Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №21/2003

РОДОСЛОВНАЯ ВИДОВ СПОРТА

 

Аэробика с большой буквы

(начало статьи)

Предлагаем вниманию наших читателей, в большинстве своем вдумчивых и серьезных специалистов по физической культуре и спорту, основательную и подробную работу о таком, казалось бы, привычном, но тем не менее не столь уж тщательно изученном виде занятий – об аэробике.

Авторы работы:

Татьяна ЛИСИЦКАЯ

Татьяна ЛИСИЦКАЯ – мастер спорта по художественной гимнастике, кандидат биологических наук, профессор кафедры теории и методики гимнастики Российской государственной академии физической культуры, с 1987 по 1992 г. – президент Федерации спортивной аэробики СССР и России, старший тренер сборной команды страны, подготовившая первых чемпионов СССР, Европы, мира

Лариса СИДНЕВА

Лариса СИДНЕВА – мастер спорта по спортивной гимнастике, кандидат педагогических наук, президент Федерации аэробики России, заместитель председателя Координационного совета по фитнесу

Данная работа может служить пособием для тренеров-инструкторов, преподавателей физической культуры, студентов вузов физического воспитания.

Когда и как возникла аэробика

Еще в античном мире танцы, а также физические упражнения, в частности выполняемые и под музыку, использовались для развития хорошей осанки, походки, пластичности движения, наконец, силы и выносливости. V и IV вв. до н.э. – период высочайшего внутреннего расцвета Греции, давшей в каждой области интеллектуальной деятельности выдающихся представителей. Это время вошло в историю как «золотой век Перикла». Греческая философия и наука в отличие от других культур Древнего мира испытывала на себе наименьшие религиозные ограничения. В результате взаимодействия греческой культуры с культурными традициями стран Востока образовалась самобытная эллинистическая культура, ставшая впоследствии основой европейской цивилизации. Частью этой культуры была и физическая культура как олимпийское движение, где демонстрировались максимальные возможности человека, и как метод врачевания, что нашло отражение в первых сочинениях древнегреческих врачей, в первую очередь Гиппократа, который по праву считается отцом современной медицины. Причину болезней Гиппократ видел в действии различных факторов внешней среды (природно-климатические условия, физическая нагрузка, питание) на индивидуальную конституцию и личностные особенности человека (темперамент, привычки, образ жизни, профессия). Придавая важное значение опыту и интуиции врача, он подчеркивал необходимость раннего прогнозирования течения болезни. Его девизом было узнать прошедшее, понять настоящее и предвидеть будущее. Гиппократ говорил, что «медицина есть прибавление и отнятие», то есть прибавление недостающего и отнятие излишнего. «Прибавить» по Гиппократу – это прописать движение, пребывание на свежем воздухе, изменить состав и режим питания; «отнять» – отменить ставшие ненужными назначения, применить лекарства или физические воздействия, усиливающие выделения из организма всего лишнего. Греческая мифология также уделяет значительное место врачеванию и физическому развитию. Бог Аполлон (сын Зевса и богини Лето), изображаемый высоким стройным юношей с лирой и луком, был отцом бога врачевания Асклепия, дочь которого, Гигиея, – богиня здоровья. К роду асклепиадов причислял себя и Гиппократ – семнадцатый потомок Эскулапа.

Первая сборная команда страны по спортивной аэробике

Первая сборная команда страны по спортивной аэробике

Истоки возникновения ритмико-пластических направлений в физической культуре

Прошли столетия, прежде чем люди вновь обратились к физической культуре. С развитием цивилизации, научно-технического прогресса появляется угроза гиподинамии. На рубеже XIX–XX вв. формируются и становятся популярными различные гимнастические системы: немецкая, шведская, снарядная гимнастика Шписа, дыхательная гимнастика Мюллера, атлетическая Сандова, сокольская гимнастика и др.

В середине XIX в. в Чехии возникла так называемая сокольская гимнастика, важную роль в разработке которой сыграл профессор эстетики Пражского университета М. Тырш. Для сокольской гимнастики характерна статичность, прямолинейность, резкость движений, условность поз и положений. Но благодаря именно сокольской гимнастике впервые возникли массовые соревнования – «всесокольские слеты». Сокольская гимнастика была самой популярной в начале XX в. и вновь, в несколько синтезированном, модернизированном виде, возродилась в 30-х годах и просуществовала в качестве ведущей системы длительное время (до середины 80-х годов), наиболее полно соответствуя ментальности советского периода, представляя определенную форму утренней, гигиенической, производственной и школьной гимнастики.

В гимнастических системах женщинам не уделялось особого внимания. Они выполняли те же упражнения, что и мужчины, без учета их физиологических особенностей. И лишь в 20–30 годах XX в. Женевьевой Стеббинс и ее последовательницей Бесс Менсендик (под влиянием шведской функциональной гимнастики и системы Ж. Демени) были разработаны методы, позволяющие выработать хорошую осанку, красивую походку, выразительные движения у женщин. Система американского врача-гинеколога Бесс Менсендик была популярна в Европе в 30-е годы прошлого века и имела много последователей. В частности, большим успехом в СССР пользовалась книга ее ученицы из Чехословакии Голены Воячковой «Движения – залог здоровья и красоты женщины» (1962). Французский физиолог Ж. Демени считал, что физические упражнения должны быть динамичными, а не статичными, совершаться с большой амплитудой. Популяризация этого направления, построенного на движениях свободной пластики, значительно расширила средства гимнастики.

Большое влияние на развитие гимнастики оказала и система Франсуа Дельсарта, который пытался установить определенную взаимосвязь между эмоциональными переживаниями человека и его жестами, мимикой. Работы Дельсарта и его последователей легли в основу теории выразительного движения и оказали влияние на развитие балета, пантомимы, послужив фундаментом для создания одного из направлений в гимнастике – ритмико-пластического. В частности, теория выразительного движения легла в основу гимнастики Л.Н. Алексеевой. Она сама окончила «Московские классы пластики», одну из студий, в большом количестве возникших в России в начале XX в. В ее системе «гармонической гимнастики» большое внимание уделялось этюдной работе, импровизации, спортивно-танцевальным постановкам под классическую музыку, а также пантомиме и танцу. Среди явлений, вызвавших большой интерес не только к балету, пантомиме, но и к гимнастике, культуре движений, выразительной пластике, нельзя не упомянуть деятельность Айседоры Дункан. Особенность искусства этой замечательной танцовщицы заключалась в возрождении античного танца, построенного по законам свободной пластики, введении пантомимического элемента в танец, движений и принципов джазового танца. Ее совершенно новые для того времени принципы пластической выразительности стали сенсацией в Америке и Европе. Айседора Дункан оказала значительное влияние на формирование ритмико-пластического направления, из которого затем и сформировались современная художественная гимнастика со спортивной направленностью и аэробика – как массовая форма физической культуры.

Повышенный интерес к гимнастике был вызван также возникновением школы ритмической гимнастики, основанной Жаком Далькрозом в 1910 г. в небольшом местечке Хеллерау близ Дрездена. Именно им был впервые введен термин «ритмическая гимнастика». Система ритмической гимнастики изначально предназначалась для развития у музыкантов слуха и чувства ритма. Однако попутно оказалось, что она пригодна и как средство физического воспитания. Органическое сочетание музыки и движений – основа метода Далькроза.

Говоря о создании и разработке системы ритмической гимнастики, следует упомянуть еще одно имя. Это Карл Орф. Его система детской гимнастики направлена на одновременное развитие физических качеств и, с помощью игрового метода, творческих способностей. В системе Орфа прослеживается тенденция к интеллектуализации гимнастики. (К гармоничной интеллектуальной гимнастике можно отнести и школу Л.Н. Алексеевой и ее последователей.)

Продолжение читайте в газете "Спрот в школе" N21/2003г.

Рейтинг@Mail.ru