя. Малейший сбой в действиях может привести к замешательству следующих за тобой партнеров и, возможно, даже к травмированию товарища. Поэтому учитель должен выбрать наиболее благоприятное место для страховки, не теряя при этом нить сюжета и учеников из поля зрения.

В заключительную часть урока я включил эстафету с мячом и игру на внимание. Это позволило снизить ЧСС до первоначального уровня.

План-конспект урока физической культуры в 5-м классе

Тема: кроссовая подготовка.

Задачи: содействовать развитию выносливости, укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, воспитывать волю к продолжительному бегу; учить технике метания малого мяча.

Инвентарь: конь гимнастический; мячи набивные; секундомер; мячи теннисные для метания; мячи D = 10–12 см; мат гимнастический.

Построение, рапорт, приветствие, сообщение задач, строевые упражнения (2 мин.).

ХОД УРОКА

В некотором царстве, в некотором государстве, за высокими горами, за широкими долами, за глубокими морями жил-был Иван Царевич, и была у него невеста Настенька. Однажды Иван Царевич задумал обойти свои владения и не мешкая вышел со своей свитой в поход.

Повернуть класс по команде «напра-во! и нале-во! в обход по залу шагом марш!»

Идут они лесами, полями, зверя видимо-невидимо. Цапли и фламинго гордо расхаживают по болотам – ходьба на носках, руки в стороны, вверх. Медведи в лесной чаще бродят – ходьба на внешней стороне стопы, руки на поясе. Волки и лисы по полям и лугам бегают – ходьба на пятках, руки за голову. Сороки и вороны новости во все стороны разносят – правую руку вверх, соединить руки за спиной, ходьба на носках, сменить положение рук. (2 мин.)

Поскакал Иван Царевич со своей свитой«бегом марш!». Лошади то рысью бегут, то аллюром скачут, реки перепрыгивают, горы обегают.

Бег по заданию: бег на носках, скрестным шагом, на каждый шаг прыжок вверх, с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, руки вперед – скрестные движения руками, руки перед грудью в замок (1 – руки вперед, ладонями наружу, 2 – и.п.).

И тут внезапно поднялся ветер круговые вращения руками (руки прямые) вперед, назад (8 раз). Это Кащей Бессмертный вихрем налетел и украл Настеньку. Вскоре эта весть долетела до Ивана Царевича. «Шагом марш!» Задумался Иван Царевич (3 мин.).

Упражнения в движении (массаж). Левая рука впереди. Слегка сжатым кулаком правой руки постукивание по левой, начиная от плечевого сустава до кисти и обратно (8 раз вверх и 8 раз вниз). Повторить 8 раз. Затем повернуть левую руку на 90 градусов вокруг оси и проделать те же манипуляции. То же самое проделать правой рукой. Элементы дыхательной гимнастики Стрельниковой (2 мин.): при выполнении данной гимнастики вдох активный, выполняется резко, шумно, при этом крылья носа как бы слипаются, выдох происходит пассивно. Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой способствует профилактике простудных заболеваний, оказывает закаливающий эффект, увеличивает проходимость бронхов.

– руки вперед, скрестные движения руками, сведение рук – вдох, разведение выдох;
– руки вверх, соединить в замок, резкие отведения рук назад – руки назад – вдох, вперед – выдох;
– руки перед грудью; сведение рук – вдох, разведение – выдох;
– руки в замок, ходьба с высоким подниманием бедра, при этом ладонями касаемся коленей; руки вверх, отводим резко назад – вдох, опускаем вниз-назад – выдох.

И тогда начал Иван Царевич готовиться к смертельной схватке с Кащеем Бессмертным. Перестроить учащихся в две шеренги для выполнения упражнений на месте. Наклоны в стороны:

– и.п.: стоя лицом друг к другу, руки в стороны, кисти рук соединить. 1 – наклон влево, 2 – и.п., 3 – наклон вправо, 4 – и.п.;
– наклоны вперед. И.п.: стоя спиной друг к другу на расстоянии 40 см, ноги врозь. 1 – наклониться вперед и коснуться ладонями, 2 – и.п., 3 – прогнуться руки вверх, коснуться ладонями, 4 – и.п.;
– повороты в стороны. И.п.: стоя спиной друг к другу на расстоянии 40 см. 1 – поворот влево, коснуться ладонями, 2 – и.п., 3–4 – то же вправо;
– и.п.: стоя спиной друг к другу, руки вверх, кисти соединить. 1 – шаг левой ногой вперед в выпад, прогнуться, 2 – и.п., 3–4 – то же с правой;
– наклоны вперед с партнером. И.п.: сед ноги врозь спиной друг к другу, руки соединить в локтевом суставе. 1 – наклон вперед, при этом партнер весом своего тела давит сверху, 2 – и.п., 3–4 – то же в другую сторону;
– перешагивание: стоя лицом друг к другу, взяться за руки, образуя круг, перешагнуть сведенные руки с внешней стороны разноименными ногами, поднимая руки, повернуться друг к другу спинами, перешагнуть руки другой ногой, принять исходное положение (повернуться на 360°, не разрывая рук и перешагивая их сначала одной, потом другой ногой);
– прыжки. И.п.: стоя в парах на расстоянии вытянутой руки лицом в одну сторону, в затылок. Первый выполняет 12–14 прыжков, а второй слегка придерживает его руками, надавливая на плечи.

После такой физической подготовки начал Иван Царевич тренироваться в стрельбе из лука.

Учащихся перестроить в две шеренги с соблюдением соответствующего интервала и дистанции. Учащимся выдать мячи для метания. Метание производить в стену с расстояния 10–12 м. Учащиеся первой шеренги выполняют метание мяча, а учащиеся второй шеренги выполняют инструкторские функции и наблюдают, и наоборот. Метание мяча в цель (круги на стене):

– метание мяча из положения натянутого лука. И.п.: левая нога впереди, правая рука с мячом вверху, прогнуться, метание мяча с места 3–4 раза;
– метание мяча из положения натянутого лука: левая нога впереди, правая рука с мячом отведена назад на уровне плеча, туловище развернуто вправо. Метание с места 3–4 раза;
– метание со скрестного шага 5–6 раз. И.п.: левая нога впереди, правая рука с мячом, отведена назад, плечи развернуть вправо (6 мин.).

Опробовал Иван Царевич свое оружие, убедился в своей меткости, сел на коня и помчался на поиски Кащея Бессмертного.

Бег медленный в колонне по одному. Выполнять в таком порядке: на первом круге препятствия преодолевают первые номера, вторые пробегают мимо препятствий; на втором круге преодолевают препятствия вторые номера, а первые пробегают милю (9 мин. 30 сек.).

А тем временем Кащей Бессмертный услышал, что Иван Царевич хочет биться с ним в честном бою, решил устроить на его пути препятствия. Бросил Кащей свой гребень, и вырос лес с кустарником.

Бег змейкой между набивными мячами.

Через некоторое время взял Кащей свое волшебное зеркало и увидел, что Иван Царевич преодолел волшебный лес. Тогда взял Кащей кувшин с водой, вылил на дорогу, и разлилось большое болото.

Бег с кувырком вперед на гимнастическом мате.

Снова взял Кащей волшебное зеркало и увидел, что Иван Царевич вышел с честью из этого испытания. Дунул тогда Кащей во всю свою мощь, и повалились деревья.

Преодолевать гимнастического коня перелезанием, прыжком боком.

Опять взял Кащей свое волшебное зеркало и увидел, что и это препятствие преодолел Иван Царевич. И тогда бросил он кость бизона со своего стола и выросла большая гора.

Преодолевать гору через подземелье, пролезая под гимнастическим конем.

Через какое-то время взглянул Кащей в свое волшебное зеркало и увидел, что Иван Царевич преодолел и гору. Тогда бросил Кащей нож, и разверзлась земля широкой пропастью.

Преодолевать пропасть, прыгая вверх и касаясь подвешенного предмета. Отталкиваться при этом одной ногой.

А в это время опять Кащей посмотрел в свое волшебное зеркало и увидел, что Иван Царевич перепрыгнул через пропасть. Взял Кащей охапку хвороста и бросил ее на пути Ивана Царевича, вырос высокий частокол.

Преодолевать частокол, прыгая через гимнастического коня, лежащего на полу боком, наступая при этом на него.

Опять посмотрел Кащей в волшебное зеркало и увидел, что Иван Царевич преодолел и это препятствие, и тогда собрал он мелкие бараньи кости и бросил их в поле, на пути Ивана выросли большие камни-валуны.

Преодолевать валуны многоскоками.

Долго скакал Иван Царевич и в конце концов выехал на опушку леса. Там стояла избушка на курьих ножках. Иван Царевич остановил коня и говорит: «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом». Повернулась избушка к Ивану Царевичу передом, из нее выходит Баба Яга костяная нога и говорит: «Чую, чую, пахнет русским духом, это ты, Иван Царевич, Кащея погубить хочешь?» Тогда Иван Царевич попросил Бабу Ягу показать ему дорогу к Кащею. Баба Яга рассказала Ивану Царевичу, что смерть Кащея находится на высоком дубе, в кованом сундуке, а в сундуке утка, а в ней яйцо, а в яйце игла, которую нужно сломать. На прощание она дала Ивану Царевичу клубок ниток и велела идти за ним, он и привел его к высокому дубу.

Класс разделить на три команды и провести эстафету с набитыми мячами:

– передача мяча над головой;
– передача мяча между ногами;
– передача мяча змейкой (мяч поочередно передавать то влево, то вправо).
–  «Волна». Направляющий передает мяч, прогибаясь назад, через голову, второй, получив мяч, передает его между ногами и т. д.

Примечание: 1) при передачах мяча должны касаться все учащиеся; 2) последний игрок, получивший мяч, становится в голову своей колонны; 3) эстафета заканчивается тогда, когда в голове колонны будет стоять первоначальный направляющий; 4) за первое место команда получает 1 очко, за второе – 2 очка; за третье место – 3 очка; 5) команда-победительница определяется по наименьшей сумме очков.

Катился, катился клубочек и прикатился к высокому дубу, на котором висел сундук.

Учащихся разделить на четыре группы.

На стене нарисовать ворота или установить переносные. В ворота поставить вратарей. Вратарь, пропустивший в свои ворота 5 голов, меняется с игроком, забившим последний мяч. Играть можно определенное время или до обозначенного количества голов. Вратарь отбивает мячи, используя технику гандбольного вратаря.

Сбил Иван Царевич сундук, тот упал на землю, разбился вдребезги, из него вылетела утка. Иван выстрелил из лука, убил утку, яйцо ударилось о землю и разбилось. Перед Иваном Царевичем вмиг выросли красны девицы и добры молодцы, у кого-то из них и была смерть Кащея – игла.

Учеников построить в одну шеренгу. Выбрать водящего из числа вратарей или лучших бомбардиров. Водящий становится в нескольких шагах от шеренги, спиной к ней. Ученики в шеренге передают за спинами какой-нибудь предмет (малый мяч и т. п.). Через некоторое время водящий поворачивается лицом к шеренге и пытается угадать, у кого в руках находится предмет. Если водящий правильно указал ученика, у которого был предмет, значит, Иван Царевич победил и вызволил свою невесту Настеньку.

Подведение итогов урока.

Н.П. БАУЛА
г. ГУКОВО, Ростовская обл.

 

Рейтинг@Mail.ru