Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №2/2004

СМОТР-КОНКУРС «МАСТЕР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА»
 

«Вся наша жизнь – игра»

Я работаю преподавателем физвоспитания в Кактамашевском культурном техникуме. Отвечаю за организацию культурно-массовых мероприятий в неурочное время. В программах праздников стараюсь использовать национальные подвижные игры. И на конкурсе представляю башкирский праздник. Для проведения этих праздников я всегда привлекаю студентов, которые мне помогают и получают практические навыки, которые они в дальнейшем используют во время прохождения практики в детских садах и в школах.

Мы руководствуемся необходимостью такой организации учебно-воспитательного процесса, что соответствует гуманизации общественной жизни, повышению национального осознания, самосознания. Это побуждает людей обращаться к вековым народным традициям, в которых нашли отражение многие общечеловеческие ценности, в том числе и традиции физического воспитания. Традиции народа, его обычаи и обряды всегда играли важную роль во внутреннем становлении человека, в формировании его нравственных, трудовых и физических качеств. Вот почему так необходима сегодня объективная оценка истории нашей Родины...

Тема, над которой я работаю уже четвертый год, – это использование башкирских игр в процессе физического воспитания. Я стремлюсь возродить башкирские игры, которые, к сожалению, в наше время забываются. Выбрана цель: определить эффективность использования народных игр для качественной подготовки специалиста физической культуры. В соответствии с этой целью были сформулированы задачи: а) возрождение национального духа в сознании учащихся; б) воспитание любви и уважения к традициям, обычаям народного творчества; в) привлечение внимания общественности к массовом мероприятиям.

Свою поисковую работу я веду с 1999 г. И с самого начала столкнулась с тем, что некоторые дети не знают подвижных игр, таких, как лапта, третий лишний, догонялки. В общем-то сейчас используются игры различных национальностей. Организация проведения существенно отличает их друг от друга. Соревнования проходят по своим правилам и условиям.

Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве. Участие в народных играх дает возможность овладеть такими качествами, как сила, ловкость, выносливость, быстрота, проявить смекалку, выдумку, находчивость и волю к победе. В основу своей работы я взяла советы Покровского, подчеркивающего необходимость специального обучения подвижным играм как особой форме физического воспитания, которое может служить подготовкой к практической жизни.

В применении педагогической концепции лучшее берем у русского, украинского, белорусского, грузинского и других народов. В физическом воспитании молодого поколения у разных народов народные игры, развлечения и разные состязания в той или иной форме использовались всегда.

Поисковая работа позволила мне подвижные игры систематизировать по разным направлениям. Так мною разработана картотека, которая является хорошим дидактическим материалом для проведения праздников по разным направлениям.

Мои ученики в последние годы в целях исследования, восстановления, систематизации и накопления драгоценного фольклорного материала, каким являются народные игры, участвовали в этнографических экспедициях, которые возвращали к жизни забытые игры, состязания и развлечения. Из истории нам известно, что с 4–5-летнего возраста башкирского мальчика воспитывал только отец, который прежде всего учил его ездить верхом, стрелять из лука, бороться, бегать. Верховой езде учили не только мальчиков, но и девочек.

У детей-подростков большой популярностью пользовались такие игры: бег на скорость, жмурки, прятки, игры с малым мячом, скатанным из шерсти, с палками, игра в лапту. Кроме того, мальчики развлекались борьбой и стрельбой из лука.

Посредством игр я также стараюсь развивать все эти качества. Народные игры и состязания особенно широко проводились на свадьбах, на праздниках, посвященных весеннему севу, на различных сборищах, торжествах, которые проводятся ежегодно и где участвуют все желающие. В настоящее время в башкирских селениях сохранились свои обычаи и обряды, национальные физические упражнения, состязания, игры, которые по преимуществу копируют древние физические упражнения, движения во время охоты, трудовой деятельности башкир.

Ежегодно по окончании весеннего сева проводится праздник «Сабантуй». В программе весеннего народного гулянья наиболее распространенными являются следующие игры и состязания: это конные скачки, национальная борьба куляш, перетягивание каната, лазанье по шесту, бой с пешками, бег в мешках, перенос воды, стрельба из лука, поднятие тяжестей.

На конкурсе я провела праздник «Грачиная каша», где использованы башкирские народные подвижные игры. О многих хороших и полезных играх мы подчас знаем только понаслышке. Зачастую имеем о них самые противоречивые представления. Ценность накопленного мною опыта по проведению подвижных игр заключается в том, что я систематизировала игры, соответствующие не только возрастным особенностям, но и определенным жизненным ситуациям.

Опыт проведения подвижных игр позволяет мне утверждать, что это не пустая детская забава, а двигатель национальной культуры и развитие морально-волевых качеств.

И с радостью для себя могу сказать, что мои труды не проходят даром. Во время прохождения педагогической практики студентов я стараюсь разнообразить подвижные игры, чтобы был успех. Могу привести пример: перед началом прохождения педагогической практики в школе задаем студентам один вопрос в опросной анкете: ваши отношения к подвижным играм? Сорок процентов отвечают, что они нужны. Двадцать процентов, что не знают. И сорок – не уверены. А после практики 85 процентов ответили, что нужны, и около 15 процентов – не знают. Считаю, что подвижные игры нужны не только в начальных классах, но и на всех этапах обучения. И мне близки слова: «Вся наша жизнь – игра!»

А.Р. КУЛИМБЕТОВА
г. Стерлитамак
БАШКОРТОСТАН

 

Рейтинг@Mail.ru