Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №1/2003

КОНКУРС ЖУРНАЛИСТСКИХ РАБОТ ГОСКОМСПОРТА РОССИИ
 

"Кого я считаю патриотом России"

Продолжение. Начало в №22, 24/2002

Старший лейтенант Седов

Сын бедного рыбака с Азовского моря, Георгий Яковлевич Седов закончил Ростовское мореходное училище, стал изыскателем, военным гидрографом. Верой и правдой служил Отечеству на Дальнем Востоке, командовал миноносцем в период Русско-японской войны, охранял вход в устье Амура. Он замыслил собственную экспедицию на Северный полюс, первую русскую национальную экспедицию. Северный полюс доселе не покорен – значит, надо водрузить там российский флаг, ведь его страна давно заслужила такую честь!
Пообещав себе и России достичь полюса, Седов вышел весной 1914 г. в поход по льдам, из которого – он понимал это лучше кого бы то ни было – уже не мог вернуться... За время двух зимовок на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа почти все участники экспедиции перенесли цингу, резко ослабели, упал и боевой дух, ни о каком полюсе невозможно было и мечтать. Тем не менее Седов покинул вмерзшее в лед у берегов Земли Франца-Иосифа судно и в сопровождении двух матросов, тоже тяжелобольных, отправился в путь.
Путь этот был недолгим. 5 марта 1914 г., пройдя чуть больше 100 км по тысячекилометровому маршруту к полюсу, Седов умер недалеко от острова Рудольфа, самого северного в архипелаге, на руках едва живых матросов. Тем удалось чудом возвратиться на зимовку, и в августе 1914 г. экспедиция на «Святом Фоке», потерявшем своего начальника и еще одного человека, умершего от цинги, пришла в Архангельск.
Бушевала первая мировая война. И лишь в советское время имя старшего лейтенанта Седова стремительно заняло высочайшее место в русской арктической истории.

Александра ПОЛЯКОВА,
10-й класс, школа № 7
Г. ИВАНТЕЕВКА,
Московская область

Отважный путешественник

Среди выдающихся ученых и общественных деятелей второй половины ХIХ в. одним из самых известных был Петр Петрович Семенов, носивший фамилию Семенов-Тян-Шанский.
П.П. Семенов прожил долгую и славную жизнь, полную труда и творческих исканий. Наделенный от природы большим талантом, всеобъемлющим умом, он с детства усердно занимался самообразованием и самовоспитанием. Окончив университет, он поставил перед собой две задачи: способствовать всеми силами развитию отечественной науки и принять участие в деле раскрепощения крестьян. Обе эти генеральные задачи он выполнил.
Доводить задуманное дело до конца было одной из важнейших черт характера П.П. Семенова.
Большинство крупных ученых посвящают себя какой-либо одной отрасли знания, часто узкоспециальной. П.П. Семенов-Тян-Шанский относится к той редкой категории ученых, которые, обладая многогранным талантом, внесли большой вклад во все научные дисциплины, которыми они занимались, оставив глубокий след в истории умственного и культурного развития русского общества.
Петр Петрович был отважным путешественником, открывшим горную страну Тянь-Шань, теоретиком и пропагандистом географии, а также великолепным ученым-организатором, в течение ряда десятилетий возглавлявшим Русское географическое общество и статистическую службу в России. Он известен и как ботаник, геолог и зоолог, как экономист и статистик, и как знаток живописи. Кроме того, он был крупным общественным и государственным деятелем. И на всех поприщах научной и общественной деятельности Петр Петрович проявил себя блестяще.
Автор монументальных работ по географии России, прогрессивный общественный деятель, П.П. Семенов активно участвовал в подготовке крестьянской реформы 1861 г., боролся за освобождение крестьян.
На мой взгляд, жизнь П.П. Семенова-Тян-Шанского – блестящий пример того, какую огромную пользу приносит человек своим трудом, умением использовать свои способности и твердой волей достигать поставленной цели.
Мне кажется, его можно считать настоящим патриотом своей Родины.

Татьяна ШАРКУНОВА,
10-й класс, школа № 7
г. ИВАНТЕЕВКА,
Московская область

Исследователь и первопроходец

К зданию знаменитой Кунсткамеры, что находится в Санкт-Петербурге на набережной Васильевского острова, выстраиваются сегодня длинные очереди. Много желающих посмотреть коллекции, начало которым положил еще Петр I, собиравший во всех местах, где он был, всякие редкости.
Часами можно бродить по залам Кунсткамеры. Впечатление от увиденного остается незабываемым!
Зачарованно бродил по залам Кунсткамеры и Володя Арсеньев. Позже, став уже взрослым человеком, он признавался, что экспонаты этого музея были самыми яркими впечатлениями его детства. Путь от одной витрины к другой, из одного зала в следующий – вот его самые первые путешествия. И его первое знакомство с наукой этнографией.
Пройдет время, Арсеньев совершит еще множество путешествий, станет известным исследователем, автором книг, которые читали и читают по сей день.
В.К. Арсеньев родился 10 сентября 1872 г. в Петербурге. Семья жила неподалеку от Смольного. Отец служил на Николаевской железной дороге конторщиком. Семья – а в ней было десять человек детей – жила небогато. Несмотря на недостаток средств, он смог собрать неплохую библиотеку.
География вошла в жизнь Володи Арсеньева с малых лет. В 1877–1878 гг. шла Русско-турецкая война. В семье Арсеньевых пристально следили за ее событиями. Пятилетний Володя впервые увидел географическую карту, когда вместе с отцом отмечал маршруты движения войск, искал города, названия которых фигурировали в сводках военных действий.
Причудливые очертания берегов, синие прожилки рек, коричневые пятнышки гор... Листок карты казался полным таинственного значения. Какого? Позже Арсеньев хорошо это узнает. Сам составит множество топографических карт тех мест, где он пройдет первым. А в каждой из экспедиций он вносил в путевые дневники собранные материалы по зоологии, метеорологии, ботанике, геологии.
В.К. Арсеньев дал подробную климатическую характеристику каждому из районов, указал средние летние и зимние температуры, количество осадков, причем к этому добавил и чисто практические наблюдения и соображения, связанные с возможностью возделывания сельскохозяйственных культур в том или ином районе.
Не менее значительным оказался вклад Арсеньева в гидрологию Приморского края. Реки, на которых ему приходилось бывать, описаны всесторонне: направление, протяженность, ширина, глубина, скорость течения. Он отметил общую характерную особенность приморских рек: почти все они в верхнем течении идут вдоль горных хребтов, но, слившись с другой рекой, резко меняют направление, «прорезая» горные складки и превращая их в ущелье. У приморских рек, отмечал Арсеньев, много своеобразных черт, которые делают их непохожими на реки каких-нибудь других регионов: быстрые подъемы воды, наводнения, причем после наводнений реки нередко образуют новые русла.
Во многих музеях нашей страны экспонируются сегодня научные, главным образом этнографические, коллекции, собранные Арсеньевым. Их могут увидеть жители Владивостока, Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Советской Гавани, Благовещенска, Читы, Казани, Москвы, Петербурга.
С высоты пьедестала смотрит Владимир Клавдиевич Арсеньев на город, раскинувшийся перед ним, один из тех новых городов, о которых он мечтал. Рядом на гранитной скале вырезан барельеф Дерсу Узала. Именем Арсеньева названы некоторые виды представителей флоры и фауны Дальнего Востока. Имя исследователя-первопроходца носят сегодня корабли, рудники, школы.

Екатерина ВИНОГРАДОВА,
10-й класс, школа № 7
г. ИВАНТЕЕВКА,
Московская область

«...Искать, где Азия сошлась с Америкой»

23 декабря 1724 г. Петр I назначил Витуса Беринга начальником Камчатской экспедиции. «Надлежит на Камчатке или в другом таке ж месте сделать один или два бота с палубами. На оных ботах искать, где Азия сошлась с Америкой...»
Потянулись «версты немереные»: Тотьма, Устюг, Тюмень... Зимовка в Илимске. До Юдомского креста из 203 дошли 85 человек – кто умер, кто сбежал. На построенной шхуне «Фортуна» добрались до запада Камчатки. На восток на собаках груз везли около 800 верст.
В Нижнем Камчадальском остроге заложили бот, который построили через три месяца. Вдоль побережья Камчатки и Чукотки через пролив (ныне Берингов) капитан вышел в Ледовитый океан. Из-за тумана Беринг не видел берегов Америки и на широте 67° 18' лег на обратный курс. Инструкция была выполнена.
В апреле 1732 года Сенат издал указ: «На морских судах идти для проведывания новых земель, лежащих между Америкой и Камчаткою...»
600 русских моряков участвовали в работе семи отрядов, 5000 человек постоянно обеспечивали транспортировку грузов. Всеми отрядами руководил начальник Второй Камчатской экспедиции – капитан-командор Витус Беринг.
Летом 1740 г. пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел» причалили в Авачинской губе. Здесь же Витус Беринг велел строить базу для дальнейших путешествий.
В 1741 г., возвращаясь с Аляски, корабли попали в шторм. На шлюпках команда добралась до ближайшего острова. Из-за непогоды пришлось зазимовать. Во время зимовки от цинги и холода погибло две трети команды и капитан.
Остров, где находится могила капитан-командора, стал называться островом Беринга, а острова – Командорскими. Не только остров, но и море, и пролив увековечили имя капитан-командора – истинного патриота Российского государства, который с честью выполнил все инструкции и указы, совершил героические походы, сделал географические открытия, создал почву для более глубоких исследований...
В 1992 г. стараниями ученых и специалистов разных стран на острове Беринга удалось найти захоронение Витуса Ионассена Беринга – выдающегося русского мореплавателя.

Дмитрий КАШКИН,
10-й класс, школа № 7
г. ИВАНТЕЕВКА,
Московская область

Пусть гимн России звучит чаще

Многие в детстве занимаются спортом: одни гоняют в футбол, другие предпочитают танцы. Вырастая, большинство постепенно забрасывают занятия, ссылаясь на нехватку времени. И по вечерам сидят подростки в подъездах или во дворах, а может, без дела слоняются по городу. Но есть и такие, кто упорно работает над собой и добивается успеха, кто идет до конца и посвящает жизнь своему делу. Я думаю, что истинный патриот не тот человек, который говорит, что любит свою страну, а тот, кто пытается что-то сделать для нее, для будущего поколения; человек, который переживает, болеет за спортсменов, отстаивающих честь России на чемпионатах. Патриотизм не зависит от профессии, но, наверное, тем, кто занимается спортом и обучением детей, чаще других приходится его проявлять. Я знаю много людей, которых можно назвать патриотами, и расскажу сейчас об одном из них.
Связать свою жизнь со спортом Ирина Викторовна Киевец, учительница Пушкинской средней школы № 8, решила с самого детства. Родители привели ее в секцию спортивной гимнастики, определив тем самым дальнейшую судьбу Иры. Тренеры отмечали способности девочки, и уже в восемь лет она приняла участие в первом крупном соревновании. «Я не испытывала страха, детям вообще не свойственно бояться, скорее, это было любопытство и радость чему-то новому», – вспоминает Ирина. В 30 лет гимнастка участвовала в «Зоне Поволжья», где в личном зачете заняла второе место. Набрав нужную сумму баллов, она становится мастером спорта. В «Первенстве Советского Союза» Ирина Викторовна в командном зачете заняла четвертое место.
С 1991 г., закончив Московский институт физкультуры, Киевец работает в школе. Своей главной задачей она считает воспитать в детях силу воли, трудолюбие, характер, сделать их сильными, красивыми, здоровыми. Ирина Викторовна вела секцию баскетбола. В 1997 г. команда девочек заняла первое место в чемпионате района, а мальчики часто удачно выступали в домашних соревнованиях. В 1999 г. Ирина Викторовна вместе с Ольгой Николаевной Назаровой организуют секцию художественной гимнастики. Администрация школы поддержала молодых педагогов. В гимнастику девочки пришли довольно поздно, самой старшей из них сейчас одиннадцать. Четыре человека из группы уже выполнили первый взрослый разряд. В основном юные гимнастки участвуют в соревнованиях по Московской области.
На вопрос: «Являются ли занятия спортом проявлением патриотизма?» Ирина Викторовна отвечает: «На большом уровне безусловно да, т.к. спортсмены работают, стараются изо всех сил не уронить достоинство страны, добиваются того, чтобы наш флаг развевался над флагами других государств, а гимн России звучал как можно чаще».

Анна МАЛЫШЕВА,
Анна ВЯТКИНА,
10-й класс, школа № 8
г. ПУШКИНО,
Московская область

 

Рейтинг@Mail.ru