Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №3/2003

АГЕНСТВО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СМИ «МОСКОВСКИЙ СПОРТ»

 

Разговор у прилавка

Помню, было время: зайдешь в спортивный магазин на Сретенке в Москве, глаза разбегаются. От одних только методических книг по различным видам спорта голова кругом, а еще – рассказы о спортсменах, справочники, красочные альбомы... Периодики, конечно, по сравнению с нынешним по названиям поменьше, но тиражи-то какие! И почти каждый крупный книжный магазин считал необходимым для себя иметь спортивный отдел. И так по всем городам и весям.
Потом, словно по мановению палочки злого волшебника, все сгинуло куда-то и, казалось, право, что вряд ли при жизни твоей все постепенно будет возвращаться на круги своя, пусть с натугой пока, пусть на новом витке – по-другому, но возвращаться.
Как тут не верить чудесам! Да когда они еще столь осязаемы – вот стоит только руку протянуть.
Я стою посреди магазина спортивной прессы, что на Новорязанской улице в Москве, буквально рядом с Казанским вокзалом. И передо мной и вокруг меня все забито книгами, журналами, газетами, видео-продукцией. Спортивными! Чего тут только нет, каких только названий, некоторые, периодические особенно, издания и видишь-то в первый раз. Сколько всего, оказывается, издается, и нигде, пожалуй, не представлено так широко, как в этом небольшом магазине на Новорязанской.
А сотворил все это чудо Алексей Валентинович Никулин, человек незаурядный, увлекающийся. Всегда ведь интересно знать, почему, скажем, кто-то занялся тем или иным делом, особенно если оно идет успешно. Что толкнуло его на эту стезю, как все начиналось и складывалось? И потому первый вопрос моему собеседнику о том, как он пришел к своему нынешнему занятию, кем был раньше, каковы его первые шаги на новом поприще.

В 1998 году, работая в структуре распространения газеты «Аргументы и факты», я познакомился с руководителем Московского международного марафона мира Борисом Гавриловичем Фадеевым. Да вы же его прекрасно знаете. Организатор от Бога. Обсудили вопросы сотрудничества. А в 1999 году, поднабравшись опыта коммерческого распространения, я принял приглашение Бориса Гавриловича поработать на благо массовых спортивных мероприятий с целью их популяризации. ММММ собирает до десяти тысяч участников, и мы были заинтересованы, чтобы о нем рассказывали возможно больше и возможно более подробно наибольшее число изданий. В свою очередь во время соревнований мы пропагандировали эти издания, представляли их. Возникла этакая совместная деятельность.

Впоследствии задумались, а почему Москомспорт, обслуживающий такую огромную массу населения, не имеет свой печатный орган, поговорили с тогдашним председателем Львом Борисовичем Кофманом. И через некоторое время появилась газета «Московский спорт». А потом журнал «Спортивный марафон веселых медвежат» – для детей. Затевали еще газету «Внимание, на старт!», журнал «Феномены планеты». Сожалею, что это не удалось, не успелось. А другие наши издания по всей России распространялись: посмотрите на карте, сколько наших кружочков отмечено. Тогда-то и было решено с учетом знания рынка распространения периодической печати создать свою службу.

Вот сейчас, когда вы проходите мимо газетно-книжных лотков и киосков, вы совершенно не видите чего-то спортивного, за малым-малым исключением. Будто и нет вовсе этих спортивных изданий. А у нас сейчас в ассортименте более сотни периодических изданий. Знают ли даже москвичи, об иногородних я уже не говорю, что существует несколько журналов по спортивным танцам: «Звезды над паркетом», «Мир танца», «Вестник танцевальной жизни» и другие. Все вместе они имеют достаточно крупный совокупный тираж.

А известны ли вам такие названия, как журнал «Мир художественной гимнастики», «Планета баскетбол», «Фигурное катание»... Многое издается в регионах: в Новосибирске – журнал «Богатыри», в Ижевске – журнал по пауэрлифтингу и тяжелой атлетике «Олимп».

Словом, в один прекрасный день собрали мы главных редакторов в Спорткомитете Москвы, чтобы совместно обсудить эту проблему распространения. И все высказались однозначно: такая система нужна.

И тогда Москомспорт, организация ММММ, центральная спортивная организация налоговых органов и центральная спортивная организация работников милиции создали некоммерческую организацию агентство распространения средств массовой информации «Московский спорт». Правда, вскорости новое начальство Спорткомитета Москвы посчитало, что популярность «Советского спорта» достаточно высока, и нет нужды развивать самостоятельный проект. Так газета «Московский спорт», которую мы с таким трудом пробивали, стала еженедельной вкладкой «Советского спорта». Но агентство наше сохранило название «Московский спорт».

– Раньше, чтобы издание завоевало популярность у читателей, нужно было какое-то время. Потребители этой информации должны были к ней привыкнуть, доверять ей, даже полюбить...

– Это было раньше. Сегодня все иначе. Идет активное продвижение на рынок печатных изданий, существуют ведь профессиональные методы, которые позволяют значительно ускорить процесс «раскрутки» издания, особенно, если подойти к делу с душой, с умом.
Конечно, можно долго ждать, пока оптовик согласится взять ваше издание, сетовать на проблему: в Москве зарегистрировано более пяти тысяч изданий, правда, в режиме активного коммерческого распространения работает не более четырехсот. Остальные не могут пробиться, у них просто нет денег.
Знаете, сколько в Москве стоит платная выкладка в месяц? Это чтоб везде лежало – в киосках, на лотках, в оптовых магазинах, супермаркетах и т.д.? Эту цифру учителям физкультуры мне называть даже страшно. И все же скажу: 50 тысяч долларов.
Зато ваше издание сразу приобретает широкую известность – разные рекламные возможности, выход на радио и теле, открывает для себя путь к различного рода бартерным сделкам.

– Алексей Валентинович, сколько времени вы уже занимаетесь этим делом?

– Больше года. Мы, к сожалению, поначалу несколько размазали проект: начали работать по традиционной схеме – продавать не только спортивные издания, но и иные. Пытались таким образом профинансировать свой проект.
Сейчас же мы стали представлять на своих торговых точках не только периодику, но и спортивные книги. В активном ассортименте у нас на сегодняшний день более восьмисот наименований спортивных книг и книг о здоровом образе жизни. Мы активно сотрудничаем с издательским домом «СпортАкадемПресс», издательским домом «Гранд-Фаир», издательством «Советский спорт». Что касается видеокассет, то здесь мы содружествуем с колледжем бодибилдинга в Петербурге, с производителями видеопродукции «Бергсаунд», с компаниями «ТЕНвидео» и другими. Посмотрите, какое прекрасное видео! Это не телепузики, не боевики, не мыльные сериалы, не зарубежные фильмы. Это наш, российский производитель, это и история спорта, и обучающее видео, и бодибилдинг, и фитнесс, и экстрим, и традиционные виды спорта. Вот они все «любимые» перед вами. Наш ассортимент уже более трехсот наименований. А среднемесячный совокупный разовый тираж периодических изданий, с которыми сотрудничаем, достигает 5 миллионов экземпляров.
Начинаем развивать сеть магазинов. Открыли еще один у Курского вокзала, подыскиваем помещение для третьего. Ждем предложений от школ или спортшкол. Может, им захочется иметь информацию о спорте поближе. Готовы организовать пробные выставки... и не только в Москве.
Мне кажется, да нет, я уверен, что в интересах всех (и государства в том числе), чтобы в каждом городе был магазин спортивной литературы, подобный нашему.

– Магазин магазином, дело хорошее, а как вы продолжаете пропагандировать разные издания и продолжаете ли?

– Прежде всего идет, если можно так выразиться, перекрестие. Один журнал или газета на взаимных основах рассказывает на своих страницах о другом. Кроме того, Радио России по вторникам делает обзор прессы, которая в свою очередь анонсирует Радио России. Рассказы о книгах в периодике увеличивают их тираж. А сейчас наметилась очень четкая тенденция к увеличению изданий спортивных книг. Мы на себе это чувствуем.
Продолжаем участвовать в массовых спортивных мероприятиях. Показали коллекцию спортивной прессы в правительстве Москвы, Госкомспорте РФ, Олимпийском комитете. Всем интересно. Предлагают сотрудничество. Чувствуем грандиозные перемены.
И еще один важный вопрос – о местных изданиях. В Петербурге – «Фигурное катание», в Ижевске – «Олимп»... Есть, наверное, издания, о которых мы даже еще не знаем. Всех мы приглашаем к сотрудничеству и готовы представлять их в Москве. Уверен, они наверняка хотят попробовать свои силы на московском рынке распространения, но не знают как. Поможем.
То же касается и новых московских изданий. Недавно, к примеру, были приятно удивлены журналом «Азимут» – об ориентировании. А есть еще журнал «Спорт ветеранов», «Яхтенный мир», «Пейнтбол». С нетерпением ждем их к себе в гости, а проще сказать – на наши прилавки.

– И последнее: вам, Алексей Валентинович, нравится ваша работа?

– Я такой человек по складу характера, что если бы мне не нравилось дело, я бы им заниматься не стал.

– Для такой работы много нужно разных человеческих качеств, и одно из них, помимо всяких деловых, умение сопоставлять, считать, предугадывать какие-то финансовые коллизии и т. д., еще нужно же иметь контакт с людьми, самыми разными, люди – это самый сложный материал.

– А еще интересно быть первым, первопроходцем. Интересно создавать что-то новое. И чувствовать, что это новое дело востребовано, необходимо. Видеть интерес и ребят, и их родителей. Наблюдать огонек в глазах и ощущать, что у нас они нашли то, что так долго искали.

 

Беседу вела Н. ШКОЛЬНИКОВА

Фото Н. Журавка

Рейтинг@Mail.ru