Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №19/2003

 

Мир встал на ролики

Традиционно популярным видом активного отдыха из года в год остается катание на роликовых коньках. Это и не удивительно, поскольку такое развлечение не требует дорогостоящего снаряжения, но доставляет массу впечатлений.

Где и когда придумали ролики? Сейчас уже трудно достоверно ответить на этот вопрос. Известно только, что в средневековом Китае, который был законодателем в области изобретений, что-то подобное роликам существовало. А из японских источников дошли сведения о супершпионах нинзя, которые с помощью хитросплетенных бамбуковых ролях незаметно и молниеносно носились по каменным полам замков своих врагов.

Первым признанным изобретателем роликовых коньков стал бельгиец Джозеф Мерлин. В 1760 г., в самый расцвет эпохи классицизма, он мастерит ролики, используя при этом простой ботинок с приделанными к нему металлическими колесами. На представлении своего чудо-изобретения в Лондоне, катаясь по скользкому полу и при этом играя на дорогой скрипке, бедный Мерлин врезался в большое зеркало и получил серьезные травмы. Более удачную презентацию роликов устраивает француз Луи Легрант. В 1849 г. он использует ролики в своей пьесе, имитируя катание на ледовых коньках.

В ХIX в. появляется множество новых модификаций роликовых коньков – но все они имеют один и тот же недостаток – плохая управляемость.

И вот в 1863 г. житель Нью-Йорка Джейм Плимтон решает эту проблему положительно. Он использует резиновую прокладку, чтобы зафиксировать ось. Эта прокладка, установленная сзади, сжимается, когда роллер переносит на нее свой вес. Технология этого изобретения известна сегодня всем – именно дизайн Плимтона стал основой для создания современных коньков. Плимтон получает патент и открывает множество катков в Америке и Европе. Катание на роликах в ту пору – развлечение исключительно для избранных и богатых.

Но вскоре его патенты устаревают – мир наполняется более дешевыми и доступными аналогами, катание на роликах становится массовым и широко распространенным.

К концу ХIХ в. увлечение роликами переходит в фазу профессионального спорта. В 1901 г. в Лондоне организовывается первая хоккейная команда на роликах. Ролики приобретают широкую популярность в Европе, особенно в Германии. В 1936 г. в Штутгарте проводится первый чемпионат мира по роллер-хоккею. Ролики наполняют улицы гитлеровской вотчины.

«...По асфальту, ловко объезжая воронки, дети гоняли на роликах. Катались они сосредоточенно и молчаливо, и Штирлиц заметил, что лица детей были мокрыми от пота: это был пот голода» (Ю. Семенов).

А годом позже, в итальянском городе Монце прошел первый чемпионат мира по скоростному катанию. Полюбили ролики и феминистки – для этого вида спорта они даже шили себе специальные вызывающие костюмы – короткие и обтягивающие.

В те же годы предпринимались попытки развить фигурное катание на роликах, в США в 1947 г. даже состоялись первые соревнования подобного рода.

С начала ХIХ в. для роллеров стали строиться огромные крытые катки. В 80-е, в эру «диско», только в США работали 6 тысяч ангаров с громкой музыкой, легким баром и душевыми кабинами. Все это приносило неплохие деньги.

Вскоре роллеры выходят из клубов и ангаров. «Уличные летчики» становятся головной болью полисменов и дворников, предметом горячих дискуссий в городских управах. Уличный стиль становится воплощением пацифистских и экологических ценностей нового поколения, их стремлением к свободе и независимости.

«Занятие роллер-скейтингом может быть, как и в любом другом виде спорта, тщательной тренировкой и абсолютно свободным отдыхом, – говорит председатель Российской федерации роллер-спорта Наталья Бондаренко. – Сегодня в мире на роликах ездят порядка 120 млн. человек. В Штатах, например, «гоняют» около 8 млн. человек. Но гораздо больше по всему миру катаются на роликах не спортсмены: рекламные агенты и почтальоны, чиновники и полицейские, преподаватели и школьники».

Понятно, что запросы этих лю-
дей – и занятых, и отдыхающих, и тренирующихся стали удовлетворять фирмы, производящие самые разнообразные коньки и амуницию. Это хороший бизнес. Существуют ролики с колесами от 3 до 5. Колеса с фонариками, со счетчиком пройденного расстояния, с бензомоторчиками. Разрабатываются коньки, меняющие геометрию колес и ботинка, с выводом различной информации на экран, вмонтированный в шлем. Экран также может иметь вывод с прибора ночного видения и с камеры заднего обзора. Разрабатываются коньки со встроенным нагревателем и кондиционером, с портами для подключения к компьютеру. Появились и новые, революционные разработки на основе роликов – обувь с выдвижными колесиками, суперидея, скопировавшая механизм шасси самолета.

Желание кататься на роликах можно отметить у 80–95% детей от четырех лет и вплоть до студенческого возраста. Повсюду в развитых странах на роликах с удовольствием катаются взрослые и даже пожилые люди. Мир становится на ролики – это занятие недорогое, экологически чистое и весьма оздоравливающее.

Т. БЕЛОНОЖКИНА

Рейтинг@Mail.ru