Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №13/2003

ВЕСТИ ИЗ ПИТЕРА

 

Где есть желание, находят выход

Случается так, что, направив свой взор в обозримую даль, люди силятся рассмотреть что-то невиданное и оттого кажущееся более притягательным, чем родное, лежащее на отечественной поверхности. Недаром сочинили пословицы: «хорошо там, где нас нет», или «за морем и телушка – полушка, да рубль перевоз».

В последние годы вместе с перестройкой стали «привозить» в страну спортивные игры не то, чтобы отрицаемые нами по содержанию, а очень дорогостоящие «в употреблении». Я не против кёрлинга, но, чтобы в него играть, надо иметь специальные площадки, особой заливки лед, «камни», щетки и даже обувь со спецподошвой надо закупать за границей. Немногим дешевле обходятся и другие заморские развлечения, которые по карману разве что только новым русским.

Правда, иногда происходят приятные исключения из правил. Возникают они часто совершенно случайно. Как, например, было у преподавателя физкультуры петербургской гимназии № 105 Игоря Александровича Тишкова.

– Несколько лет назад, дожидаясь автобуса на остановке рядом с общежитием для студентов-иностранцев, я увидел, как они бегают, не просто бросая друг другу какой-то диск, похожий на «летающую тарелку», но и успевают при этом производить понятные только им перемещения по площадке. Я, конечно, сразу подумал о том, что такая захватывающая игра была бы кстати для того, чтобы разнообразить уроки физкультуры.

Вскоре в спортивном магазине купил такой диск и, опробовав его на собственных детях, принес в школу. Я даже не думал, что есть какая-то спортивная игра с этой «летающей тарелкой». Стал придумывать всевозможные упражнения, развивающие ловкость, скоростные качества детей. К тому же им было просто интересно носиться по стадиону или в спортивном зале, догоняя или перехватывая в полете диск.

Однажды, возвратившись из очередной заграничной поездки по обмену, ребята прибежали в спортзал и радостно сообщили, что привезли мне подарок – правила игры в «фризби». Правда, этот подарок они сделали больше себе, чем мне. С того дня игра с «летающей тарелкой» стала для нас видом спорта.

Зародилась она в 1947 г. в Америке. В одном из колледжей, где готовили поваров, ученики на перемене стали бросать друг другу крышки от кастрюль. Им это занятие нравилось, а увидевший забаву преподаватель пошел дальше, попросив своего друга конструктора сделать «летающую тарелку». Через некоторое время появился пластиковый диск, напоминавший НЛО, о появлении которых уже много говорили. Игре дали название по имени фирмы изготовителя «Фризби» и «олтимат», что в переводе означает «законченность, завершенность». Сначала придумали игры для одного человека, затем для двух и четырех. В одном из колумбийских университетов разработали правила командной игры «фризби-олтимат»...

Отступление от темы

Прерывая рассказ об игре в самом начале, хочу представить учителя физкультуры Игоря Александровича Тишкова. Как о нем отзывается директор гимназии – «таких сегодня мало, нам просто повезло».

Родился он во Владимире в спортивной семье. Мама была мастером спорта по велогонкам, отец и брат играли в футбол, сестра закончила хореографическое училище, а двоюродный брат стал чемпионом Европы по дзюдо. Сам Игорь Александрович начинал свою спортивную карьеру в знаменитой на весь мир владимирской школе спортивной гимнастики. Кстати, тренировался он вместе с будущим олимпийским чемпионом Николаем Андриановым. В самом начале Игорь у Николая выигрывал, но потом ему посоветовали заняться каким-нибудь другим видом спорта, так как посчитали, что длинные руки и ноги Игоря не позволят добиться высоких результатов.

Применение «длинным рукам и ногам» Игорь нашел очень скоро, придя в легкоатлетическую школу к заслуженному тренеру СССР Александру Васильевичу Кучерову. Через год Тишков стал чемпионом Владимирской области в спринте. Результаты росли быстро: он попал в призеры на первенстве России.

После окончания восьмого класса Игорь пошел в ПТУ. В 9-й класс с двойкой по поведению не принимали, хотя в свидетельстве не было ни одной тройки по предметам. «2» ему поставили за неугомонность и неумение спокойно отсидеть все шесть уроков, чем, естественно, мешал учителям работать.

«Будешь слесарем, – сказал отец и отправил сына в только что открывшееся ПТУ при станкостроительном заводе.

Выиграв ЦС ДСО «Трудовые резервы», показав при этом высокий результат в спринте, Игорь Тишков попал в сборную команду общества и заслужил право выступить на первенстве страны в Москве. Там в 16 лет Игорь выполнил норматив мастера спорта, был замечен и приглашен тренироваться в Ленинград к заслуженному тренеру СССР Эдмунду Исидоровичу Рохлину.

С 1972 г. Игорь Тишков учился в ленинградском техникуме физкультуры и продолжал тренироваться. По окончании техникума поступил в Тартуский университет на факультет спортивной медицины, но спустя год, разочаровавшись в выбранной профессии и поняв, что это не его место, ушел из вуза.

Отслужив положенный срок в армии, Игорь Александрович приехал в Ленинград, где у него оставалась любимая девушка. Но без прописки не брали на работу и не прописывали, если работы не было. Выход из замкнутого круга помогло найти объявление, которое попалось на глаза Тишкову: «Требуется учитель физкультуры – вожатый в пионерский лагерь "Зеркальный"». Диплом учителя у него уже был, а опыт пионерской работы Игорь получил в Белоруссии во время... службы в армии: их полк шефствовал над пионерским лагерем «Зубренок», где в последние месяцы службы ему пришлось срочно заменить физрука.

Через год работы в «Зеркальном» после свадьбы Тишков перебрался в город в район новостроек Шувалово-Озерки. За пять лет работы в общеобразовательной школе две его воспитанницы стали мастерами спорта по легкой атлетике, чемпионками спартакиады школьников СССР. Получив опыт тренерской работы и закончив Педагогический институт имени Герцена, он перешел в специализированную спортивную школу Выборгского района, в стенах которой промелькнули еще пять лет.

Игорь Александрович не собирался менять место работы, но случилось так, что не смог отказать соседке по дому – бывшему директору гимназии № 105 Тамаре Николаевне Сусловой, когда та попросила поработать оставшиеся пару месяцев до летних каникул вместо ушедшего из жизни преподавателя физкультуры.

Он пришел в школу на два месяца, а работает уже 15 лет. С детьми учитель физкультуры сразу нашел общий язык, но подкупило его то, что после каждого урока они говорили ему «спасибо». Сердце дрогнуло, он ответил согласием на предложение остаться преподавать в 105-й школе.

Игорь Александрович Тишков удостоен званий «Отличник физической культуры и спорта», «Учитель-методист». Два года назад на городском конкурсе по внеклассной работе он занял второе место. В 1990 г. Игорь Александрович стал победителем городского конкурса и представлял город на Неве на Всесоюзном конкурсе в Москве. В этом году учитель физкультуры гимназии № 105 сначала выиграл районный конкурс, затем снова победил на городском конкурсе, его назвали лучшим на зональном отборе в Вологде. За данные ему 30 мин. на представление игры фризби он сумел научить ее правилам данных ему в ассистенты вологодских школьников, которые теперь играют в своей школе подаренной Тишковым «летающей тарелкой»...

Питерский учитель физкультуры Игорь Александрович Тишков представлял свой город в финале Всероссийского конкурса в Нижнем Новгороде новой игрой фризби.

Наши люди на мировой арене

– Десятый год мы играем в фризби, – продолжает рассказ об игре и своих воспитанниках Игорь Александрович Тишков. – Мой первый ученик Егор Федоров так увлекся игрой, что создал спортивный клуб, перевел с английского правила игры, проводит соревнования, приобщает к этой захватывающей игре детей, тренирует команду и вывозит ее на международные турниры. Три года назад в гимназии была создана команда, которая уже имеет опыт международных турниров.

В юниорском чемпионате мира, недавно прошедшем в Риге, для участия в котором допускаются спортсмены в возрасте до 18 лет, в составе сборной команды страны выступали две девочки и три мальчика из гимназии. Создана эта команда была после отборочных турниров в Нижнем Новгороде, Великом Новгороде, Москве. Девочки заняли 4-е место в соперничестве с 12 командами, а мальчики заняли 6-е место – в середине турнирной таблицы. А в международном турнире в Новгороде девочки стали бронзовыми призерами.

В мировой лиге «фризбий-олтимат» (в названии потеряли «й») участвуют 75 стран, которые выставляют команды на турниры, первенства Европы и мира. В Санкт-Петербурге образованы пока только три команды по фризби, но энтузиасты, такие, как Егор Федоров, надеются, что скоро их станет больше: они проводят турниры, показательные занятия для школьников. Я выступал на семинаре, на котором присутствовало более 60 преподавателей из городских ПТУ. Ребята засняли на пленку игры чемпионата мира, и мы ее показываем. Кстати, самая долгая игра в Риге, как мне рассказали ребята, шла почти четыре часа.

Фризби – игра эмоциональная. Если преподаватель хочет, чтобы детям было интересно, он возьмет ее на вооружение. «Тарелка» стоит всего 55 рублей, играть можно на любой ровной площадке и в спортивном зале, во время уроков физкультуры, на отдыхе, в походе, с друзьями и родителями.

В Прибалтике фризби называют баскетболом для маленьких. Здесь те же движения: передал, побежал, обманные движения как в баскетболе, только нет кольца. Начинается игра капитанами команд, которые разыгрывают право первыми начать игру, подбрасывая диск вверх, как монету: «орел» или «решка».

Существует всего 9 видов фризби. У нас прижились два индивидуальных и альтернативная игра фризби-олтимат. В помещении играют команды по пять человек, а летом на площадке – по семь. Как-то на «продленке» дети возились в спортзале с «летающей тарелкой», потом натянули веревку и стали перебрасывать диск через нее. Это здорово, что они сами придумывают себе игры, ведь порой вижу, как оставшиеся от урока 5–10 мин., которые я даю ребятам для самостоятельных занятий, они не знают куда себя деть, выбрать ли мяч, или скакалку.

Отступление от темы

Игорь Александрович Тишков кроме основной работы в гимназии тренирует детей в ДЮСШ. Два его сына тоже прошли через легкую атлетику. Сначала их тренировал отец, который занимается с юными легкоатлетами на первой ступени, а потом передал другому тренеру, с которым он работает в паре, – Андрею Георгиевичу Климову. Старший сын Сергей, выполнив первый разряд, решил, что получить хорошее образование в наше время гораздо престижнее, чем быть спортсменом. Сейчас он учится на четвертом курсе Российско-американской школы менеджмента.

Младший Тишков в свои 15 лет кандидат в мастера спорта и чемпион страны в беге с барьерами. Тренируется Андрей у названного лучшим молодым тренером года в Санкт-Петербурге и в стране Андрея Георгиевича Климова. Его воспитанники к 16 годам выступают на уровне мастеров спорта международного класса, такие, как Самойлова, которая в отборе на первенство мира в беге с барьерами среди взрослых заняла 6-е место.

Десант на Аляску

– Наша гимназия связана дружескими узами с Анкориджем, что на Аляске, – рассказывает директор петербургской гимназии № 105 Тамара Федоровна Тулузакова. – Уже десять лет идет обмен делегациями. Вот где наши дети играют не только во фризби, но и катаются на лыжах, собачьих упряжках, ходят в плавательный бассейн, занимаются в спортивном комплексе, который прекрасно оборудован. Там чудесный воздух, серебристый снег и спокойная неспешная жизнь. Их очень хорошо принимают в американских семьях. Но все равно, вернувшись домой, ребята говорят, что лучше нашей школы нет нигде.

Раньше в Комитете по образованию был международный отдел, который занимался работой по заключению договоров для поездки наших школьников за границу на обменной основе. С американской стороной тоже было такое соглашение. Они оплачивали поездку наших детей и даже давали им небольшую стипендию. За 19 час. перелета через огромное мировое пространство можно было изучить географию и увидеть много интересного. Теперь билет до Аляски должны покупать родители.

Мы познакомились с американскими преподавателями русского языка, которые самозабвенно любят и пропагандируют русский язык. Одна из учителей с Аляски – Валерия в детстве была в Артеке, с тех самых пор ее никто не может переубедить в том, что в нашей стране есть единственное на земле место, где радостно и счастливо живут дети.

Недавно целую неделю по приглашению Британского совета (со штаб-квартирой на Фонтанке) мы общались с приехавшими из Великобритании директорами школ. Разрабатывали проект программы о сотрудничестве, близкой к американской. Директор одной из английских школ и руководитель проекта три дня знакомилась с планами работы нашей гимназии, с учителями и детьми. По всей вероятности, ей у нас понравилось. Мы составили с ней меморандум, который она увезла в свой город Гал. Правда, уже звонила и просила доработать кое-какие пункты совместной программы.

Конечно, Англия – это не Аляска, всего три часа лёта. А за своих ребят мы спокойны, они все у нас замечательные. Уже третье поколение семей со дня открытия с 1967 г. обучается в 105-й гимназии. У нас школа маленькая, всего 600 детей, поэтому мы хорошо знаем и школьников, и их родителей. Без помощи последних сейчас просто невозможно существовать. Мы создали попечительский совет и все проблемы решаем сообща. А они у всех одни – чтобы отправить Игоря Александровича Тишкова на конкурс в Вологду, пришлось даже прибегнуть к помощи депутата Законодательного собрания. Хорошо, что теперь его оценили. Поняли, что человек действительно талантлив, работает не покладая рук, методику новую разработал, игру придумал...

«Там, где есть желание, там человек всегда найдет выход достигнуть это желание», – гласит английская пословица. У Игоря Александровича Тишкова это желание есть, ему нравится работать, сейчас он в самом творческом возрасте.

Записала Галина СЕНЬКОВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

 

Рейтинг@Mail.ru