Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №5/2004

ИНТЕРВЬЮ НА ВАЖНУЮ ТЕМУ

 

В одной упряжке к единой цели

Александр Тихонович ПаршиковСегодня у нас в гостях председатель Московского физкультурно-спортивного объединения (МГФСО) Александр Тихонович Паршиков. Беседу с ним ведет наш корреспондент Нина Школьникова.

Корр. Сегодня много и повсеместно говорят (наконец-то!) о необходимости и путях развития физкультуры и спорта среди детей и подростков. И не только говорят, но кое-что уже и делается. Президентский совет по физкультуре и спорту рассматривает эти вопросы. Проведена I летняя Спартакиада учащихся. Сейчас вот идет первый этап Спартакиады зимней.
Вместе с тем мы знаем, что в последнее десятилетие количество детско-юношеских школ по стране неуклонно снижается. От содержания их отказываются предприятия, профсоюзы, нет уже прежних спортивных обществ, у которых также были ДЮСШ. Какие-то школы берет Минобразования под свое крыло, какие-то муниципалитеты, но в целом-то их все меньше и меньше, увы!
Как на этот счет обстоит дело в Москве?

А.П. В Москве в этом отношении мы находимся в лучшем положении. К настоящему времени у нас в столице количество детско-юношеских спортивных учреждений не только не сократилось по сравнению с предыдущими десятилетиями, но имеет ежегодный прирост. Пять спортивных школ находятся в системе образования, в профсоюзах приблизительно 60, в армейских структурах – 10–12 и в «Динамо около того. А наиболее защищенная развивающая сеть ДЮСШ в системе Московского городского спорткомитета. Таких школ у нас до сотни. До 1999 г. они были в системе образования.

Корр. Московское физкультурно-спортивное объединение... Структура, надо сказать, уникальная. И именно в Москве она, думается, особенно необходима. Если здраво рассудить. Ведь столица по размерам своим, по количеству жителей, их разнообразию – это целая страна. В ней организация, направляющая, развивающая детский, подростковый спорт, с двуединой задачей – воспитывать резервы для большого спорта и оздоровлять подрастающее поколение – ой как к месту. А как, собственно, она возникла?

А.П. В прежние годы в каждом субъекте федерации существовала одна из всех ДЮСШ, на которую возлагались функции организационно-методического центра. На базе подобного центра, которому со временем был присвоен статус школы высшего спортивного мастерства, и выросло наше МГФСО. В 1984 году, когда дело наше все разрасталось, тогдашний директор школы Лев Борисович Кофман выступил с предложением преобразовать школу в объединение. Министерство просвещения России и Министерство труда и заработной платы пошли навстречу этому предложению. Так возникло наше объединение. Помимо непосредственной работы с детьми, оно осталось организационно-методическим центром по руководству всеми спортшколами города.
Сегодня внутри объединения мы имеем 12 спортшкол, которые действуют как наши структурные подразделения. Они, делая свое собственное дело, одновременно определяют политику развития детского спорта в городе, особенно в тех детских учреждениях, что входят в сферу Москомспорта. А задача ведь у нас – и у московского спорткомитета, и комитета по образованию одна: развивать, развивать и развивать физическую культуру и спорт среди подрастающего поколения.
За три минувшие года мы открыли 11 новых спортшкол, преимущественно в новых районах города. На деньги Московского правительства в осуществление его программы развития детского спорта, принятой в 2001 году.

Корр. Есть у вас и центры образования, аналогов которым, думается, нет в других регионах страны. Что это в сущности такое – центр образования?

А.П. Это инновационная форма образовательного учреждения, которая как бы интегрирует в себе разные виды образования. Вот, для примера, центр образования «Чертаново». Он включает в себя общеобразовательную школу с первого по одиннадцатый класс, специализированную детско-юношескую школу олимпийского резерва по футболу, детско-юношеский клуб физической подготовки, детский сад.

Корр. Эффективно ли такое объединение? Что оно дает?

А.П. Прежде всего единую политику в учебно-воспитательном процессе. Всегда ведь была проблема переходного периода от детского сада к школе, от уроков в школе к занятиям спортивным. Здесь же, в центре, единый коллектив педагогов и он решает единую задачу – чтобы юный человек правильно развивался, обучался, воспитывался, раскрывал свои таланты.
Вот еще один центр – «Самбо-70». В нем две общеобразовательные школы. Одна чисто спортивной направленности, где учатся спортсмены, и другая – обычная территориальная школа. И плюс к этому прекрасная спортивная школа. Все это с одним руководителем, одним коллективом, с одной идеологией воспитания.
Подобные центры в начале 90-х годов назывались «учебно-спортивные комплексы». В преобразовании их в центры огромную роль сыграла руководитель комитета образования Москвы Любовь Петровна Кезина. Она не только поддержала саму идею создания центров, но очень много помогала становлению их. И, я считаю, что в итоге удалось сделать центры этакими творческими боеспособными учреждениями, в которые многие родители просто жаждут устроить своих детей. Они уверены, что ребенок здесь будет не только здоров и хорошо физически развит, он получит направление в жизни, в нем воспитается характер, самостоятельность.
Таких центров у нас пять. Кроме того, неплохо выглядит, на мой взгляд, и спортивно-юридический колледж, который в свое время мы создали на базе ПТУ. Создали как специальное учреждение профессионального образования повышенного уровня, где мы готовим специалистов по физической культуре.
Интересное решение найдено и в центре образования «Спарта», включающем общеобразовательную школу, ДЮСШ и техникум физической культуры.

Корр. И сколько же детей охватывает вся эта разнообразная система?

А.П. Около 130 тысяч учащихся. Учтите: это только по линии Московского городского спорткомитета.

Корр. За годы нашей новой жизни что-нибудь изменилось в деятельности ДЮСШ? Как сейчас они строят свою работу?

А.П. В 90-х годах мы все ДЮСШ сделали самостоятельными юридическими лицами. И тем самым дали им возможность по многим вопросам самим принимать решения. Спустили с жесткого поводка, образно сказать. И прогресс в подготовке спортивных резервов очевиден. Многие бывшие районные ДЮСШ гороно, став в эти десятилетия городскими учреждениями и получив свободу действий, при хорошем руководстве поднялись на такой уровень, что стали готовить кандидатов в юношеские, юниорские команды города, страны. О чем раньше и подумать было невозможно.
Обратите внимание: у нас было 9 олимпийцев в Атланте, а в Сиднее только тех, кто завоевал золотые медали, – 20. Золотые! 80 процентов олимпийской сборной по синхронному плаванию – воспитанники МГФСО. Оля Брусникина, Маша Киселева... Весь центр олимпийской подготовки по художественной гимнастике – структурное подразделение МГФСО. У нас четыре олимпийских чемпиона по фехтованию, один из них Сережа Шариков – двукратный.
Так что во многих видах мы не только готовим резерв, но и напрямую работаем на большой спорт. Такие возможности дает объединение: совместные усилия, альянс школы высшего спортивного мастерства, училищ олимпийского резерва.

Корр. А для поездки в Грецию на Олимпиаду есть кандидаты?

А.П. Да, речь пока что о кандидатах в сборную. Так вот, вся художественная гимнастика – наши. 7 человек. 6 человек в фехтовании. 3 – в велоспорте. В спортивной гимнастике – Лена Замолотчикова, двукратная олимпийская чемпионка, Бондаренко... Набирается до 40 человек, которые реально претендуют на включение в сборные олимпийские команды. После Олимпиады в Сиднее общественная значимость МГФСО существенно возросла. Но, конечно, надо еще работать и работать...

Корр. Как можно узнать из сообщений СМИ, правительство Москвы уделяет особое внимание развитию детского спорта в столице.

А.П. Да, городом за последние три года принято много важных документов. Один из них – о первоочередных мерах по развитию образовательных учреждений спортивной направленности Москомспорта на 2001–2004 гг. В нем предусмотрено среди прочего расширение школ: реконструкция спортивных зданий, постройка или пристройка новых помещений, где это возможно. Все – за счет городского бюджета. Кроме того, восстановлен педагогический стаж нашим тренерам-преподавателям, обозначены и другие социальные льготы.
В конце прошлого года принята правительством серьезная программа, которая называется «Спорт Москвы» на 2004–2010 гг. В ней намечено укрепление материальной базы, медико-биологическое, учебно-методическое обеспечение, увеличение объема средств на проведение календаря соревнований.
И еще одна новая программа: «Генеральная схема развития объектов физической культуры до 2010 года в Москве». Резервирование участков земли для массового спорта, для спорта высших достижений, детского, для активного отдыха. Программа эта включает и объекты комитета образования столицы.

Корр. Кстати, о календаре соревнований вы упомянули. Каков он у МГФСО?

А.П. Обычно у нас проходит два соревнования по видам спорта. Одно открытое – для всех стран и регионов. Другое только наше, внутреннее. Есть отдельно и международный календарь по легкой атлетике, фехтованию, боксу. И, конечно же, наши воспитанники активно участвуют в различных первенствах, проводимых по территориальному принципу.

Корр. А вот как вы решаете одну из самых болезненных наших проблем – кадровую. Много ли у вас тренеров, как они зарабатывают?

А.П. Да, проблема эта очень серьезная. Свойственная всему социальному блоку нашей жизни. Стартовая цена молодого специалиста чрезвычайно низка. Как мы пытаемся выходить из положения? Первое, на мой взгляд, чрезвычайно важно, чтобы молодой человек видел перспективу в том коллективе, где он работает, видел, что он может чего-то в спортивном отношении достичь, и немалого. Воспитать, скажем, через какое-то время чемпиона страны, Европы, мира, Олимпиады, наконец. Иными словами должна быть мотивация, некая высокая цель.
Второе и, может быть, самое главное: мы ставим тренеру задачу приглядываться к воспитанникам и развивать, поощрять в них задатки будущих педагогов.
Дружим с педагогическими вузами. Я сам преподаю спецкурс по физической культуре и спорту в Ленинском педуниверситете. Человек 30 в год проходит через него пятикурсников. Мы все делаем, чтобы ребята шли к нам. Но улов не велик. Из мальчишек, если кто к нам придет, лучший вариант 1–2 человека, из девочек – 3–4. Но не больше.
Третий наш принцип: каждая спортшкола отдает определенное время на платные услуги. Те, что востребованы населением. Это возможность для тренеров иметь дополнительный заработок.
Вот уже пять лет у нас с комитетом образования действует договор о совместном использовании спортивных объектов. Важный момент здесь – наполнение залов в вечернее время. Наши тренеры могут вести в школах занятия начальных, оздоровительных групп – на это имеем бюджет. Там проводят и отбор будущих «звездочек».
Платные услуги – это не только возможность заработать, решается и социальная задача оздоровления населения, детей в первую очередь.

Корр. А вот вся эта молодежь, что курит, пьет пиво, не дай Бог, наркотики потребляет, она как бы выпадает из всех наших сетей?

А.П. Моя точка зрения здесь такова. Ребенок ведь рождается не в пустыне, в семье. Я твердо убежден, что если родители хотя бы минимально понимают, что их ребенок должен быть здоровым, и они на себе испытали радость движения, то маленький человек обязательно будет заниматься физкультурой и спортом. Меру ответственности родителей я ставлю во главу угла.
Да что говорить – без физической культуры человек не может быть самодостаточным, он не сможет раскрыть свои любые другие возможности. Будет чувствовать себя неполноценно, некомфортно, особенно в молодежной кампании.
Сейчас психология молодежи меняется. И чем шире будем мы разворачивать свои ряды, тем все больше будем ощущать, что бюджет, даже самый щедрый, не может вытянуть все. Бесплатное все меньше ценится. Конечно, плата должна быть доступна для большинства, но она необходима. Занятия, сама возможность их цениться будет больше. Время подталкивает к этому.

Рейтинг@Mail.ru