Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №9/2004

РАЗГОВОР С ЧИТАТЕЛЕМ

 

Оценка или зачет?

Быть или не быть? Вот в чем вопрос. Чему быть, что миновать?

Вопрос не шуточный. Долгие годы и десятилетия оценка деятельности учащихся на уроке не вызывала никакого сомнения. Тройки, двойки, пятерки сыпались в школьный журнал. Уж кто что заслужил. Лучшие, думающие учителя, конечно же, учитывали физическое состояние ребят, степень их развития, старательности, упорства. И один получал «тройку» за то же почти, за что другому с полной уверенностью учитель ставил «пять» – он, ученик, это заслужил.

Но наше же время – время перемен. Оно и вбрасывает в учительскую общественность новые идеи. Дети, мол, все разные, как их оценивать по пятибалльной системе? Зачем их психику травмировать? И так далее, и тому подобное. В подтверждение приводятся различного рода осуществленные эксперименты, доводы облекаются в наукообразную форму и часто выглядят столь убедительно, что, кажется, и возразить-то нечего. И многие педагоги активно голосуют за новшество: долой оценку, даешь зачет! Сколько среди них добросовестных, творческих личностей, сколько тех, кто не прочь пойти легким путем в преподавании – Бог весть!

И возникает столкновение точек зрения: оценка или зачет? Весьма яростное подчас столкновение, как мы убедились, присутствуя на диспуте на эту животрепещущую тему в Центре физвоспитания учащихся Московского комитета образования. В ближайших номерах мы расскажем об этом подробно.

А сегодня под рубрикой «Есть о чем поспорить» (стр. 8–14) мы публикуем точку зрения московского учителя физкультуры школы № 1252 В. Межуева. Это очень опытный, творчески подходящий к делу специалист, заслуживший своим трудом всеобщее уважение. В работе он неутомим, индивидуальный подход к ребенку – его кредо.

Но давайте внимательно прислушаемся к его доводам. Каждому ли учителю нашей огромной и такой разнообразной страны по плечу подобный подход, отношение к делу? А ведь если выбор будет сделан – в пользу оценки или зачета – ему обязаны будут следовать все. И что тогда случится с экзаменом по физической культуре? С оценкой в аттестате, появления которой все мы добивались в свое время долгие и долгие годы?

И еще давайте подумаем: пока мы с вами спорим о сущностных вещах, содержащихся в этих разных подходах к оцениванию учащихся, не есть ли введение зачета (дабы будет принята такая точка зрения) – первый шаг, совсем даже поначалу и незаметный, к выводу предмета «физическая культура» за сетку часов учебного расписания? Этот вопрос касается каждого учителя.

Ждем откликов.

Н. ШКОЛЬНИКОВА

 

Рейтинг@Mail.ru