Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №10/2003

ЛАБОРАТОРИЯ ПЕДАГОГА
 

Главное на занятиях – элемент новизны

Как-то раз, разговаривая с одним из ведущих тренеров по баскетболу Архангельской области Р.Э. Номановым, я спросил: «Руслан Эдуардович, какие комплексы или специальные программы вы даете детям для развития силы и ловкости?» Он мне ответил: «Специальных программ нет, просто, если я вижу или чувствую, что какое-то из этих физических качеств отстает, я его подтягиваю в ходе тренировочного процесса путем различных упражнений».
Все вроде бы просто, но это опытный тренер. Что же имеем мы в школе да и в ДЮСШ?

Исходные данные таковы. Группы начальной подготовки (3–5-е классы) еще недостаточно координированы и ловки. Старшие юноши (10–11-е классы) уже хорошо обучены тактически и технически, но хотелось бы лучшей силовой подготовки.

И еще один аспект проблемы – это компьютеризация мозгов, не в плане передовых технологий и уровня обучаемости, а в плане создания компьютерных клубов, где многие школьники просиживают все свое свободное время и родительские деньги. Это интересно, но вряд ли полезно.

Мы перенесли компьютерные игры в свой спортивный зал и, используя гимнастические, с элементами новизны упражнения, надеялись на то, что каждый пятиклассник проявит всю свою ловкость, чтобы оказаться лучше старшего товарища, а любой одиннадцатиклассник постарается не ударить в грязь лицом при выполнении упражнений для развития силы перед младшими ребятами.

В итоге мы имеем и компьютерную игру, и огромную пользу для развития физических качеств и сохранения здоровья учащихся.

А теперь о развитии чисто спортивных главных физических качеств баскетболиста – силы и ловкости.

Представим себе баскетбольный матч и понаблюдаем за играющими. Быстро меняющиеся и неожиданно возникающие разнообразные ситуации требуют умения творчески воспринимать их, оценивать и оперативно принимать решения: отдать пас, пойти в обыгрыш, произвести бросок, перехватить мяч, проявить силу в борьбе под кольцами. Для этого приходится извлекать из имеющегося запаса движений именно те, которые необходимы в данный момент. Ловкий человек хорошо чувствует пространство, время, способен быстро и целесообразно перестраивать свои движения.

Наблюдая за игрой учащихся и своей, и других школ, я все больше убеждался, что развития именно таких физических качеств, как сила и ловкость, не хватает нашим детям.

Почему-то так получается, что большая часть детей, занимающихся баскетболом на школьном уровне, либо совсем худые, либо не координированные, или, как говорят, «корявые». Если мальчик большой и крупный, ловкий, то зачастую он либо занимается другим видом спорта, либо ему нельзя посещать секцию по состоянию здоровья.

В книге «Мы играем в баскетбол», рассчитанной на детей младшего и среднего школьного возраста, известный литовский знаток баскетбола С.С. Стонкус пишет: «Если ты хочешь играть в баскетбол, ты должен учиться не только приемам техники. Хороший баскетболист должен быть сильным, выносливым, быстрым, ловким. Баскетбол поможет тебе в этом. Но и ты должен стремиться к тому, чтобы вырасти настоящим атлетом. Тебе приходится видеть, как быстро бегают по площадке хорошие баскетболисты, постоянно меняя направление и скорость, как высоко они прыгают, стараясь завладеть мячом или бросая его в корзину. Во время игры они пробегают около 7 км, совершают несколько десятков прыжков. Для этого надо быть хорошо подготовленным физически, настоящим атлетом. Ведь мяч летит со скоростью около 18,3 м в секунду! Какими сильными должны быть руки! Поэтому перед тем как взять в руки мяч, ежедневно развивай основные необходимые баскетболисту физические качества: быстроту, силу, выносливость, ловкость».

Теперь обратимся к силе. Силу человека можно определить как его способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. В программе по физической культуре для школ начиная с 1-х классов, предусматривается силовая подготовка детей.
В старшем школьном возрасте имеются благоприятные условия для развития силовых качеств юношей и девушек.

Мышцы у них эластичны, имеют хорошую нервную регуляцию, их сократительная способность и способность к расслаблению велики. Наблюдается быстрый прирост мышечной массы. Опорно-двигательный аппарат способен выдерживать значительные статические и динамические нагрузки. В 16 лет юноши могут поднимать и переносить грузы, равные весу собственного тела. Благодаря всему этому на занятиях с ними допустимы в значительном объеме упражнения с отягощениями, с сопротивлением партнера, с преодолением собственного веса. Сила является основой для проявления других качеств. От уровня ее развития зависит проявление быстроты, выносливости, ловкости. Она необходима для выполнения всех игровых приемов во всех видах спортивных игр.

Ловкость – второе важное физическое качество – способность к быстрому осуществлению сложных координационных двигательных актов в условиях изменяющейся обстановки. Степень развития ловкости определяют по точности, экономности и рациональности движений. Ловкость имеет первостепенное значение во всех игровых приемах, где предъявляются высокие требования к координации движений. О ее развитии можно судить по тому, как быстро учащийся может овладеть сложным игровым приемом, по степени точности выполнения его в изменяющейся игровой обстановке. Основной задачей развития ловкости должно быть овладение новыми многогранными двигательными навыками. Ловкость является комплексным физическим качеством. Ловкий человек хорошо чувствует пространство, время, способен быстро и целесообразно перестраивать свои движения.
Очевидно, это имел в виду великий русский ученый-физиолог И.М. Сеченов, когда писал в 1873 г.: «При всяком заучивании нужно:

1) чтобы рука предварительно обладала известной степенью поворотливости, чтобы она умела повернуться в любую сторону, сгибаться и разгибаться во всех сочленениях и пр.;
2) чтобы она слушалась во всех этих движениях глаза;
3) чтобы человек умел подражать показываемой ему форме движения;
4) чтобы он умел отличать хороший результат правильного движения от дурного результата неправильного».

Ловкость наиболее эффективно поддается воспитанию в младшем и среднем школьном возрасте – в периоды, когда наблюдается интенсивное развитие двигательного, зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов.
При развитии ловкости необходимо руководствоваться следующими методическими рекомендациями:

1) разнообразить занятия, систематически вводить в них новые физические упражнения, различные формы их сочетания;
2) варьировать, применяя усилия и условия, сопутствующие занятиям;
3) достигать рационального расслабления мышц с помощью самых разных упражнений на ловкость, выполняемых без напряжения, свободно, расслабленно;
4) воспитание чувства пространства и времени достигается с помощью упражнений на точность движений.

Для развития ловкости у детей используются всевозможные физические упражнения. Особое значение для развития ловкости имеют акробатические и гимнастические упражнения, требующие решения координационных и пространственных задач, развивающие навык всевозможных приземлений. Практически любые гимнастические упражнения способствуют развитию координационных способностей; сюда можно отнести и общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, и упражнения на гимнастических снарядах, и акробатические упражнения, игры и эстафеты с использованием гимнастических упражнений и инвентаря. Однако целесообразно применять в целях тренировки координационных способностей не просто любые гимнастические упражнения, а главным образом те из них, которые содержат элемент новизны.

Как бывший гимнаст, я считаю, что гимнастические и акробатические упражнения являются просто необходимыми для представителей игровых видов спорта, особенно на начальном периоде подготовки.

К.В. ДОМОЖИЛКИН
г. Северодвинск,
Архангельская область

 

Рейтинг@Mail.ru